1 год 8 дней
С детства воспитываем желание быть в чистоте и порядке: одежда, игрушки, комната, потом это перенесётся на стол, сумочки, обувь, мысли... Одно время игрушки были в манеже. В комнате только погремушки и резиновые. Поломанные - или чиним, или выкидываем. Удобно иметь этажерку, на одной полке - машинки, на другой - куклы, на третьей – мягкие игрушки, на четвертой - пирамидки, кубики, неваляшка. Уже ребенок учится классифицировать, выделять общее и разное, знать место каждой игрушке. Сначала сама убирала за ним сразу, как только он переходил к следующим игрушкам. Чтобы сформировалась привычка к чистоте и порядку. Теперь обращаю внимание: "Прежде, чем достанем книжку, нужно убрать машинки". Убираем вместе, но всегда смотрю на ситуацию, настроение, заинтересовываю.
В программе Н.В. Крыловой есть хороший прием для старших: подвесить высоко пустой мешок, в который попадают все неубранные игрушки, как только они остаются одни. Со временем игрушек становится мало, у ребенка спрашивают: "Где игрушки? Почему?" Возвращаются все игрушки только тогда, когда там оказываются все. Сопровождается беседой и разъяснениями.
1 год 19 дней
Максим первый раз чистил зубы. Несколько раз на неделе до этого наблюдал за взрослыми. А сегодня попросил щетку, и своей щеточкой пытался чистить зубы. Любит играть расческами. С настороженностью терпит расчесывание своих волос, но сам любит расчесывать окружающих. Походит к столу, держится за край стола и встает на носочки.
1 год 24 дня
Повторяет слоги, называя звуки разных животных и птиц. Знает: МУ, ГАВ, МЕ, КО, ЦИП, ПИ. Пошли новые слова: "На" (на, возьми), "Да" (дай), сначала говорил правильно, потом начал говорить "на", когда просил. Дети привыкают, что к ним чаще обращаются: "На игрушку"... и сами путаются. Если кто-то в разговоре произносит: "Ушел, пошел, или вышел из комнаты", - то он говорит: "Папа" (пока), - и машет рукой. В коридоре на стене нарисованы разные герои мультфильмов, очень любит там ходить и смотреть на них. В первое время не замечал крокодила, но со временем из них всех первый раз назвал именно его: "КОДИ", ударение на втором слоге (крокодил). Увидел у мальчика игрушечного крокодила и повторил: "Коди", - значит усвоил понятие, называет не только ту картинку.
1 год 25 дней
Очередная игра и познавание свойств предметов: складывает небольшие предметы в банку или стакан и гремит, потом достает или выкидывает. Складывает в футляр шариковые ручки. Когда не хочет что-то делать или настаивает на своём, используем в некоторых ситуациях приём отвлекание: "А где твоя собачка?" Внимание переключает на поиск собачки. Если засыпает при возвращении с прогулки возле дома, начинаем вспоминать: "Тебя дома ждет папа, дедушка, бабушка, собачка,..." Идёт на улице в грязь или на дорогу, говорю: "А где твоя коляска? Пойдем её покатаем". Еще два приема: право выбора, например: "Будем спать ложиться сейчас или после мультфильма?" Второй прием - предлагаю помощь, например, одеть тапочки, подержать ложку с едой, которую он тянет ко рту, положить в кроватку. Первые слезы и истерики - в 1 год (кризис одного года) - протест против насилия. Если родителям надо, они силой оденут, впихнут в рот или достанут из него, поведут или не пустят... он ничего не может с этим поделать!
1 год 26 дней
Отмечаем готовность к активному обучению. Всегда ходил по ступенькам, а я считала до десяти. Иду сегодня молча, задумалась, слышу он считает: "Ась, ась, ась" (раз). Говорит мне: "Коди" (отходи). Показали, что на одежде иногда есть слова из букв и их можно читать, теперь постоянно берет наш палец и водит им по буквам, чтобы читали. Вскоре слышим: "Адида" (адидас). Видим, что распознает, показывает и понимает, что их можно прочитать - один из показателей готовности к обучению чтению. Играем в прятки не просто за шторкой или в одеялах, но и за углами, предметами, по всей квартире. Если что-то хотим посмотреть, например, что попало ему в рот, он убегает и прячется под стол. Познает свойства дуршлага: заглядывает на всех и на свою руку через сетку. Пьет из ложки, бутылки с соской, стакана, но больше всего понравилось пить из трубочки. Сначала не сообразил, как это делать, для чего она нужна, пришлось приподнять край коробочки, чтобы сок сам попал в рот, стек по трубочке. Поразительная память - если попадает в гости, где уже был раньше, - идет и берет то, чем играл в прошлый раз.
1 год 1 месяц
Максим знакомится с игрушками на магните на дверке холодильника. Познает свойства магнита, отлепляя и прилепляя их к дверке. А заодно и железа: ищет места, к каким магнит прилепится, а к каким - нет. Хочется спросить: "Почему?"
Обращаем внимание на то, что штанишки мокрые, и в них не приятно. Он огорчается: "Ай - ай". Есть много критериев, по которым определяется готовность к горшку: хождение в определенное время; знание и понимание слов "пописать", "покакать"; понимание того, что в мокром неприятно; умение сообщать взрослым о своем желании; взять горшок, снять штанишки, сесть, справить нужду, встать, вылить, помыть, поставить на место. Прошу: "Сынок, принеси свои сухие штанишки". Подходит к своему шкафчику, открывает дверцу и смотрит, но не приносит. Хотя если прошу тапочки, ложку... - приносит. Говорю: "Спасибо".
1 год 1 месяц 4 дня
Чищу грецкие орехи, а он берет 2 половинки и складывает вместе, правильно. Думаю об отношении детей к игрушкам. Это диагностический прием. Для одиноких деток игрушка является верным спутником, с которым они не расстаются никогда, дети, которых часто наказывают, жалуются игрушке, считают, что она одна их правильно понимает. Наблюдаю, как нежно Максим любит свою мягкую игрушку собачку, заботится, укладывает спать, жалеет, кормит, иногда в поступках и заботе вижу наше отношение к нему. Один из главных приемов воспитания - собственный пример. Но часто с ним расходятся наши воспитательные слова: учим одному, а сами поступаем по-другому.
1 год 1 месяц 10 дней
Попали в пустой актовый зал, много стульев, но главное - пианино, сцена. Максим перебегал от одного предмета к другому. Сначала Максим на пианино нажимал клавиши, потом на сцене танцевал. Мама сидела как почётный зритель в первом ряду.
Размышляю о мультфильмах, что в них должно быть: эстетично нарисованные герои, смысл, мораль, доброта и юмор. Смотрит некоторые мультфильмы, но не долго.
1 год 1 месяц 12 дней
Раньше подползал за поцелуями, сейчас больше потребность в прикосновениях, поглаживаниях. Меньше разрешает себя поцеловать. Начинает щекотать живот, показывать, как кусают комарики, иногда просто обнимет и сидит, а потом соскакивает и бежит играть, как ни в чем не бывало. Появляется уверенность в движениях, Максим все реже падает, не нужна опора. Не проявляет нерешительности, когда залезает куда-нибудь, осваивает стулья, кресла, диваны, использует их как подставки. Влезает еще выше, но уже оттуда сам слезть не может. Осматривается, думает, а потом просит его снять. Осваивает содержимое всех доступных шкафов и ящиков. Интересно и как они открываются, и что в них что-то лежит. Изучает найденные клады. Освобождает их с полок и ящиков. Сокращаются перемещения на четвереньках. Понимает, что быстрее перебежать на ножках. Улучшаются мелкие движения пальцев рук. Уверенно берет предметы, мелкие предметы, тычет пальцем, расковыривает дырочки, пальцы засовывает в щели. Начинает мотать головой.
