|
Две руки у мамы -
Две головки гладить,
Чтоб помочь общаться, Дружбу вам наладить. Чтоб всегда
помочь вам В трудную минуту, Чтоб найти занятие И спасти от скуки. И большое сердце, Где вас всегда любят. И открыта дверца, Где вас приголубят.
18.11.05
2 года 8 дней
Мне понравилось сопоставление развития
ребенка с развитием первобытного общества: «Ребенок вообще проходит все стадии
развития первобытного общества – собирательство (все подбирает на прогулке и
домой тащит), охотится (на насекомых преимущественно), потом скотоводство (пасут
жучков) и земледелие (пытаются сажать)».
Максим
просыпается один раз ночью и зовет папу, влезает ему на ручки и просит пить,
потом писать, и опять ложится спать.
2 года
10
дней
Максим
пошел в детский сад. По утрам не хочет нас отпускать, потому что чувствует себя
не защищенным среди детей и перед взрослыми, для которых все дети равны. Но
увидели дома интересные перемены в поведении. Например, смотрю, снимает штанишки
и трусики, спрашиваю: «Почему?» Он, идя к горшку, отвечает: «Потому что писать».
Придумал своей собачке дома кличку. Первая игрушка, которая получила имя, да еще
и по инициативе самого Максимки: «Это собака Бабос». (в книжке Носова были две
собаки: Барбос и Бобик). Стал нас спрашивать: «Мама, мамочка, ще то
эта?»
2 года
16 дней
Максим бежит в садик, забегает в группу сам в верхней одежде. Каждый день дети
учат песенки и танцы, готовятся к утреннику – 8 марта.
Утренник
прошел на ура. Сначала Максим нас даже не увидел, не испугался зрителей, стоял в
центре в первом ряду. Активно пел последние слова каждой строчки. Пританцовывает. Нравится танцевать с Соней. Кружится, делает фонарики,
приседает, улыбается. Увидев нас, пошел к нам, мы просим: «Вернись к деткам, мы
хотим посмотреть, как ты танцуешь и поешь». Заплакал, когда после утренника
пошел в группу, а не к нам. Но быстро отвлекся на мероприятия в группе.
Еще
адаптации помогла нам книжка с иллюстрациями режимных моментов о садике: мы
смотрим, что делают детки в садике, даем имена нарисованным детям. Мне интересно
посмотреть, где на картинке он сам, какую роль он играет на рисунке. Каких детей
по именам часто называет. Как называет воспитателей. Книжка помогает 1)
знакомству и адаптации детей к детскому садику (показываем, что происходит в
садике, обращаем внимание на то, нравится ли ребенку то или иное мероприятие,
режимный момент, что он хочет пролистнуть), выявлению трудных моментов для
детей, диагностике его социального статуса, отношения с детским коллективом (как
зовут этих деток? Где ты? Обратить внимание, рядом с кем он находится, чем
занят, на каких страницах не хочет себя называть). Смотрим много рисунков: на
обложке дети играют разными игрушками, одни, несколько, опять игра в автобус,
один ребенок с игрушкой на странице, приход в садик с родителями, зарядка,
занятие по рисованию, уход за животными в живом уголке, утренник (исполнение
песни), чтение книжек, строительство из кубиков, игра в песочнице на улице,
туалет и умывание, обед, тихий час, игра на кораблике.
2 года 27 дней
Что-то произошло в садике. Максим не
хочет ходить в садик, плачет, тянется к нам. Плачет, как только начинают
накрывать в садике на стол. На площадках не стал играть с детками. Говорит, что
его обижают детки в садике. Начал защищаться кусанием. Так, как мы не
отреагировали на его изменения, не дали передышку, не поддержали, он заболел на
месяц. Болезнь нас откинула в развитии назад: стал писаться ночью и днем,
просить бутылочку с кашкой. Спрашиваем: «Пойдешь в садик?» «Нет, завтра».
Конечно, пока он не знает, что означает слово «завтра», но понял, что это определенная отсрочка, можно радоваться жизни, пока наступит то самое
завтра. Мне это напоминает Скарлетт. Любит свою кровать. Это определенный тыл,
детский домик.
Каждую шишку свежестукнутую протираем спиртом, тогда она на
глазах возвращается в исходное положение и не образуется синяк.
2 года 1
месяц 16 дней
Максим учит геометрические фигуры, цвет, алфавит. Новый этап в аппликации:
делаем оригами, бумажный самолетик, с которым потом играем. Разрезаю лист бумаги
на 6 частей, на каждой рисую геометрическую фигуру: "Какая это фигура, давай ее
вырежем ножницами", - и начинаем вырезать вместе". В развитии речи много новых
перемен: он отвечает на вопросы, составляет рассказ по картинкам и пересказ.
Начинает склонять существительные.
Продолжается лечение. Максим перед садиком проходил медицинское обследование,
сдавал анализы, теперь плакал даже тогда, когда его просто слушали. Мы опять
нашли помощь от книжки: Мишка врач идет лечить белочку, берет с собой в сумочку слушалку, лекарство, шприц, грелка. «Спасибо, врач Миша, что вылечил меня», -
говорит Белочка. Так Максим перестал боялся слушалки, врача.
2 года 1
месяц 26 дней
Положили Максимку спать в кроватку и шепчемся с мужем, когда и как пойдем завтра
в садик. Он услышал, подполз к прутьям с нашей стороны и тоже шепчется про садик.
Может
устроить истерику, если мы нарушили привычный порядок действий, например: взяли
кружку, начали наливать воду, а не дали ему пустую, а потом наливаем в кружку в
его руках. Набираемся терпения, не наказываем, не ругаем, понимаем, что он
пытается быть самостоятельным, усвоить действия.
2 года 2
месяца 1 день
Максим не может проснуться в садик. Не хотели щекотать и кричать. Придумали, что
экватор поднимает за пижамку. Он стал улыбаться и встал. Нашел среди игрушек
машину экскаватор: «Вот экскаватор, который меня будил». Это
одна из распространненных причин детских слез о садике утром - невысыпание.
Начинаем раньше укладывать спать и сами ложимся. Еще говорили, что
птички уже стучат в окошко и просят вынести хлебушек и покормить их. Дорога
превращается в интересное событие, по которой кормим птичек.
2 года 2 месяца 3 дня
Максюня уже довольный в садик ходил.