1 год 1 месяц 15 дней
Максим очень любознательный. Все ощупывает, пробует, отбрасывает неинтересное на пол. Все делает очень быстро, а потом огорчается, когда нельзя восстановить разбитое и разломанное. Продолжает играть посудой, блокнотами, предметами взрослых; в догонялки, прятки, ладушки, бодалки, самолеты, поехали по кочкам… Стремится сидеть за столом, как взрослые, на таком же стуле, с теми же приборами. Во время еды всё разбрасывает, пытается есть ложкой, вилкой, берет рукой, кладет в ложку, насаживает на вилку, ест руками. Раньше приходилось отвлекать игрушками, чтобы покормить, а теперь стал интересен сам процесс поглощения еды. "Прячет спину" при опасности (прижимается спиной ко мне или стене, пятится назад).
Теперь наши переезды и путешествия закончились. У Максимки формируется представление о реальном пространстве. Он знает свой дом, радуется, когда приходит в знакомые квартиры и места, плачет и сопротивляется от посещений незнакомых мест. Утром в первую очередь ищет маму и папу. Смотрит игрушки, которые вечером оставил рядом.
1 год 1 месяц 18 дней
Максимкин словарь уже можно разделить на активный и пассивный. Есть слова, которые он часто называет и использует в своей речи, его сверстники также называют многие слова, но жестами и звуками. Есть слова, которые он знает, пользуется ими, не называя их. Знает понятия – горячо, холодно, мягкое, твердое, колючее, сухое, мокрое.
Взрослые и их форма поведения являются примером для подражания. Максим наблюдает за всеми, особенно за родными, папой и старшими детьми. Смеется, хочет повторять, ходит хвостиком. Не понимает боль другого человека и другого существа. Основные меры воспитания - уговоры и переключение внимания, например, слушаем, как кто-то стучится.
1 год 2 месяца
Мы дождались исполнения годика, весны и пытаемся учить горшку. Памперсы не используем, легче отслеживать и комментировать процессы. Чаще всего родители покупают второй горшок, потому что с первым ребенок уже привык играть и серьезно его не воспринимает. Максим учится контролировать, пытается познать, как это происходит, стремится к самостоятельности, начал показывать нам, где покакал (стоя или на корточках), сразу после того, как... Радуемся очередному достижению. Максим внимательно послушал, что какать нужно на горшок, подошел к горшку и сел. Хвалю, учу снимать штанишки его ручками, но пока это тяжело дается.
1 год 2 месяца 1 день
Максим смеётся, когда пускаем бумажный самолет. Это общая игра племянника с дядей Димой, который вспоминает, как делал разные модели самолетов в детстве, а Максим их апробирует. Уходим гулять, бабушка закрывает за нами дверь, Максим целует её на прощанье, машет рукой, иногда даже возвращается ещё раз, чтобы поцеловать. Когда возвращаемся, снимает обувь, иногда просит помочь, и ставит обувь на полку вместе с нашей обувью. Ругает себя, если описался: "Ай, ай, ай, но, но, но"... Говорит много новых слов: "гади" (глаза), "ти" (тигр), "тата" (Наташа), "диде" (дед), "нена" (Лена), "пати" (пошли).
1 год 2 месяца 3 дня
Сегодня хороший солнечный день. Пошли с Максимом на детскую площадку. Максим увидел горку и прямиком на лестницу. Я всегда страхую, но не помогаю влезать. Хочешь - сам подтягивайся, не получается - пока не будем кататься. И этот день стал первым, когда Максим сам влез по лестнице и скатился со мной за руку. На площадке было две горки, на одной пластмассовой яркой мы хорошо покатались, а на вторую я подвожу Максимку и показываю: горка ниже, но металлическая, сильно нагрелась, сбоку бордюр в виде тонкого металлического прутика, куда легко попадает ножка, когда малыши съезжают. Максим внимательно послушал, посмотрел, куда я показываю, что-то понял, и мы пошли с площадки. Идем домой, наступаем на собственную тень. Догоняем, догоняем, догнать не можем. Поворачиваемся на месте, а она всегда с одной стороны. Вытягиваем ручку, и тень повторяет за нами.
1 год 2 месяца 5 дней
Перед сном - спокойные игры, беседы, рассказы. Книжки в этом возрасте - в толстом переплете, лежат на полочке, где он может сам посмотреть в любой момент. А часть книг лежит высоко на полке, но ребенок знает где, подводит за руку взрослых, показывает пальчиком, просит: "Цитать" (читать). Бабушка достаёт все, и просит Максимку выбрать книжки, какие сначала прочитать. "Эту", потом "эту". Книжки сам приносит, подаёт не вверх ногами, иногда не дает дочитывать: "Всё, эту". Нравятся книги, в которых крупные картинки, например, сказки ("Репка", "Курочка Ряба", "Колобок", "Теремок", "Заюшкина избушка", "Бобовое зернышко", "Кошкин дом", где на каждой новой странице новый герой, определенная цикличность, объединенная главным героем и общим сюжетом). Нравятся стихи (например, А. Барто, К. И. Чуковского, Е. Благининой, С.Я. Маршака). Любит энциклопедию для самых маленьких (картинки с подписями), но смотрит выборочно страницы. Пропускает растения, но любит технику, показываем каждый предмет, а потом обобщаем рукой: "Это мебель, это транспорт, это посуда..." Очень любит книжку «Пальчиковые игры для малышей» Ольги Игоревны Крупенчук. Бабушка читает стихи, посадив его к себе на колени и показывает его ручками движения. Через неделю Максимка попросил прочитать книжку меня, я читаю, а он сам начинает показывать движения, ведь мама не догадалась...
Методика чтения книг в каждом возрасте отличается. Есть методики, по которым с полугода детей учат буквам. Для них это такие же картинки, как в книжках. Только нарисован не мишка, а буква "А". Можно писать букву и развешивать по комнате. Можно обыгрывать буквы. Можно начинать игру, просить на улице на вывеске найти знакомую букву. На самом деле, ребенка учат не читать в этом возрасте, а различать, запоминать и называть буквы, слоги. Делать это можно при условии готовности и желании самого ребенка, создании атмосферы игры. Я повесила в комнате весь алфавит и он сам периодически к нему подходит, изучая сначала картинки, потом буквы. Алфавит определяет весь объем букв, дает ясность, сколько всего букв, что они не появляются в любой последовательности каждый раз новые, а имеют свой порядок и определенное количество в алфавите. Но пока это этап знакомства с буквами и алфавитами, а не этап знакомства, запоминания каждой конкретной буквы.