Одеваю его я, а ходит он с папой, и ничего нельзя поменять привычного в сборах
во избежание истерик. В группу не заходит, пока воспитатель все не бросит и не
подойдет встретить, обнять. Но вот просит оставить дома, надоел этот ритм,
режим, все по часам, по порядку, а ему захотелось полежать на диване, посмотреть
мультики, ох уж эти мужчинки. Говорит, что его детки в садике обижают, я помню,
как меня в «золотой рыбке» дети за столом обозвали и я из-за них себя неуверенно
и некомфортно чувствовала в садике. Один раз врач вовремя назначил лечение, без
которого повторилась бы моя детская – какая тесная связь, возможность вспомнить
и переосмыслить все взрослым умом и помочь своим детям. Вот так и ломаем опыт.
Труднее детям, у которых рядом нет родителей, а связь такая же сильная.
Максим в
садике, привела его, во дворе погуляли, вышли его одногрупники, он от них домой
зовет, он спокойно играет, вежливо спрашивает: «Мозя?» (можно?)
А они грубые:
хвать, рвать, все падает, он на них как на диких смотрит, опасается, лишний раз
не играет. Хотя игрушки заинтриговали, пошел играть, нашел акулу и рыбку и делал
из них паски... а я затерялась среди детей - предательница.
2 года 2 месяца 5 дней
Награда за
садик - в субботу пошли в кукольный театр на Кошкин дом, до этого 2 часа ждали, устали гулять и сидеть в
Макдональдсе... Ерзал на стуле во 2 действии. Смысл узнал и понял. А куклы в
музее его впечатлили: «Кто то?» - по 7 раз на каждую куклу...
2 года 2
месяца 13 дней
Максим пригласил в гости старшую девочку. Они вместе стали играть в
сюжетно-ролевые игры. Она распределяет роли, и Максим их выполняет. Ему
интересно наблюдать за ней. Знакомая отдала куклу. Максим целый день ее одевал,
кормил, катал на своих машинках и укладывал спать.
2 года 2 месяца 15 дней
Максим считает до 10. Спрашиваем:
«Сколько мультиков тебе включить, покажи» «Раз (два, три)» Учится показывать на
пальчиках до пяти. «Дай пять (две…), красную (желтую…)» Показывает сколько ему
лет. Так же просит конфетки, книжки. Едем в транспорте, Максим спрашивает:
«Пиехали?» «Нет, еще 2 станции, осталась одна станция (каждый раз загибаем
пальчик)» Одеваемся, говорю: «Давай правую ножку, левую туфлю»
Запомнил, где только что купили
мороженное, чипсы, вафли… В следующий раз, проходя мимо, просит купить. Если не
хочется пока истерик – нужно избегать покупок на глазах у ребенка. Мы учим
считать деньги, чтобы отдать продавцу. Опять подходим к магазину: Максим просит
что-то купить, но я отвечаю: «У меня нет с собой денег, которые мы можем
посчитать и дать продавцу». Задумался, пошел спокойно дальше.
Дома, в садике, у бабушки – он разный,
адаптируется к режимам, разная степень самостоятельности, (кушает, какает).
Знает подход к каждому взрослому: что, как, у кого попросить. Продолжаем
держаться той позиции: ты любимый, хороший, сильный, умный мальчик, но сейчас
сделал (поступил) не правильно. Начал говорить: «Больше не буду». Не дает детям
свои игрушки, ищем варианты: «Покажи, как ты играешь этой игрушкой, расскажи,
какие у нее части, какого она цвета, что она умеет…»
2 года 2 месяца 18 дней
Максим приехал в гости к бабушке и
дедушке. Там нет компьютера, мультфильмов. Зато мы наши диапроектор и пленки с
диафильмами. Теперь папа вспоминает детство, ложится перед сном рядом с сыном и
читает ему диафильмы. Интересно, что ребенку понравились те же диафильмы, какие
папе в детстве. Утром спрашивает: «Ты проснулась?» Дождалась нежных слов от
ребенка, обнимает за ноги и говорит: «Мама, я тебя любу». Воображение:
рассказывает о волке, который догоняет зайчика, а тут бегемот. Его
рассказ-сочинение - из 9 предложений. Потом рассказывает о жонглере, показывает,
спрашиваем: «Где ты видел такого дядю?» Отвечает: «В детском садике».
2 года 3 месяца 2 дня
Максим сидит, взял лист с напечатанным
текстом, читает: «Это Максим, мама и папа. Они идут из садика домой. Они идут по
этой доложке (рисует черту)». Просит краски: «Мама, дай каску» «Кашку?» «Нет
клллласку (старается произнести Р)» Ходим на кружок керамики: лепит пирожки,
булочки, а я леплю птичку, которая будет кушать эти булочки. Учится координации
движений пальцев, кистей рук. Идем домой, говорит что-то и перед словами
вставляет: «А-а-а-а (заикается)». Я игнорирую, веду себя как обычно, разговариваю. Через
какое-то время он сам говорит: «Мама, я хочу говорить вот так: А-а-а-а». «Зачем?
Ты хорошо разговариваешь. Так говорят детки, которые не могут сказать слово,
вспомнить букву, торопятся, волнуются». Подумал, начал говорить нормально.
Больше к этой теме не возвращались. Идет по дороге – настоящий мальчик, везде
залезет, поднимает палки, сбивает ими одуванчики, собирает камни. Пришел домой:
снял сам молча свои шорты, которые замарал, и пошел постирал в тазу.
2 года 3 месяца 15 дней
В садике подводят итог года для группы
Максима: «За этот год все детки сняли памперсы, сели на горшки; оставили соски,
перешли к ложкам; научились считать до пяти, выучили основные цвета, знают
несколько стихотворений; научились находить себе занятия в группе; начали
объединяться в пары, играть в сюжетные игры… Борцы за справедливость, защищают
младших и более слабых, не понимают необоснованные запреты и действия».
2 года 3 месяца 18 дней
Наступил «период оздоровления». В Украине
все летом стараются пойти в отпуск, поехать на море и к родным, которые живут в
маленьких городах, но чаще всего имеют свое хозяйство. Мы оставили садик и
поехали с ребенком к бабушке и дедушке оздоравливаться. Он очень быстро
установил летний режим.
Утром просыпается, немного лежит в
кроватке, иногда разговаривает сам с собой, а потом вылезает и идет к нам:
«Добое утло». Переодевается, кушает, садится на горшочек, а потом выходит
гулять: «Пацаны, я выхозу». Самостоятельно одевается, но не застегивается.
Согласовывает действия с другими детьми, делится игрушками, добрый, щедрый,
наивный.