1 год 2 месяца 6 дней
Максим начал говорить предложения: "Каську дать" (кашку дать). Новые слова: "поня" (понял), "те" (все), "моно" (можно). Максим моет пол своей майкой (вытирает свои лужи). Как-то слышит, что я говорю: "Нужно сначала подмести в комнате, потому что раскрошили печеньку, а потом строить домик..." Смотрю, Максим уже несет веник и подметает свою печеньку. Сам обувается, берет обувь всегда правильно. Любит надевать ту обувь, которая больше его размера, не жмет, мягкая внутри... Некоторые детки обуваются всегда неправильно, есть какая-то логика, которой они себе это объясняют. Наши знакомые учили девочку, которая всегда брала не правильно: "Босоножки поссорились, их надо поставить так, чтобы они смотрели друг на друга, помоги их помирить." Девочке нравилось, что она их мирит. Она сознательно некоторое время контролировала свой выбор, а потом стала неосознанно брать правильно. То есть, нужно заинтересовать, превратить в игру, контролировать на сознательном уровне, пока действие не станет автоматически правильным.
1 год 2 месяца 10 дней
Максим на улице начинает интересоваться машинами, роликами, футболом, скейтбордистами. Бежит к парням, которые катаются и играют в спортивные игры. Очень сложно удержать его на расстоянии, безопасном для просмотра. Сегодня нам повезло. Один мальчик дал потрогать свой скейт. Максим с понимающим видом со всех сторон изучал, пытался поднять, повертеть, наступить ножкой.
В песочнице учимся держать и манипулировать совочком и формами, по аналогии действия напоминают ложку и тарелку и помогают отработать эти навыки. Действия становятся все увереннее. Здесь так же есть этапы: сначала я делаю, комментирую, он ломает, изучает. Затем я делаю, переворачиваю форму, он поднимает формочку, и радуется. Затем я держу формочку, он насыпает песок, я переворачиваю, он поднимает.
Драчун и кусун. Так называют многих детей в этом возрасте. Впервые возникает желание у родителей наказать своего малыша. Я вспоминаю, что раньше даже не приходила мысль, чтобы наказать. За что? Ведь он маленький, долгожданный, ничего не понимает. Какой с него спрос. Одно умиление. И вот, теперь он понимает, но не выполняет просьбы. Родители потеряли власть над ребенком, полное неподчинение. Стыдно перед окружающими, что плачет ребенок, а мама беспомощна… Пришло время определить критерии или правила, с которыми познакомить ребенка – в каких случаях и какое наказание будет у ребенка, в полной мере или что-то можно сделать, чтобы изменить наказание, уменьшить время или быть прощенным…
На вопрос: «Где Максим?» - в живот себе тычет пальчиком. Знает вопросы: «Как зовут тебя, маму, папу?» и ответы на них: «Маким, Нена, Олег».
1 год 2 месяца 12 дней
Максим выходит на улицу и показывает: «Небо, делево (дерево), почки». Если вспомнить стихотворение, то синоним его восхищения: «Мороз и солнце – день чудесный!»
1 год 2 месяца 13 дней
Максим разговаривает первый раз по телефону и в этот же день по домофону. Внимательно слушает. Узнает голос мамочки любимой, зовёт, смотрит на трубку. Рядом деда учит вести разговор, советует что сказать и спросить. Максимка повторяет. В какой-то момент прерывает разговор, без логичного окончания, отходит и всё.
1 год 2 месяца 15 дней
Максима зря покружила, теперь кричит: «Кутить!» Сам говорит спасибо, во время и к месту. Есть детки, которые принципиально не говорят, но уже в этом возрасте понимают смысл и значение волшебных слов. Кто-то чихает: «Будь здоров». «Спасибо». Максим и это уловил. Вот что получилось: кто-то чихает, а Максим кричит: «Спасибо!»
Осваиваем новые предметы и их свойства. Смотрим через увеличительное стекло, берет бабушкины очки (смотрит в стекло, одевает на голову, эти манипуляции напоминают мне басню «Мартышка и очки»). После того, как Максим смотрел картинки в сказке «Муха цокотуха», по-другому воспринял паука и паутину. Трогает пальчиком и дает вытирать, и опять трогает и опять сразу требует вытирать.
1 год 2 месяца 18 дней
Максим стал сильный и понимает это – двигает стул, открывает шкафы. Многие переживают, что шкодит, но я воспринимаю это как потребность в познании, дозволительная при взрослых. Нельзя наказывать за то, что пролил, разбил, раскидал, уронил... Нельзя останавливать познавательный процесс со словами: «Нельзя, не трогай, сядь и сиди». Все равно нужно уметь так обращаться с предметами окружающего мира, чтобы не приносить большой ущерб родителям и окружающим. Вместе пробуем, не жалеем времени, комментирую, что будет, иногда разрешаю удостовериться. Это наша вина – не досмотрели, не показали, не убрали в безопасное место. Эта философия помогает избежать отрицательных эмоций у ребенка при знакомстве с миром. Ситуации бывают разные: разлиты дорогие духи, разбита любимая чашка из сервиза, выброшено золотое кольцо в унитаз… Но нужно с терпением с пониманием относиться к каждой ситуации.
1 год 2 месяца 21 день
Максим понимает: один и много. Считаем сколько: один, два, три, всего три (обводим все предметы пальчиком, обобщаем). Основные моменты, которым нужно еще научить для счета: начинать считать всегда с одного, на каждый предмет показывать, и показывать всего один раз.
1 год 2 месяца 24 дня
Максиму нравится давать команды собаке, он видел, как это делают взрослые, как послушно их выполняла собака, и ему тоже хочется быть полноценным хозяином собаки. Он видел нутрий, гусей, коз, коров, белок, по телевизору знаком с дельфином, лосем, оленем, львом, тигром... Телевидение, компьютер приносят не только вред, но и расширяют возможности и границы мира, с которым знакомится ребенок. Он видит разные времена года, страны, архитектуру, мультфильмы.
1 год 2 месяца 21 день
Максим любит выполнять просьбы взрослых. Приносит и уносит, то, что просим, даже если просим не его. Хвалим маленького помощника. Для него важна наша реакция, особенно, если он пробует сделать что-то впервые. Знает название и расположение всех комнат и мебели в квартире, все предметы, которые могут лежать там. Очень хорошо знает, где расположены области неисследованного пространства, и старается обязательно выяснить, что там. Знает все, что мы ему не разрешаем.
При воспитании не допустимо много слов. Психологическая защита – ничего не слышит, рассеивается внимание, теряется авторитет взрослого. Нужно уметь говорить чётко, чуть-чуть, в нужный момент. Тогда каждое слово взрослого ловится, к нему прислушиваются.
1 год 3 месяца 6 дней
Начинается период, когда он каждый день повторяет слова, я не успеваю их записывать. Есть слова, которые он повторил, а есть те, которые пополнили его словарный запас и используются в речи самостоятельно, постоянно. Вот наиболее интересные: "така" (травка), "пика" (печенька), "бака" (собака), "косика" (косичка), "нога", "гадять" (гулять), "бутика" (бутылка с кашей), "кем" (крем), "текоте" (цветочек), "маника" (машинка). У него интересное произношение, нежное. Главное, не повторять за ним неточности, хотя порой очень хочется, не заострять внимание на его произношении, не смеяться, не настаивать повторять за нами, а всегда самой говорить правильно. Со временем он перейдет на более точное произношение. Некоторые начинают в этот период учить языки, называть предмет на разных языках. На мой взгляд, рано, произойдет путаница в словарном запасе. Лучше уяснить одни понятия, а потом в игровых ситуациях или созданной речевой среде в школьном возрасте учить другому языку.