День проходит быстро, он любит ходить
встречать дедушку с работы. Спрашивая: «Ну це то ты мне купил?» Потом помогает
дедушке и в огороде, и на рыбалке, и кормит каждый день нутрий, и ходит на
речку. Ходит за дедушкой с инструментами, то постукивает, то пытается сумку
поднести, то насос качает. Одевает такую же кепку, как у дедушки.
Любит купаться. Смешно чистит зубки,
полощет рот.
Вечером просит почитать книги, в том
числе по заниматься по развивающим журналам: «Учимся с мамой».
Перед сном смотрит детскую программу с
мультиком, переодевается в пижаму, кушает, идет на горшок, а потом в свою
кроватку. Спрашивает: «Наступила ночь?» «Да, наступила ночь, в окне темно».
«Спокойной ночи». Если мы стояли, задерживались в комнате, то говорил: «Ну иди
тозе спать».
2 года 4 месяца 5 дней
Говорит хорошо, склоняет, спрягает слова,
даже если незнакомые, поправляется, если я называю слово по-другому. Начинается
интересный период для наблюдений за речью. Точнее детским словотворчеством.
Записываем его тонкие наблюдения.
Во время беременности очень хотелось
творчества, общения, путешествий. Это характер моего малыша. У него
поразительное восприятие мира.
Вот стоят на полке простирилизованные
банки: одна трехлитровая, двухлитровая и шесть литровых. Он говорит: папа-банка,
мама-банка, детки-банки, Максим. Через два дня банки использовали по назначению
и убрали, осталась одна трехлитровая. Утром проходит Максим мимо полки: «Ах, а
где же детки? Детки-банки? А-а, мне варенье заклыли…»
Стоит рядом с окном, тихо. Подхожу и
сажусь рядом, а он за руку отводит и спрашивает: «Что то?» Я увидела в лучах
солнца пылинки, которые переливаются…
2 года 4 месяца 10 дней
Разговариваем о малыше, который скоро
появится в нашей семье. Готовим к появлению сестренки или братика. Он готов
поделиться своей одеждой, игрушками. Когда мы сидим, обнявшись, малыш реагирует
на тепло от братика и шевелится, Максим иногда с интересом прислушивается, а
иногда боязливо отходит. Понимает, что мама не может взять на руки, что маму
нужно беречь.
Покушал, приходит и показывает свой
живот: «Там кашка». Мы говорим: «Ого какой большой животик». Отвечает: «У меня
там братик» (так я говорила, когда была беременная второй раз).
2 года 5 месяцев 21 день
Максим очень любит слушать чтение книг.
Садится перед мамой и смотрит картинки, говорит, что почитать, быстро запоминает
стихи, рассказывает с мамой по слову.
Первое расставание с мамой: мама поехала
«на работу». Сын поцеловал, спокойно попрощался. Очень грустно, непривычно. Хотя
он уже достаточно самостоятельный и разумный человечек, но постоянно мысли о
том, как он, что он делает. Он вспоминает, разговаривает по телефону. На вопрос:
«Где мама?» Отвечает: «В Хакиве, на лаботе».
Первые два вечера ходил молча, поглядывая
на полку с книжками, а потом взял одну и подходит к бабушке: «Бабуська, мамы
нет, ты мне почитаешь?» Какая мудрость.
2 года 5 месяцев 24 дня
Купили конфеты и красиво раскладывают с
бабушкой в вазу, бабушка говорит: «Папа сладкоежка сейчас придет, мы будем его
угощать конфетами». А Максим говорит: «И маме повезем конфетки…» Сообщает по
телефону свои дела, новости и отходит, не любит особо общаться по телефону и
слушать.
2 года 6 месяцев 12 дней
Приехал муж
позавчера вечером, а вчера вечером - Максим, и времени ни на что не хватает.
Максим и сам себя хорошо умеет занимать – соскучился по комнате, по книжкам, по
кроватке, по компьютеру, по игрушкам – хватает то одно, то другое. Вот так
состоялась наша встреча: Максим вышел из метро за ручку с дедом и папой, такой
деловой, смотрит вниз на землю. Сначала вышла бабушка Лариса, которую он не
видел почти год, но он ее не заметил. Им пришлось остановиться и спросить: "Это
кто?" Он засмущался, как девочка, заулыбался и отвернулся в сторону – узнал, но
отвык. Ко мне быстро привык, хотя при
встрече чуть засмущался, но ручку дал и подбежал обнять. Подрос, повзрослел,
одет классно, говорит хорошо, послушный. Макс кудрявый, обросший, мы с бабушкой
зовём его ЛЕНИН, добавляем – сыночек. Ему понравился бабушкин подарок -
российский флажок, он даже спать с ним лёг, понравилась книжка «Почему» - он
изучил картинки, остальное - потом. Вчера разрешил бабушке снять с себя трусишки
и штанёшки, а сегодня не дал снять пижамную рубашку – пошёл к маме.
2 года 6 месяцев 14 дней
Из
бабушкиных наблюдений со стороны: «Общаются они как взрослые. Собираются гулять,
он её торопит: «Мама, посли». Раз 5 вопрошал, а потом говорит: «Ты готова?» И
она серьёзно соглашается. А перед этим подходит ко мне и спрашивает: «Ты
разрешишь погулять с мамой?» Говорю: «Разрешаю – гуляйте». Когда по ТВ концерт,
и даже если солисты поют без микрофона, он достаёт свой синтезатор, подсоединяет
микрофон и поёт, приближая и отдаляя от рта и прикрывая глазки. А потом встаёт и
танцует, умиляя бабуську. И мама расцвела, наблюдая за сынишкой. Мама Лена даёт
Максику лекарство, а он вежливо: «Не, не надо, спасибо», - и отходит. Сразу же
руки опускаются, чтобы догонять и всовывать. На животик показывает и объясняет –
там братик. А малыш там уже ровно 40 недель. Понравилось ему, похоже, под
сердцем мамочки…мы сделали прогнозы: муж думает – родится завтра, я –
послезавтра, а Лене осталось сказать – послепослезавтра (в четверг, забегу
вперед – так и получилось). Живот увеличился за 4 последние дня, она с трудом
встаёт со стула, вечером устаёт, но сейчас ей привезли долгожданный и любимый
«стимулятор» (сына), и она ожила, быстро двигается, быстро встаёт. Мы уже
высчитываем предполагаемый вес второго малыша– 3700-3900.»