1 год 3 месяца 12 дней
Раздеваю, снимаю штанишки и прошу: "Держись за маму". Никто не объяснял и не показывал, что это такое. Он почему-то обхватывает ручками мою голову, но не держится, а скорее держит меня. Теперь сам говорит, когда хочет кушать: "Кааку" (кашку), начинает есть есть ложкой густую пищу, но не воспринимает молочную кашу, не любит ее есть ложкой. Зовет гулять: "Гадять", тянет за штанину. Иногда называет слово, я уточняю, что нужно сделать: "Собачку тебе дать?" Он тут же вторит: "Дать!" Показывает пальчиком и просит: «Дать!». Так у нас прижилось это слово, которое всех смешило. Дедушка его тут же стал называть директором.
1 год 3 месяца 14 дней
Максим не только знает, но и сам говорит слова: "боно" (больно), "гойко" (горько), "тепий" (теплый), "моко" (мокро), "куня" (вкусно), "пить" (пить).
1 год 3 месяца 18 дней
У Максима много новых движений, приседает, наклоняется, пятится. Кружится. Конечно, может закружится голова и он ударится, нужно остановить. Но я говорю: "Молодец, Максимка, научился кружиться. А теперь покажи, пожалуйста, дедушке, где твоя машина джип (переключаю внимание)?" На улице взбирается на возвышенности, страшновато, но сколько радости. Садится на четырехколесный велосипед и сидит. Очень радуется, если его катают взрослые. Недавно осилили поездку на большой игрушечной машине с отталкиванием ногами. Особая любовь началась уже давно к машинам, любит сидеть, рулить, при этом все впечатления у ребенка на лице, но не поддаются описанию. Взрослые водители - пример для подражания, авторитет, друг, и все в одном человеке.
1 год 3 месяца 20 дней
Максим в рисовании перешел на следующий этап: даем большой лист на полу, чтобы мог сесть и рисовать красками. Успевает попробовать на вкус. Рисовать нравится больше не кисточкой, а рисует руками и ногами. Даем один цвет, краски меняем. Также другой этап в аппликации: уже перестает намеренно рвать бумагу и книги, садим рядом с собой, даем маленькие ножницы, начинает резать произвольно, отрывать бумагу ножницами. Очень интересно. Не хватает сил разжать ножницы, поэтому нужны ножницы легкие, с тупыми концами, показываем, как правильно держать ножницы (перпендикулярно бумаге).
1 год 3 месяца 22 дня
Максим очень любит купаться, даем в ванночку разную посуду, стаканчики. Играет водой, набирает и выпускает, выливает, пьет воду из ванны, сосет губку, щетку.
1 год 4 месяца
Спрашиваю родственников: "Что одно вам нравится и не нравится в Максимке?" Это упражнение помогает остановиться в будни и сказать теплые слова, развивает умение увидеть и выделить важное и второстепенное в характере, умение сказать, что ты это ценишь, формирует готовность услышать и спросить о себе, позволяет не копить, сказать о негативе кратко, четко, в нужный момент, нужными словами, позволяет посмотреть на себя глазами ближнего. Сейчас я спросила про Максима, чтобы узнать что является для каждого значимым в его характере. С негативом не определились, родной же. Все сошлись на том, что он жизнерадостный и просыпается с улыбкой. Дальше размышляю, учусь у ребенка: он не сидит на месте, не ищет уединения, не поддается меланхолии, если вокруг ничего не происходит, и все заняты, а ищет себе компанию, а там придумываются игры и общение.
1 год 4 месяца 12 дней
Летом мы полюбили ходить на пляж с 16.00 до 19.00, мы совмещали прогулку, отдых, общение с природой, окружающими, воздушные, водные и солнечные ванны, малыш осваивал песок и воду, все игры, связанные с этими стихиями. Мы много рисовали палочкой на песке, мелками на асфальте, краской пальчиками на листе, строили домики... На выходные выезжали с друзьями на берег речки, сидели у костра, пели, общались. Максим чувствует себя нормально со всеми, любит общаться, речь стала более развитой, разносторонней. Не заходит без разрешения в речку, не подходит близко к огню. Изучает гитару. Я никогда до этого столько времени не проводила на пляже и никогда не чувствовала себя такой загоревшей и отдохнувшей.
1 год 4 месяца 15 дней
Максимка ходит на пальчиках. Нравится привлекать внимание, знакомиться, общаться. Любит находиться в чистоте. Вытирает руки, если испачкался, любит мыть руки. Просится на руки, но не потому, что устал, а потому, что открывается большой обзор. Каждый день зовет гулять за двором, радуется солнцу и хорошей погоде. Начинает пить много воды. Просит: «Пить, водичку».
1 год 5 месяцев 5 дней
Максимка продолжает гулять, ездить на пляж, начал показывать свой характер и обижаться, ждет ответную реакцию. Бьет по лицу и щипается, понимая, что причиняет боль. Объясняем, что больно, отвлекаем. Нужно что-то еще придумать. Стараемся больше ходить ножками, укреплять мышцы.
Опасается страшилок, появляется страх. Откуда-то услышал про Бабу-Ягу, паука,… Объясняем, что Максимке нечего и некого бояться. Но ему нравятся опасения.
1 год 6 месяцев
Максим поднимает лежачих и сидячих за руку, особенно, когда всех зовут к столу кушать. Подаёт руку, тянет за неё и говорит: "Кутить". Всех разводит по своим местам и рассаживает. Сам тоже садится на своё место или на колени к взрослым. Ест не много, но очень радуется самой атмосфере семейного ужина. Потом вся семья рассаживается возле телевизора, он начинает делать массаж папе и дедушке. Играет в лошадку, борьбу, ползалки, догонялки, много смеётся.
1 год 6 месяцев 4 дня
Но и в это же время начинаются первые «психи» - на спине кричит. Мы стараемся не трогать или чем-то увлечь, даём кушать или укладываем спать… Наш знакомый рассказывал, как года в два у него тоже начинались такие "психи", отец его предупреждал, что даст хворостинкой по попе и, если предупреждение не помогало, отец начинал бить. Два таких урока запомнились ему на всю жизнь. Больше его никогда не били. Мы надеемся, что обойдемся без этого урока. Но важный момент в этом примере - предупреждение. Никогда не бить рукой, в эмоциях, без предупреждений, без разговоров. Помнить, что применение силы – это проявление нашей слабости и беспомощности…
1 год 6 месяцев 8 дней
Мне очень нравится его произношение. Интересно, что называет он не точные буквы, но по произношению звуков очень похоже и мелодично. Называет слово несколько раз, заглядывает в глаза, пока я не скажу: "Да, Максим, правильно". Я называю слово так, как оно должно звучать. Ему важно услышать, как оно произносится, сопоставить произношение, и услышать от меня одобрение и понимание его речи. Мне запомнились слова: "Епед" (велосипед), "кобака" (колбаска), "масьло", "кить" (открыть), "молет" (самолет), "моги" (помоги)...