2 года 6 месяцев 16 дней
У Максика родилась сестричка. Он пришел с
бабушкой ко мне в роддом, принес кефир и стал проситься ко мне в палату. Мы
договорились, что завтра он придет забирать нас домой. Так как по УЗИ ждали
братика, то сначала он удивися и просил все-таки братика, но потом смирился и с
сестричкой.
2 года 6 месяцев 24 дня
С интересом и участием за всем наблюдает,
даже когда называли разные имена, чтобы назвать ее, стал переживать и сказал
уверенно:
"Это Агелина!" Мы называем второе, малышка начинает хныкать, а брат заступился:
"Не надо насивать (называть), это Агелина!"
2 года 7 месяцев 18 дней
Максик
сильно переболел вирусной инфекцией (вся группа в садике, включая воспитателя).
Привезли Максима от бабушки - ему бы там нужно было подлечиться, а мы его
недолеченого в садик неотопляемый - неправильный ход, мол само пройдет, времени
нет лечиться, а он через 3 дня инфекцию принес нам. Муж его просит выпить
лекарство выжидает, он должен понять причину и свыкнуться, что придетсяя
выпить, чобы не было насилия – и он действительно сам берет в руки ложку и пьет,
но выжидаем по 5 минут, ходим с лекарством за ним и аргументируем. У него итак
аппетит не очень, а теперь совсем ест плохо... чем кормить?! Ох уж этти детти,
пока их вырастишь...)
2 года 7 месяцев 20 дней
Очень нежно к сестре относится, гладит, а
мы переживаем, как бы что не случилось, как бы не заразил, отгоняем, на что он
сильно обижается. Я поняла, что главное – не озлобить, не настроить сейчас
против друг друга, не сделать третим лишним или менее важным, хорошим, нужным
для нас, е отбить желание омогать и общаться с ней, ухаживать вместе. Он любит
сестренку, не может пройти мимо и не погладить. Говорит: «Агелинка, кажи маме
«гаи-гаи» (ударный а)». Это то, что она часто теперь говорит. Я перефразирую:
«Ангелинка, скажи Максу «гаи-гаи»». Она поворачивается в его сторону и улыбается
- он счастлив.
2 года 7 месяцев 24 дня
Сейчас все
записывается и остается на уровне подсознания у ребенка, оно закладывает основу:
как ко мне относится каждый член семьи, какую роль среди членов семьи отвели
мне, какой я, как ко мне относятся сверстники и т.д. Поведение не регулируется
сознанием и нравственными нормами, оно поддается чувствам, настроению,
выражается спонтанно. Вырастая, мы не помним очень многое, но именно оно влияет
на нашу самооценку, объясняет наше отношение к другим членам семьи. И только то,
что мы можем вспомнить из детства – какие-то отдельные картинки – находятся в
нашем сознании.
2 года 7 месяцев 28 дней
Заметила,
что он стал более раним среди сверстников и остро реагирует даже на наши упреки
и недовольства; (повышение голоса и ругание его - вообще теперь отсутствуют в
нашей семье). Говорит: «Уеду к бабушке и дедушке...» Когда отвечаем: «Ну и
езжай!» Когда ловлю, щекочу и говорю: «А я тебя не отпущу, я же тебя люблю,
скучать буду!» Смеется. Когда серьезно спрашиваю: «А как же мы?» Он забывает про
обиду: «Я вас с собой возьму».
Внимание к себе тоже замечает, ценит: «Ты
меня встретила на крыльце? Это ты меня сегодня из садика забрала?» Стоял и
смотрел на деток, они забрали у него свой мячик, потом разбежались по домам,
подхожу целую в щечки - расцвел и начал бегать.
2 года 8 месяцев
Пришел с садика поцарапаный мальчиком, ко
мне прижимается, глажу, а потом поворачивается, услышав запах молока: «Ну где
твоя дочка? Корми ее!»
2 года 8 месяцев 3 дня
Вчера в больнице увидел детей, говорит:
«Мама, можно потрогать вон ту маленькую девочку?» Она его шлепнула ручкой. Он
ушел расстроенный ко мне и встал молча. Говорю: «Она общаться не умеет, подойди
поздоровайся». Все получилось. Он за ней преданно ходит. А она уже со всеми
переобщалась, везде излазалась, всех пошлепала, у всех все повыпрашивала и
позабирала...
2 года 8 месяцев 4 дня
Сидим на
лавочке рядом с мужчиной, он читал студентам этикет. Разговорились о детях и
воспитании. Мы сошлись на важной мысли: «Повышение голоса на ребенка – не
допустимо, оно говорит о нашей слабости, бессилии, отсутствии аргументов и
терпения». Нам кажется, что мы в крике сильнее, но малыш в этот момент мудрее.
Если он тоже пытается крикнуть в ответ – пытается показать нам, как это выглядит
со стороны, поговорить на равных. Хуже всего, если малыш замыкается, обижается
на вас. А ведь без аргументов он не сделал выводов, поэтому его поведение не
изменилось. Смысл обид?
2 года 8 месяцев 5 дней
Хорошая
программа: «Супер-няня». В проблемную семью, где много детей, приходит няня,
анализирует проблемы воспитания, высвечивает первопричины, помогает. Чаще всего
организует режим, отношения между родителями, учит методам наказания, например
«Стул-наказание»: строгим голосом предупреждаем ребенка: «Будешь так себя везти,
мне придется тебя наказать и посадить на стул!» Потом садим: «Сиди и думай, пока
мама не разрешит встать». Перед тем, как разрешить встать – нужно, чтобы ребенок
извинился.
2 года 8 месяцев 6 дней
Рисуем с Максимом и лепим. Сам просит ему
достать то, что нужно для желанной деятельности. В рисовании главное научить как
правильно пользоваться красками, как правильно держать кисточку. А потом дать
свободу проявлению творческому. Любит составлять крупные пазлы.
2 года 8 месяцев 7 дней
Раньше говорил чище и четче, а после лета
у бабушки, где активно общался с детьми, которые не четко выговаривают все
буквы, шепелявят, стал повторять. Прошу: «Скажи еще раз правильно (сама называю
слово. Он повторяет, главное – не обижается, старается, понимает, что все
говорят не так)».
2 года 8 месяцев 11 дней
Играем со
старшим ребенком: «Покажи, где у маленькой сестренки ушки, ножки, нос (пип),
ручки…» «Ангелина, скажи маме: «Гаи-гаи»» Вторю: «Ангелина, скажи Максимке:
«Гаи-гаи» Максимка смеется. Подносим навстречу друг другу: «Лобик-лобик,
носик-носик, ушки-ушки, ручки-ручки». Для другого возраста нужно придумывать
другие игры.