1 год 6 месяцев 12 дней
Максим может сам взять бутылку, лечь, поесть и уснуть. Главное, чтобы день изо дня был один и тот же режим. Продолжает подтягиваться с удовольствием, очень любит делать зарядку и помогать папе и деду, участвовать в настоящих мужских делах. Ходит за руку по улицам, не понятно, кто кого водит. А вообще, возникает ощущение, что мы на равных. Он очень самостоятельный и если не захочет чего-то, то его не заставишь. Мы привыкли считаться с ним. Например, если завтра предстоит дальний путь, мы уже сегодня рассказываем, что завтра поедет Максим с мамой и папой на метро, потом на электричке, на автобусе к бабушке и дедушке. Он тоже должен планировать, готовиться к встрече. Готовим сумку и подарки, рисуем Максимкины презенты. Важно внимание, участие. Начинаем участвовать в конкурсах. Ему очень нравится рисовать яркими фломастерами и краской. Пробуем рисовать кисточкой, но легче и удобнее рисовать губкой, макая в краску и промачивая бумагу. Наверное, рисовать и слушать книжки – это его любимые занятия на сегодняшний день.
1 год 6 месяцев 12 дней
Максим очень любит купаться. В воде играет банкой, стаканом, ковшом, пеной, ложкой, губкой, зубной щёткой. Сам рассказывает, строит диалоги и взаимодействие игрушек. Водная среда расслабляет и бодрит, закаливает и поднимает настроение.
На кровати убрали прутья, чтобы Максим мог сам ложиться и вставать. Можно было и раньше это сделать. Он просит, чтобы из одеяла сделали крышу и лежит там, о чём-то рассказывает.
1 год 6 месяцев 16 дней
Когда рисуем, комментируем каждую деталь, чтобы развивалась речь и узнавал детали и понял, как их рисовать: «Это крыша, стены, дверь, окно, получился домик». Теперь рисую 4 колеса, кузов, кабину, руль, спрашиваю, что получилось? На какой детали он смог угадать. Учимся выделять главные детали. Спрашиваем, Максим, а ты что рисуешь? Он всегда по-разному определяет то, что у него получилось. Слышу, Максим рисует кружки и называет их: мамока, папока, Макимка. Уже можно диагностировать эмоциональное состояние, отношение, самооценку и характер по нажиму, расположению на листе, размеру, характеру линии, углам и цвету. Бабушка научила мириться, держась мизинцами, теперь и Максим подходит к ней, если обидит: «Мились, мились». Бабушка спрашивает: «Не будешь больше?» «Не будес».
1 год 6 месяцев 18 дней
Максимка открывает краны, дверки, бутылки (свинчивает крышечки). Уверенно действует ложкой, вилкой. Стремится кушать самостоятельно. Больше не разливает содержимое, когда пьет из чашки. Знает все части тела и показывает, но без особого интереса. Знает по именам всех членов семьи.
Мне нравится предлагать упражнения по Марии Монтессори, Максим их тоже любит, и готов их выполнять. Пересыпает крупы, переливает жидкость, перекладывает пуговки, завязывает тесемки, использует ложку, свои пальчики, палочки, баночки. Делает это очень ответственно и старательно. Также осваиваем новые упражнения по физическому воспитанию – начинает перешагивать палку, невысокие бордюры на улице.
1 год 7 месяцев
Планировали с осени отдать в садик, но заранее не записались. Мест нет, по крайней мере нам так сказали в нескольких садиках, осматривая с ног до головы. Мне было интересно наблюдать за Максимкой, когда он видел заведующих, воспитателей, здание садика, территорию, как реагировал. На одних смотрел исподлобья (ребенка не обманешь), а другим говорил: «Здатите (Здравствуйте)». Он сам так здоровается с нашими соседями и друзьями. Размышляю о том, что некоторые родители выбирают садик по отзывам соседей, кто-то смотрит на территорию или здание, бассейны, на заведующую, на воспитателей. Я бы в центр поставила отношение воспитателя к детям, и в частности, к моему ребенку, а также профессионализм, желание заниматься этой работой и совершенствоваться. Если мой ребенок с радостью остаётся в группе, значит мама уходит спокойная.
Ходим с Максимкой по территории садика. Увидели пенёк, вспомнили Машеньку и Мишеньку. Это наша любимая сказка, мы часто ее обыгрываем на улице с пеньками и дома, катаясь на спине у дедушки и папы на каськах (Максим сначала кричит: «На киська!» А потом: «Не садись на пенёк!»). Максим узнал колесо, хоть и вкопанное. Увидел лавочку и придумал игру: сам сядет на лавочку, говорит мне: «Садись», а потом вместе сидим и смеёмся. Он перебегает на другое место и снова зовёт меня. Поиграли и с шагами: он идет, и я иду, он оглядывается, и я замираю. Потом я угадывала, сколько до Максима шагов.
1 год 7 месяцев 2 дня
Недавно Максим сказал первый комплимент бабушке, она ходила всегда в одном халате, а тут надела другой. Максим увидел и говорит с улыбкой: "Касиво касиво". Мне нравится его умение замечать все новое и красивое. Его комплименты женской половиной нашей семьи воспринимаются серьезно, потому что в этом возрасте дети ещё не умеют обманывать и лицемерить.
1 год 7 месяцев 3 дня
Научился проситься на горшок. Но пока только писать. Зовет помогать папу, а когда его нет – меня. Знает где стоит горшочек, но пока сам не умеет снимать штанишки. Дедушка использует следующий прием: «Ой, нашей машинке срочно нужен бензин. Нальем его в горшочек? Ещё». А после того, как он пописает на горшочек, мы с радостью трогаем штанишки, ковер, пол, диван – все сухо!
1 год 7 месяцев 4 дня
Отмечаем его стремление помогать. Увидел, куда мы выбрасываем мусор, начал помогать относить. Помогает стирать, подметать, пылесосить, собирать яблоки в ведро, приносить клубнику при пересадке, подкручивать гаечным ключом. Его хватает на 10 минут. Но, гладя со стороны, он абсолютно не выделяется среди других работающих и занятых членов семьи – равноправный помощник. Всё видит, понимает, повторяет.
1 год 7 месяцев 5 дней
Период испугов. Испугался неожиданного лая собаки, воды, попадающей в глаза при мытье головы… всё можно преодолевать с поддержкой, любовью, пояснениями родителей. Нужно быть осторожными, не создавать дополнительных пугающих ситуаций, не пугать бармалеями, темнотой.
1 год 7 месяцев 6 дней
Не живут с нами в одном городе бабушки и дедушки. Но он их помнит. Недавно показала ему на карте место, где живут одни и другие бабушки, а где сам Максим с родителями. Он любит их рассматривать на фотографиях, называет их имена: «Бабука Натася, дедука Петя, бабука Аися, дедука Сася, дядя Дима, тётя Натася». Дедушка приехал в гости, Максим пошёл помогать разбирать сумку. Приходит ко мне, показывает носочки: «Дедука капил (дедушка купил носки)».
1 год 7 месяцев 7 дней
Максим помнит книгу Благининой, как подарок бабушки, и теперь каждый день просит "Аисину книку" (бабушкину Ларисину книжку). Его любимое стихотворение: «Ай люли», я начинаю, а он заканчивает каждую строчку, получается так:
- Ай-люли,
- Ай люли,
- Гости к бабушке
- Плишли (пришли):
- Петушок
- В сапоках (в сапожках),
- Курочка
- В селешках (в сережках),
- Селезень
- Афтане (в кафтане),
- Утка:
- ва вафане (сарафане),
- Котик в новой
- Фитке (свитке),
- Кошечка
- в накидке,
- С перстеньком
- А лапке (на лапке),
- А собака
- в сапке (в шапке).
- Все по лавкам
- Сели,
- Сели и
- Апели (запели).