2 года 8 месяцев 13 дней
Сидим на
пеньке, читаем, солнце, а рядом в коляске спит сестренка… Мультфильмы
практически полность заместили книжки и чтение. Понятно, что когда ребенок
вырвастет, то будет предпочитать телевизор и компьютер вместо книги. Хотя такое
приятное личное взаимодействие с ребенком, когда садишь его к себе и читаешь,
говоришь по картинкам, спрашиваешь его мнение…
2 года 8 месяцев 15 дней
Не умеет
самостоятельно укрываться и мерзнет ночью. Это грустно. Как научить натягивать
на себя, а не только скидывать, когда жарко.
2 года 8 месяцев 22 дня
Жвачка –
проблема века. Дети так и хотят съесть жвачку, готовы доедать выплюнутые жвачки,
поднятые с земли. Нужен глаз да глаз. Но а когда не усмотрим? Нужно найти
какие-то слова, чтобы понял и не стремился их поднимать…
2 года 8 месяцев 23 дня
Сам одевается и обувается, занимается
этим процессом с удовольствием. Осваивает расстегивание пуговиц. Обходит лужи,
расстраивается, когда испачкается. Идем по улице с Максимкой, он обязательно
держится за коляску, помогает. Вдруг спрашивает: «Мама, мы налево повернем?»
Говорю: «Направо. Покажи, где правая ручка? Правильно, а ножка? Повернем за
ними, значит направо». Идем и всю дорогу комментируем: «Повернули налево, теперь
направо, опять налево».
Учимся переходить дорогу: «Максим,
переведи меня через дорогу, когда можно идти? Почему? Где переходить дорогу? А
тетя правильно перешла?»
Поднимаемся по лестнице: «Левой, правой»
Или по лестницам идем – спрашиваю: «Какая выше ножка, какой рукой держится за
перила?» Или считаем ступеньки, начиная с первого этажа до 10, и дальше 11, 12,
13… Или поднимаемся по ступенькам и произносим буквы: «А, б, в, г…»
Сначала весь алфавит называла я, теперь
через букву называем с сыном, я то начинаю с "а", то с "б".
Важно, что сначала он научился выделять
из окружающего мира речь, слова и буквы, просит: "Почитай" или спрашивает: "А
здесь что написано?" Теперь мы запоминаем отдельно алфавит, отдельно зрительно
знакомимся с буквами, играем. Главное понять, что нужно
услышать в слове буквы, назвать первую. Играем: «Я скажу слово, а ты назови
первый звук», «Я скажу букву, а ты слово».
2 года 8 месяцев 26 дней
Постоянно
говорила: «Девчонка, мы девчонки». Максим вторил мне. Уехал на выходные к
бабушке, пошел вчера к нутриям поздороваться, а уходя кричит им: «Пока,
девчонки!»
2 года 8 месяцев 29 дней
После садика пошли с Максимом в
парикмахерскую в первый раз. Это важно для формирования самооценки. Плюс это
необходимый опыт для сюжетно-ролевой игры в ближайшем будущем в садике. Сначала
ему все понравилось, а потом устал, закрывал глаза от фена, брызг, металлической
расчески. Но потом довольный всем рассказывал: «Меня тетя в парикмахерской
подстригла». Проходим постоянно мимо, а он показывает: «Вот тут тетя
подстригла».
Сам покупки делает. Дает деньги,
называет, что нужно ему купить.
2 года 9 месяцев 2 дня
День расписан по часам. Накладываются два
режима: Максима и Ангелины. Есть правила, например: после улицы всегда моем руки
(моем жидким мылом, это очень нравится). Утром и вечером чистим зубки (я сажусь
перед ним на корточки и сама чищу, он стоит рядом и чистит со мной, глядя на
меня). Разделись – складываем аккуратно вещи на место, поиграли – убрали игрушки
на место, порисовали – убираем на место, потом берем следующие предметы, поели –
помыли посуду (маленькое помещение обязывает ответственнее относиться к порядку,
приучать к труду). Делаем зарядку, но не каждый день, к сожалению. Учимся
заправлять кровать. Максим с удовольствием помогает готовить, стирать, купать
сестренку. Главное, все посильное доверять, воспитывать желание помогать и
трудиться, радость за результат и оказанную помощь, трудолюбие.
2 года 9 месяцев 6 дней
На выходные ходим в ботанический сад,
вместе везем коляску, показываю белку, потом бабушку, которая кормит голубей,
набираем чистой природной воды для чая. Целую Максимку в щечки,
а он вытирается.
2 года 9 месяцев 12 дней
Режет ножницами (должны быть заранее
отложены всякие разные кусочки, которые можно резать и журналы, газеты, из
которых можно вырезать картинки.). Готовимся к аппликации.
Любит лепить. Я показываю, как можно
что-то лепить, он рядом делает второй такой же предмет, обыгрываем.
Любит киндер-сюрпризы, особенно сами сюрпризы. Складывает их под подушкой (два
приведения, но он их зове человечками). Если что-то не по его, говорит: "Все, я
с тобой не дружу". Взвесились и измерились: 95 см, 15.700 с одежкой зимней.
Вечером мы с мужем разделились: он укладывал Максима, а я Ангелину. Стал папа
гладить сына рукой по голой спинке, а сын ему говорит: «Ой папа, у тебя руки… ты
же не побрился! (шершавые от мозолей)»
Увидел, что болит зуб у тети, комментирует: "Надо ремонтировать". Интересный
возраст с 2 до 5, можно записывать за одним ребенком интересное
словообразование, за другим - мудрые высказывания, за третьим - юмор...
Макс ждет деда мороза. Просит книги и
мультики про медведя, бабу ягу и деда мороза. Хочу его сводить, покататься на
льду на коньках, в цирк на елку и в кукольный театр, может в макдональдс. А еще
будут елка в общежитии и в садике. Вот такая программа на декабрь. Рад
сестренке, кричит мне в восторге: «Ой, она мне что-то сказала! А, она сказала ГУ!»
Обнимает ее и меня по очереди. Учим с ним буквы: поднимаемся по лестнице, говорю
алфавит по букве на ступеньку, качаю на качеле – говорю алфавит по букве на
качание. Сам спрашивает меня, показывая на Ангелинкин поздравительный плакат:
«Это какая буква?» Просит прочитать надписи на тюбике зубной пасты и ручки,
запоминает и повторяет с интересом.