Так же рассказывает со мной сказки: Курочка Ряба, Колобок, Теремок, Кто сказал «мяу», Заюшкина избушка, Маша и медведь, Кошкин дом, Три поросенка, Репка. К каждому этапу есть картинка. Мы читали книги по-разному: сначала знакомились с картинками. Затем составляли рассказ по картинкам. Теперь новый этап: мы пересказываем сказки и читаем стихи. Пересказ строится по картинкам из простых предложений. После нескольких моих пересказов мы перешли к совместным. Я начинаю предложение, а он продолжает. Сказка получилась следующей:
- Жили-были
- дедука и бабука (дедушка и бабушка),
- была у них
- Кулочка Ляба (курочка Ряба),
- снесла курочка
- аичко (яичко).
- Дедушка
- била-била не лабила (бил-бил не разбил),
- Бабушка
- била-била не лабила (била-била не разбила).
- Мышка,
- бизяла, аичко упала
- Хвостиком
- Заделя (задела),
- Яичко
- упала (упало)
- и разбилось.
- Плачет
- дедука
- Плачет
- бабука.
- А курочка куд-кудахчет: не
- не пач дедука, не пач бабука.
- я снесу еще
- аичко (яичко).
- не золотое,
- а потое.
1 год 7 месяцев 8 дней
Учим, где правая, а где левая нога. Нам помогает в этом стихотворение Агнии Барто «Левой, правой». Любим маршировать и стучать по барабану, который можем изобразить из строительного материала и карандашей. Маршируют солдаты со словами: «Аты-баты». Нравится борьба с папой и дедушкой. Нравится стрелять в них пистолетом, а когда они падают, то кричит: «Оторозно (осторожно падай)». Стреляет в себя и тоже аккуратно падает. В каждом мальчике и мужчине есть дух воина... На картинке увидел двух крокодилов, у одного торчит только пол головы из воды, он кричит второму: «Но-но-но, помомал (поломал)». Продолжаю озадачивать Максимку, спрашиваю: «Одна рука чистая, а другая – грязная, посмотри. Почему?» «Замалал (замарал) Макимка». Сложные слова, например, паминика (пирамидка), Макимкино (Максимкино), апепед (велосипед), масина, а была маника (машина), стекозя, а была козя (стрекоза).
1 год 7 месяцев 9 дней
Любит ездить в метто (метро). Показывает откуда приедет его электропоезд и куда поедет: «Оттуда, туда». "На мето" (на место, сам всё уносит, если берёт другое). Быстро адаптируется в любом месте. Запоминает что где – полозить (положить). Обкакался, говорю: "О Боже", он за мной идет, тоже руками голову обхватил : "О Бозе". Настоящий актер, может для окружающих рассмеяться и расплакаться в любой момент. Переживает, если видит, что кто-то из детей рядом плачет, если нам больно, если актеры в кино расстраиваются.
1 год 7 месяцев 10 дней
Он дерётся с детьми, за это ругаю. Дети говорят: «Он меня обижает» и смотрят, как его ругают. Случайно вижу, что у него просят игрушку, он не понимает или не хочет давать, у него пытаются забрать её, а он защищается. Он мне ситуацию пока рассказать не может, и этим пользуются старшие дети. Никаких действий без понимания ситуации! Не ругать, если не видели, не уверены. К каждому ребенку – свой подход. Крик только хуже, лучше объяснять. Сама интонация успокаивает, привлекает внимание, пробуждает мыслительные процессы.
1 год 7 месяцев 11 дней
Идем гулять, спрашиваю: «Что берешь с собой на улицу, - он всегда одну и ту же машинку ищет, - хорошо, а я возьму еще что-нибудь». Со временем стал понимать, что можно брать разные игрушки, мячик, ведёрко, велосипед, санки, но остался верен своей машинке. Сегодня гуляли возле фонтана. Максим заворожено смотрел на струйки и брызги. Водолей! А все игрушки лежали в стороне.
1 год 7 месяцев 13 дней
Теперь над Максимкой смеёмся: «Поперечный». Кричит: «Нет, это не лисичка, не волк, не кошка, не дом…». Возраст такой, что уже всё знает, поэтому, наверное, позволил себе отрицать действительное. Кричит: «Не буду, не буду!» Вот уж нужно придумать что-то такое, чтобы игра увлекла. В транспорте сидеть на руках не хочет – нужно сесть самостоятельно на сидение.
1 год 7 месяцев 16 дней
Юный художник рисует на мебели и стенах, а мама с тряпкой повторяет его шедевры. Особый интерес вызывает процесс рисования на своих же ногах и руках. Хорошо, что в ванне все отмывается. Иногда не хочет одеваться. Спрашиваем: «Покажи, кто ходит без кофты, штанов?»
А для укладывания спать используем следующие приемы: «Спят глазки, спят ножки, спит животик…» Это помогает повторять части тела, и напоминает релаксацию. Но больше ему нравится слушать, как спят все животные, птицы, мебель, продукты, транспорт: «Спит курочка, спит коровка, спят цыплята, спит петушок». Знакомим с классификацией и обобщающими словами. Немного изменив порядок слов, дав возможность и ему говорить, учим единственное и множественное число: «Уточка (спит), утята (спят), слон (спит), слонята (спят)». У каждого ребенка перед сном должно быть какое-то дело, после которого он готовится ко сну. У кого-то это просмотр мультфильма, чтение книги, наш Максимка рисует. Роняет карандаши и сам слезает, чтобы их поднять. На банке с карандашиками нарисован Принц Лимон из сказки Чиполлино. Перед сном он начинает строго говорить: «Наступила ночь, все легли спать. А Максимка?» Иногда мы рассказываем сказку или поём песенку: от громкого, быстрого исполнения постепенно переходим к медленному и тихому. Дыхание тоже становится всё глубже. Это помогает усыпать нашему малышу. Уверена, каждая мама имеет в запасе еще много своих приемов.
1 год 7 месяцев 24 дня
Моем на улице виноград в большом тазу, а наш маленький помощник руками играет в воде, ловит ягодки, моет и ест. Максим любит рисовать с дедушкой. Дедушка берет своей рукой руку внука и рисует, при этом поёт песни, что-то интересное рассказывает, сочиняет сказку. Потом они лежат на ковре и поют песню: «Я на солнышке лежу».
1 год 8 месяцев 5 дней
Время от времени гуляем в лесу, это целый мир сказок. Ребенок во всём видит их проявление. Здесь наиболее хорошие условия для развития воображения. Тут мы вспоминаем и сочиняем песенки. Вот он видит волшебную улитку, которая прячется в свой домик. Вот с деревьев опадают листья. Вот на дереве зеленый мох, дупло, интересно, кто в нем живет. Максимка всегда уверенно отвечает: «Белиська (белочка)». А это чьи-то следы. А это пенек, на который хотел, но не сел Мишенька, зато с удовольствием влезает Максим. А тут висит паутинка, а на ней листочек. Чья это паутинка и что там делает листочек. Небо здесь особенно голубое. Солнышко не отстает ни на шаг от маленького героя.
1 год 8 месяцев 10 дней
После прогулок у ребенка хороший аппетит и сон. Ещё заметила интересный прием: когда что-то испеку или только приготовлю, ставлю в комнате, запах вызывает аппетит. Ребенок начинает просить кушать, даже если его еда отличается от только что приготовленной. Вот ест творожок Максим и с бабушкой соревнуется, кто шире открывает рот. А еще он любит, когда испекут бичик и пижожок (блинчик и пирожок).