2 года 9 месяцев 14 дней
Стреляет из ружья, говорит: "Умирайте!" Сам ложится на пол и
претворяется убитым, а потом подглядывает и смеется. Приходит как-то домой насупленный,
спрашиваю: "Что случилось?" "Не пойду играть с детками, там Лешин папа меня
ругает". Пойдем, его спросим за что. Идем, выясняем, что он из ружья стреляет,
тычет, не понимает, что нужно на расстоянии, помирились и остались играть
вместе. Он рад, что мама помогла уладить конфликт.
По телевизору идут бальные танцы, хочу выявлять задатки и увлечения,
спрашиваю: "Максим, красиво танцуют парень и девушка? А ты хочешь танцевать
так? Представляешь, будешь с девочкой красивой танцевать?" А он отвечает: "Я
буду танцевать с мамой! А вообще я не буду танцевать". Пошла готовить на
ужин котлеты, Максим пошел мне помогать. Все перекрутили, я пожарила, а
Максим рассказывает, какие продукты нужны для этого блюда. Надо будет завтра
закрепить эти знания.
"Максим, ты маленький, поэтому..." - начинает кто-то свои объяснения.
Максик прерывает: "Я не маленький!"
Наблюдательный, идет, замечает, что
изменилось, у кого дверь поменяли, где что покрасили, где что повесили,
заменили...
2 года 9 месяцев 16 дней
Вчера Макс шел домой из садика, говорит: «Ой, что-то на улице моим горшком пахнет… а тут сигаретами…» Говорю: «Жалко, что тебе улицы родного города так пахнут, а не духами, цветами и горячим хлебом…»
Нас обогнал подросток на маленькой, но настоящей машине, похожей на детскую, которая стоит для проката в парке. Максик просит: «И мне такую надо, и велосипед большой».
Дома его ждала новая зубная паста, детская (до этого мы каждый день чистили травяной, с корой дуба), а тут новый вкус и запах, красивые герои из
"Винни пуха" диснеевского (нашли две игрушки на полке такие же как на рисунке), она столько произвела впечатления, что он поставил ее рядом с кроваткой, засыпая слышал ее запах. Утром пошел чистить зубки, ради этого быстро встал. Интересно, он смотрит на жизнь и на вещи, не переводя все как взрослый человек в денежный эквивалент. Он радуется подаркам, потому что они близки, интересны, а не потому что дорого стоят.
Когда два ребенка, можно соревноваться, это тоже хороший педагогический прием: над кроватками, в коридоре и над кухонным столом повесить «весы», «клоуна с разноцветными рукавами»
или купить магнитики на холодильник: девочка и мальчик, ботинок, чайник,
кроватку), перевешивать ленточку или кольцо на ту сторону, кто из детей быстрее уснул, оделся или лучше поел. В
отличие от некоторых других приемов, он срабатывает постоянно. Дети каждый день смотрят, на какой стороне висело кольцо, и после еды, прогулки или сна куда его перевесили. Даже если сестричка маленькая, этот прием хорошо действует на старшего, главное, по справедливости.
Папа звал его одеваться, а потом от
Макса штаны пошли сами гулять… Ест плохо, в садике когда надо кушать -
обхватывает рукой голову (лоб, как мудрец), няня смеется с него, уговаривает.
Мы засыпаем весело: я кормлю дочку, пою детям колыбельную, под которую хорошо
засыпает муж за спиной, а свободной рукой глажу торчащие из кроватки ножки
сынули. 2 года 9 месяцев 21 день
Максим созрел до машинок из мелких деталей (лего),
конструктора (красивые постройки для машинок и маленьких игрушек
самостоятельно ставит),
киндер-сюрпризов, любит слушать про черепашек Нинзя, человека
Паука, их подвиги. Нравится, как он подходит к полкам с
книгами или материалами для рисования и творчества, до которых не достает, и
просит каждый раз что-то, по чему соскучился и к ему лежит сейчас душа. Так же
мультфильмы разные просит включать, то про Чиполлино, про акул и крокодилов, то
"Ну, погоди!", то Диснеевские.
Вчера в гости пришла соседская девочка. Они шалили, а потом
стукнулись, расплакались, а потом стали мириться - целоваться! Правильно, ведь
поцелуи в нашей семье - норма, он целует меня, сестренку, почему нельзя
поцеловать соседскую девочку пять раз в щечки и пару раз в губы?!
2 года 10 месяцев 5 дней
Максим порвал браслет и спрятал. Спрашиваю:
"Почему спрятал? Боялся, что буду ругать? Нужно всегда отвечать за свои
поступки, стараться не делать такого, за что потом тебе стыдно, а если сделал -
найди силы признаться, будем вместе думать, что делать". Нашел жвачку в
сумке (тоже плохо, что ему разрешали найти то, что ему купили, лежащее в чужих
сумках и пакетах...) и говорит мне за нее "спасибо", я говорю: "Хорошо, возьми
одну, но ее нельзя глотать, только долго жевать и выплевывать". Но в этом
возрасте, да и вообще они не нужны, он ее проглотил. Любит играть фонариком,
свистком, а не давно нашел с папой вентилятор, привязал его к поясу и
превратился в Карлсона. Ангелинка (младшая сестричка, которой 3,5 месяца) у меня
на руках, но прислоняется к его груди, как бы обнимает, а он ей: "У меня нет
кушать, у мамы попроси".
Остается один дома, включаем мультики и
договариваемся: "Я сейчас уйду, но скоро придет папа (он знает, что делать, если
что-то случится и просим подстраховать соседей)". Такая необходимость бывает
редко, но я поняла, что он уже самостоятельный взрослый мальчик.
Потому я и начала вести за Максиком дневник, мне казалось, что он очень
развитый. А теперь записываю в нем же про Ангелинку и мне кажется, что она еще
более развитая. Соседи хвалят Максика, говорят, что мудрый, взрослый, когда за
детьми наблюдают. Но эмоциональный, переживает, даже если собирает машинку, а
она в последний момент ломается...
Общаясь с детьми, я редко себя чувствую мамой, мне кажется, я еще сама
маленькая, поэтому общаюсь как друг, учусь управлять эмоциями, стараюсь все
аргументировать, часто предвижу маленькие проблемки, о которых предупреждаю, но
из-за не прислушивания к моим подсказкам так и происходит - это больше всего
меня расстраивает, злит, еле сдерживаюсь, чтобы не упрекнуть и не поругать
именно за игнорирование маминых подсказок.
2 года 10 месяцев 12 дней
Зашли с Максимкой в спортивный магазин и полилось: "Мама,
купи мне, позалиста, вот это. И вот это тозе, позалиста, купи. А это что? И
такое мне надо". Это хорошо, что ему нравится спортивный инвентарь, интерес к
спорту. Жалею, что нет в доме тренажера и снарядов...
Балуется со мной, чтобы я рычала и догоняла, как-будто я
- волк, но тут же кричит: "Будь мамой!" Прямо волшебник какой-то, то
закалдовывает, то раскалдовывает.
Пишем письмо Деду Морозу, вместе, чтобы захотел учиться
писать и читать, чтобы выразил свое желание, чтобы я о нем узнала, чтобы
запоминал свой адрес (Прошу: "Скажи адрес, фамилию и имя, возраст Деду Морозу,
чтобы он подобрал тебе подарок принес по правильному адресу").
С того момента, как появилась в доме елка, начал каждый
день искать под ней подарки и звать Деда Мороза. В итоге подарков получилось
больше, чем мы и он хотели и ожидали, пошел какой-то сбой и он начал все
просить, через пять минут откидывать подарок и спрашивать: "А что еще ты
мне купила?" В итоге поговорили на тему подарков и их количества отдельно с
сыном и отдельно с мужем - как их количество прореживать, как выжидать подарок,
чтобы ребенок успел захотеть, подождать, чтобы понимал цену им, чтобы радовался
и ценил их и нас, дарящих.
Мой любимый девиз: "Покупок и подарков должно быть мало, но
нужных, желанных и хорошего качества".
Укладываем спать, кормим, говорим: "Дед Мороз наблюдает
за тобой, давай вести себя хорошо, чтобы он еще в твой подарок одну конфетку
доложил. Подарки нужно заслужить!" Как красиво на самой
большой площади Европы. Мы были во вторник на открытии елки, барабанили деды морозы,
потом мэр поздравил, потом елка зажглась, Макс кричал: "Елочка, зажгись!"
Потрогали все елочки из мишуры и огоньков, налюбовались на синие деревья. А
потом был маленький салют, но последние шары и золотой дождик тоже очень
понравился. С собой в метро брали сестричку в коляске. Максим был счастлив,
глаза блестели, попросил воздушный шарик. Вся семья почувствовала праздник!
На следующий день был утренник в садике у Макса, он был собачкой беленькой, а на этаже бегает
в разных костюмах: то в маске волка, то с пропеллером Карлсона, то с носом
Буратино, а теперь просит костюм Человека-паука...
Очередная елка. Дед Мороз пришел в общежитие. Максим рассказал стихотворение
очень тихо. Очень обрадовался пистолету и молотку.
Рядом с елкой дети играют в третий лишний. Наш Максим не совсем вник в
правила игры и когда двое стали бегать друг за другом вокруг круга, он стал
бегать третьим.
2 года 10 месяцев 16 дней
Обычный день. Утром по телевизору включаем мультики и с ними просыпаемся
в садик. Одеваемся и идем спокойно. На улице встречаем знакомого сторожа,
который знает и называет Максимку по имени и шутит с ним, только по дороге домой
они активно общаются, а по дороге в садик Максим увидев его из далека, закрывает
лицо рукой, видно только улыбку, и бегом проходит мимо, чтобы потом оглянуться и
крикнуть: "Здравствуйте!", а его никто бы не успел остановить, догнать. Перед
группой целуемся и прощаемся до вечера.
Это пятница, поэтому я иду и закупаю продукты с дочкой для всей семьи на
выходные, делаем генеральную, стираем, готовим, печем, чтобы было больше времени
на выходных для общения, ведь еще стирка, купание. (А в понедельник мы опять
идем в магазин и закупаем продукты на будни, опять генералим и убираем все на
места после выходного общения).
Вечером выбегает з группы счастливый со словами любви к нам: "Мама, папа,
я вас любу, я соскучился по вам!" По дороге из садика рот не закрывается, он все
рассказывает, все комментирует. Мы показываем друг другу интересные моменты,
развиваем внимательность: "Ух ты, на ветке сидит много воробьев! А там кто-то
оставил оранжевую каску, ее надо потрогать! А тут вчера песка не было! Смотри,
какой высокий дом построили дяди, спасибо, дяди, что построили такой дом нам!
Смотри, какая машина! С новым годом, тетя и дядя!"
К нам пришла подруга Максима, которой 4,5 года, и мы стали раскрашивать, я
помогала одной рукой не выходить Максиму за черту (держала его руку или
подставляла с одной стороны картон, чтобы карандаш не рисовал под ним), а второй
рукой держала сестренку, которая так и вырывалась рисовать и раскрашивать с
детьми. Потом мы пошли к елочке, старшие дети стали бегать, но мне нужно было их
успокоить и я предложила сначала посидеть под ней и послушать ее историю, что
она расскажет о своей жизни до этого праздника. Юля ничего не услышала, а Максим
услышал! А потом я предложила тихонько загадать желание на весь этот год. Максим
загадал, чтобы пошел снег и были красивые снежинки, а Юля, чтобы ей подарили
пазлы Мишку. Вот такие интересные дети. Потом взяли уникуб Никитина, смотрели
грани, подбирали и строили по картинке. Перед сном дети сели напротив друг друга
и катали машинку, Ангелинка опять наблюдала за игрой. Вот такой обычный день.
2 года 11 месяцев 2 дня
Необычный праздник для детей 13 и 14 января. В первый день собрались все
соседские дети, одели белые украинские рабашки и стучали ко всем, щедровали,
желали всего хорошего и получали сладкие презенты и монеты. А 14 числа ходили
только мальчики, посевали крупами по комнатам. Максим стесняется, рассказывает
тихо, а если незнакомый человек, то и не каждому расскажет стишок, но ходил с
Юлей. Ему нравилось не столько сладкое и монеты, как старшим детям, сколько
понравилось ходить в гости, гостеприимство, посевать крупой. Но в итоге мы
посчитали его первый доход и стали спрашивать, что он хочет купить на эти
деньги. Во второй половине дня мы пошли в супермаркет, в детскую комнату. Купили
чипсы и машинку. Максим сам выбрал и купил себе зеленую шкоду. Идет домой
счастливый.
В последнее время стал плевать. Проходим мимо машины, а он плюет в ее сторону.
Просто: "Не плюй!" не поможет. Объясняю: "А если дядя выйдет и плюнет на твою
новую машинку?" Задумался. Больше я не видела, чтобы он плевался.