1 год 8 месяцев 16 дней
Максим перестал ломать домики, которые строят другие дети. Теперь на него не кричат, а разрешают подавать и даже аккуратно ставить кубики. Когда мы потом собираем их на место, то я прошу подать сначала красные, потом синие, потом желтые, потом зеленые. Прошу найти кубик такого же цвета. На кубики розового и красного цвета говорит: «Касиво – касиво». Понятно, какой цвет ему нравится больше других. Но произносить ему больше всего нравится слово «зелёный». Так у нас теперь все вокруг зелёное: «Дать зелёную собаку, зелений кададашик (карандашик), зеления кижечка (книжечка)». На вопрос: «Дать какую?» Всегда отвечает: «Касивую зелению»…
1 год 8 месяцев 21 день
Всегда Максим проявлял свое желание играть с другими детьми, звал их в гости, раздавал всем свои игрушки и смотрел, как все играют. Наступил возрастной этап, когда появилось понимание, что это мои игрушки. Он криком отстаивает их. Сегодняшний случай: играет Максим с детьми мячиками. У него в руках было два, он просил свой третий. Мама мальчика говорит: «Дай Максимке этот мяч, а он тебе даст другой». Максим берет в свои руки третий мячик и говорит: «Спасибо, Леша».
Читаем с ним стихотворение Эммы Мошковской:
- Пес шагал по переулку, он жевал большую булку.
- Подошел Щеночек, попросил кусочек.
- Сел Пес, стал гадать – дать или не дать?
- Погадал – погадал, пожевал – пожевал, не дал.
- Подошла Кошка Мяушка, попросила Кошка мякушку.
- Встал Пес, стал гадать – дать или не дать?
- Погадал – погадал, пожевал – пожевал, не дал.
- Прискакала Лягушка, пошептала на ушко,
- Попросила Лягушка горбушку.
- Сел Пес, стал гадать – дать или не дать?
- Погадал – погадал, пожевал – пожевал, не дал.
- Подошла Курочка. Попросила Курочка корочку.
- Сел Пес, стал гадать – дать или не дать?
- Погадал – погадал, пожевал – пожевал, не дал.
- Подошла уточка, постояла минуточку,
- Попросила Уточка чуточку, только попробовать.
- Сел Пес, стал гадать – дать или не дать?
- Погадал – погадал, пожевал – пожевал и сказал:
- Я бы дал! У меня у самого больше нету ничего.
Мне очень нравятся детские произведения, в которых есть интересная идея (как здесь), или придуман интересный герой (например, Карлсон, Чебурашка, Буратино…). В этом возрасте нам стали интересны книги с нравственным содержанием, например: «Мойдодыр», «Федорино горе», «Что такое хорошо и что такое плохо».
1 год 8 месяцев 22 дня
У меня спросили: «Сколько ребенку?» А я сказала: «Год и десять». Начала думать, что-то не то. Надо же, впервые запуталась в месяцах и возрасте. Выучил слово: «Позалиста». И пользуется им тогда, когда отказывают. От такого очарования не устоишь. Сравнивает в этой книге заяц и в той заяц. Отвечает на вопросы по содержанию: «Почему Мойдодыр ругается?» «Мачик гязный (мальчик грязный)» Мишенька маленький (брелок) прыгает на круг, квадрат, прямоугольник, треугольник и спрашивает у Максимки: «Что это?» Так же мы изучаем цвета, цифры, буквы.
1 год 8 месяцев 24 дня
Изучаем журналы «Учимся с мамой». Находим различия, составляем рассказы по картинкам, находим две одинаковые фигуры, находим лишний предмет, ищем пары предметов, предметы на картинке, самый большой и маленький предметы, любим проходить лабиринты, узнаем предметы по тени, распутываем нитку, ищем часть рисунка на самом рисунке. Журнал для детей с 3 лет. Но мы начинаем играть и упрощаем задания.
1 год 8 месяцев 28 дней
Максим целует себя в зеркале. Знает, что он сильный, большой, красивый, здоровый. Потому что кушает всё, что ему предлагаем. Я считаю, что у каждого второго человека на земле самооценка неадекватная заниженная, это заложено в детстве родителями. И всю жизнь они пытаются доказать себе и другим, что такие же хорошие и достойные, как остальные. А остальные имеют нормальную самооценку, всю свою жизнь тратят на выполнение чего-нибудь интересного и полезного для людей. Мне бы хотелось, чтобы Максим никому ничего не доказывал, а просто жил и приносил пользу миру и себе.
1 год 9 месяцев 7 дней
Открыли для себя супермаркет, в котором есть детская комната. Мне и раньше приходила такая идея – очень удобно для покупателей, и для детей поход с родителями в магазин не становится таким скучным делом. Максим сначала прокатился с нами на машине, а потом мы зашли в комнату. Он меня не отпускает, и не выходит, и не проходит. Вдруг мой маленький художник увидел маркеры, попросил, мы подошли и начали ими рисовать на доске, стирать щеткой. Максим не заметил моего ухода и до моего прихода не переставал рисовать с другими детьми.
1 год 9 месяцев 9 дней
Долго убирали от сына мелкие игрушки и мозаику. Один раз устроили семейный игральный вечер, когда все вместе собирали мозаику. Максим запомнил, куда положили, теперь просит каждый вечер достать. Там же лежали шахматы. Он стал расставлять их на доске, узнал фигуру лошадь. Складывает их в коробочку. Интересно, что в рот не берёт ни мозаику, ни шахматы, ни детали конструктора. Пробует вставлять мелкие детали, подаёт папе. Выпал первый снег. Максим с бабушкой пошел оставлять на нём свои следы, сметал с лавок снег, стряхивал с веток снег.
1 год 9 месяцев 14 дней
Слезы периодически повторяются. Мы пришли в гости, отдали малыша хозяйке, которая захотела помочь его раздеть. Он долго после этого не мог успокоиться. Интересно, почему он боится, что его отдадут? Главное, чтобы не мы любили ребенка, а он был уверен в том, что его любят. В гостях увидели календарик с Девой Марией и Иисусом. Что касается веры, ребенок сам вырастет и решит. Но я сейчас решила назвать их имена: «Мама Малия и сыночек Сус».
1 год 9 месяцев 16 дней
Сел на чужой велосипед и не хотел слезать. Значит весной можно будет купить ему такого друга. Раскладывает зонтик, ходит с ним по комнате. Изучает рюкзак. Влезает туда сам, складывает туда свои предметы. Играет дедушкиной барсеткой. Смотрит на докуметы (документы), почему-то нюхает их. Ходит важный. Любит доставать и сидеть на раскладном летнем кресле. Познает много таких предметов. Очень нужная игрушка для развития – матрешка. Показывает: «Самая маликая, босяя». При этом интонация разная, от писклявой до баса. Сначала открываем и все достаем. Затем каждой голове ищем ножки, подбираем по величине. Затем ставим в ряд от большой до маленькой – изучаем и сопоставляем размер. Затем считаем. Прячем каждую маленькую матрешку в матрешку большего размера. И вот чудо – матрешка опять одна! Учим размеры и на кольцах пирамидки, но здесь для него пока нет правила, чтобы нанизывать по размеру, как матрешки. Он их просто нанизывает. А матрешки нужно так сложить, чтобы осталась одна. Еще нравится пускать пузыри, надувать шарики, хотя это и не получается. Смотрит, как шарик надувает папа, а потом спускает и смеется. Шарик с ниточкой уже не интересен сам по себе.