2 года 11
месяцев 3 дня
"Я был дельфином и плавал в море!" Я ждала в этом возрасте его мысли о
мироздании, своей жизни, прошлом и будущем. Мы переглянулись с мужем и стали
уточнять: "Так вот почему ты любишь купаться и воду с рождения, проявляешь
интерес к акулам!" Папа уточнил: "А может ты был акулой?" Ну какой ребенок не
согласиться быть более сильным, чем дельфин: "Да!" На что папа сник: "Ну вот,
видишь, он хоть что подтвердит". Просто не нужно нам было перебивать и вмешиваться,
а просто внимательно слушать.
2 года 11
месяцев 4 дня
Максим
может спокойно сидеть рядом с сестренкой, когда она пытается с ним общаться,
любит, когда она пытается к нему идти ножками на встречу и поощряет, как и мы,
хвалит и целует.
Я стала хвалить не просто: "Молодец", - а говорить: "Все съел, пятерка. Быстро
оделся - пятерка. Убирай все игрушки, нужно заслужить пятерку".
Любит резать ножницами. Я не вмешиваюсь в этот процесс, просто наблюдаю за
процессом и техникой безопасности. Он может изрезать 2 - 3 листа на мелкие
части, а потом берет совок и заметает их веником. Ножницами срезает край
упаковок от сладостей, чая, кофе.
Готовлю на каждый вечер то пластилин, но книжку, то развивающую игру. А что-то
вспоминает он сам и просит.
2 года 11
месяцев 8 дней
Максим на выходные ходит гулять с папой и сестренкой, а я занимаюсь стиркой,
готовлю горячий свежий суп. Пришли мои мужчины и дочка с прогулки, а на столе
стоит семейный обед. Это мои детские воспоминания, когда вся семья на выходных
вместе собирается за столом и кушает что-то вкусное. Решила эту традицию ввести
в свою семью. Румяный сын уплетая суп говорит мне: "Вкусно. Класс! Пятерка
тебе!"
После прогулки в этот раз нас ждал еще один сюрприз - посылка от нашего друга.
Максим с радостью открывает подарок, с любовью запакованный и подписанный для
каждого члена семьи. Ему опять же пока важно не столько что и сколько стоит, а
сам факт посылки, раскрытия. Он перебирает конфетки, которые везде попадаются,
угощает нас.
Вечером сел на горшок, а потом встал, взял газету и опять сел. Сидит листает,
открыл страницу для детей. внимательно медленно перелистывает страницы с
телепрограммой, мы наблюдаем с мужем и улыбаемся. Он вспомнил анекдот: ""Сколько
ты читаешь каждый день?" - спрашивает один другого. "Не знаю, сколько оторву", -
отвечает тот".
Просит жвачку, обещает не глотать, пробует и доказывает, что
умеет держать слово.
2 года 11
месяцев 18 дней
Максим: "Мам, а когда я был такой же маленький, как сестричка, я тоже кушал
молоко? А оно было у тебя где? В голове?"
Чувствует рифму, пишет стихи: "Маленькая мышка, где была ты?" Остальное я сразу,
к сожалению, не записала.
Играем вместе: Максим, я, Ангелинка, Юля. Кто-то прячет в руке предмет, а
остальные угадывают, задавая наводящие вопросы: "Этот предмет - пластмассовый?
Он зеленого цвета? Это игрушка? Это животное? Крокодил!" Максим сдается самый
первый: "Да, пластмассовый крокодил," - и показывает. Раскладываем на стуле пять
предметов: "Что изменилось из разложенных 5 предметов? Что я убрала? Чем
заменила?" Гольф: бегает с палкой и маленьким мячиком, бьет по мячику.
2 года 11 месяцев 28 дней
Максим бодает сестричку, чтобы насмешить, играет в прятки, радуется.
Идем домой вдвоем из садика. Тепло. По дороге встретили восемь снеговиков, у
подъезда - девятого, надо слепить десятого. Очень весело. Незаметно перешли на
снежки, катание на санках с горки, опять снежки. В итоге Максим покатал меня на
санках и мы мокрые и счастливые пошли домой. Для нас это было важное время,
чтобы побыть вдвоем.
Максим заинтересовался шнурками. Путает их путает и смотрит, что они
распадаются. Вспомнили с ним материал Марии Монтессори - шнурки, молнии и
пуговицы, которые ребенок постоянно расстегивает, застегивает, завязывает,
развязывает.
Готовимся с ним к праздникам, делаем подарки: на картон приклеили желтый круг, я
сделала иголкой дырки, а потом дала Максимке иголку с желтой ниткой, чтобы он
продел нитку через дырочки, как-бы сшил лучики. Затем вырезаем вместе красные
сердечки и приклеиваем их на трубочки, чтобы украсить стол. Трубочки привлекли
особое внимание и он попросил разрешения их порезать. Изрезал кучу трубочек, а
потом я предложила нанизать их на нитку, чтобы получились бусы для бабушки.
Смотрит в книжку на пирата, с опаской. Спрашиваю: "Боишься, что пират укусит?"
Отвечает: "Нет, мам, ты что, не укусит - он ведь в книжке нарисованый".
Любит ужасы про больших пауков, кальмаров... Но мы стараемся их избегать. Откуда
у мальчиков такое желание переживать страх и бороться с ним. А еще начал
смотреть сказки, старинные фильмы-сказки для детей еще с моего детства, которые
идут по телевизору: про бабу-Ягу, "Волк и семеро козлят".
Приходим домой и нажимаем выключатель, а потом щелкаем пальцами, как настоящие
волшебники, только после этого жеста включается лампа дневного света. Что ж,
волшебники!
Максим рослый, в группе самый высокий, похож на дедушку. В садике его детки
назвали Дядей Степой, а он расстроился и поделился со мной. Говорю: "А ты
помнишь мультик про дядю Степу - он ведь всем помогал и его за это любили!"
Теперь каждый день просит включить ему этот мультик, успокоился. Ну что бы
понимали детки в два-три годика!
3
года (а кажется 4)
День рождения. Утром мама с папой подарили много интересного. Потом мы пошли в
садик, детки водили хоровод и пели "Каравай". а Максим их угощал. А вечером дома
Максимку ждал еще один сюрприз - сладкий стол, торты, мороженое, сок, детское
шампанское, знакомые сердечки, воздушные шарики, а потом в гости пришли детки и
кресные. Опять водили хоровод, играли, рассматривали подарки, фотографировались.
Колонтаевская Е.А. Дневник молодой мамы:
первый,
второй,
третий год развития малыша
|