1 год 9 месяцев 17 дней
Рассказал своё первое стихотворение сам для себя, играя: «Таня пачет, уланила в лечку мячик. Не пач, Таня» Придумали новую игру со сказками и сказочными героями - рисуем пересказ: «Вот колобок. Он от бабушки ушел, от дедушки ушел. А на встречу по дорожке идет зайка…». Научился сам раскручивать юлу. Перед сном стали с дедушкой складывать на места игрушки. Наш дедушка придумал интересный прием: «Давай посадим их красиво, чтобы сфотографировать»
1 год 9 месяцев 26 дней
Сегодня смотрю, Максим копошится, что-то пытается сделать, посапывает. А это он руки в замок сложил. Услышал, как девочка визжит, тоже попробовал визжать, но не мужское это дело. Смеётся.
1 год 10 месяцев 7 дней
Вчера зашли в свой магазин, а там – акция. Максим сфотографировался на руках у Деда Мороза. Сегодня запланировали ёлку в другом детском магазине. Максим рассказывал стихотворение Дедушке Морозу, подарил ему игрушку, которую мы сделали своими руками. Считает и называет игрушки на елке, пытается снять и повесть две одинаковые игрушки рядом. На полках тоже подбирает игрушки парные, например два солдата, две машины, два дельфина. Они отличаются по цвету, размеру, материалу. Но Максим уже научился выделять общие и различные признаки в паре.
Он стал очень тяжелый. Если мы не берем коляску или санки, то уговариваем, чтобы шёл сам ножками. Используем такие приёмы: Ой, я тоже устала. А ты меня возьми на руки. Давай дойдем до того дерева и возьму. Давай расскажем сказку. Скорее убежим от папы, а он нас будет догонять. Догоним вон ту машину. Любит побегать.
1 год 10 месяцев 17 дней
Максим любит книжки, самые любимые затирает до дыр, иногда закрывает книги: «Все, почитали». Говорит давно простыми предложениями. Иногда неаккуратно листает, я говорю: «Порвешь книжку, убежит из нее собачка, мишенька, лисичка, никто не захочет оставаться в порванной книжке». Полностью понимает речь взрослых. Может выслушать объяснения, это лучше, чем просто «нельзя». Нравится читать «страшные» книжки, с картинками про акул, раскрытой рыбьей пастью, пауков и других отрицательных героев. Ложится спать и подставляет папе спинку, чтобы гладил, показывает, где погладить. Бессонница бывает и у детей, только в отличие от взрослых у них не хватает терпения лежать с открытыми глазами, рассматривать потолок, считать слонов. Они соскакивают и идут играть дальше, пока не захочется опять прилечь на подушку. Папа говорит: «Скорее обнимай подушку, положи ушко, а то убежит». Очень любит папу и дедушку, проводит с мужчинами больше времени, чем с мамой и бабушкой. Нравится возня, баловство, борьба, игра в мячик, мастерить, используя инструменты. Я только радуюсь, что у них сложились мужские отношения.
1 год 10 месяцев 27 дней
Максим продолжает активно развивать свои художественные способности – рисует на своих ножках, ручках, стенах, шкафах, обоях… Выделили ему кусок стены, заклеили белой бумагой. Но иногда получается, что иду и повторяю за ним его шедевры губкой. Просит губку, но терпения и силы пока не хватает. Для рисования на себе дали легко смывающееся, не ядовитое, перед купанием. Любит чистить зубы, облизывать и кушать пасту.
1 год 11 месяцев 5 дней
Максим начинает скучать по маме и папе. Опять зашли в садик – уже не та реакция, нет интереса, бежит за мной, плачет. Не хочет оставаться и играть даже с детками на площадке, хотя это ему нравится, так как понимает, что могу уйти и оставить его одного с незнакомым миром.
Максим на улицу частично одевается (и раздевается) сам, любит ходить на прогулку со мной, во время прогулки переходит от одного объекта к другому, исследует, изучает, рассматривает. Увидел пенек – влезает, прыгает на двух ножках, спрыгивает. Перебегает вприпрыжку.
1 год 11 месяцев 7 дней
Максим Интересный момент: все игрушки, которые у нас поломаны или порваны были за все это время – поломаны и порваны не Максимкой! Это особенность характера. Есть детки, которые приходят в гости и умудряются поломать до 3 игрушек за раз. Что-то по невнимательности и неловкости поломали мы, но не Максим.
Максим начинает употреблять местоимения и прилагательные, знает больше 50 слов, повторяет все, что слышит, слова, фразы. Повторяет жестикуляцию. Стремится к самостоятельности, все сам.
1 год 11 месяцев 17 дней
Высылала бабушке свой дневник, чтобы она смогла заочно все знать о своем внуке и радоваться его успехам. Сегодня получила ответ: «Мне понравилось описание второго года развития, умилялась ребенку и поражалась твоим терпением и педагогическим подходом, а также в восторге от приемов дедуки Пети. Считаю, что Максим опережает в развитии своих сверстников. Поцелуйте Максимку от имени "бабуки Аиси"».
1 год 11 месяцев 19 дней
Жизнь – это процесс, череда дел, забот, решений. В погоне за деньгами, успехом, славой, квартирой, машиной, работой, поиском любимого или любимой порой не замечаешь, как пролетают дни, месяцы, годы. Многие считают рождение детей не приоритетным, а через годы жалеют, что упустили этот важный момент жизни. А ведь именно ожидание, рождение и воспитание ребенка раскрывает в женщине новые неожиданные качества и стороны личности, дает возможность отойти в сторону от жизненного бега и еще раз разобраться в себе, своих желаниях, пересмотреть свое отношение к жизни, пересмотреть приоритеты. Ребенок входит в нашу жизнь очень важным человечком, без которого эта жизнь уже не мыслима, неполноценна. Из интервью актрисы Светланы Чуйкиной о сыне: "Не передать словами ощущения, когда ты смотришь на него и делаешь открытие за открытием. И очень огромная ответственность в том, что этот мир открывается именно тебе."
1 год 11 месяцев 20 дней
Люблю встречаться с подругами, которые уже стали или скоро станут мамочками. На материнство начинаешь смотреть шире. Делишься приемами. Вчера подняли интересную тему: возрастные особенности сильно влияют на маму, важно во сколько она стала мамой: в 20, 30 или 40 лет. Многие молодые энергичные мамы не могут полностью радоваться своему материнству, потому что еще не успели состояться в профессиональном плане. Но всем известны и случаи, когда девушки сначала достигли многого в карьере, а потом стали мамочкой, например Джулия Робертс. И случаи, когда сначала родили троих детей, а потом стали известны, как Валерия. Хочется, чтобы ничто не мешало девушкам радоваться ожиданию и воспитанию своих малышей, чтобы никто не прерывал беременность из-за глупых страхов, не оставлял детей без родительского тепла. Большинство потом всю жизнь мучается вопросом, а что было бы, если тогда я…
Вокруг много матерей-одиночек, которые живут с гражданскими мужьями. Основная причина их «одиночества» – желание получать пособие матерей-одиночек. Грустно, говорят мысли материальные.
2 года
Смотрим Максимкины фотографии – черты лица остались те же. Но мы тогда его не могли представить в возрасте двух лет. Так же как и сейчас - не представляем, каким он будет, когда вырастет…