"Детский садик"

http://kinder-garten.narod.ru

"Как научить ребенка от рождения до трех лет читать, используя "Кубики Зайцева"
Возраст 0-6 месяцев, 1 ступень
Возраст 6-12 месяцев, 2 ступень
Возраст 1-1,5 лет, 3 ступень

Возраст 1,5 - 3 года, 4 ступень"
Лена Данилова

"Вспомогательные материалы для работы с Кубиками Зайцева"
Лена Данилова

 

Как научить ребенка от рождения до трех лет читать, используя "Кубики Зайцева"
Возраст 0-6 месяцев 1 ступень
Содержание упражнения, занятия или игры
1. Пойте складовые попевки ( Складовая попевка - это песенка, озвучивающая кубик, все они поются на один мотив, например, соль-фа-ми-ре-до, а "слова" у каждого кубика свои, но очень похожие "Бу-бо-ба-бэ-бы б", последняя буква - не поется, а просто произносится), песенки алфавита (петь алфавит можно на разные мотивы, например, "Взвейтесь кострами синие ночи" или "В лесу родилась елочка", "Подмосковные вечера" и другие мелодии., текст таблицы, прилагаемой к кубикам), текст таблицы, прилагаемой к кубикам, не показывая ребенку текст на таблице или кубике. Петь попевки можно начинать еще до рождения или сразу после него, или в любом возрасте. Поют столько раз в день, сколько хочется родителям.

2. "Кубик-погремушка" - показывайте малышу кубик одной стороной, привлекайте его внимание, встряхивая кубик - издавая звук, когда ребенок взглянул на кубик, назовите склад. Следите за тем, чтобы кубик был всегда повернут лицом к ребенку. Можно играть столько раз в день, сколько ребенок просыпается, чтобы поесть и пообщаться. Можно - несколько раз за одно бодрствование, можно один раз в день, по настроению. Кубики нужно менять, только не очень часто, например, выбираете на день-два несколько кубиков, играете с ними, потом один два кубика меняете на другие и еще день-другой смотрите, и так далее.

3. Начинать это упражнение можно тогда, когда ребенок уже отчетливо видит, может следить глазами. У каждого ребенка - это будет своя возрастная отметка. Показывайте имя ребенка, слова МАМА и ПАПА, постепенно вводя другие близкие и знакомые слова - желательно на светлом фоне - можно освободить (чтоб ничего не отвлекало) одну книжную полку и сделать светлый фон листами бумаги. А можно изготовить легкую полочку из половины картонной коробки (например, обувной), обклеив ее белой бумагой, полочку прикрепить к стене булавками или скотчем ; для того, чтобы ребенка ничего не отвлекало, можно приклеить полочку на белый лист. Подносите малыша к полочке и четко прочитывайте слово; применяйте каждый раз разные способы показа слова: можно по складам, показывая их пальцем, а можно просто продемонстрировать все слово.

4. Игра "Мы пишем вместе" : пение кубика + показ слова: выбираете слово из двух кубиков, берете нужные кубики, пропеваете первый кубик и показываете нужный склад, потом так же второй кубики, в конце, выставляя по одному кубику, складываете все слово. На всю игру уходит несколько секунд, если, конечно, потренироваться правильно крутить кубик, ничего не путая. Для проведения игры нужно или посадить ребенка в креслице за столом, или просто на пол, или положит на животик, если он умеет лежать, приподнявшись на руках, можно попросить второго родителя или старшего ребенка посадить ребенка к себе на колени. Играют каждый раз не более. чем одним-двумя словами, чтобы не утомить малыша. Проводите игру столько раз, сколько вам хочется.

5. Напишите на длинных полосках бумаги(произвольного размера) складовые попевки (БУ-БО-БА-БЭ-БЫ-Б), выбирая попевки с тех кубиков, которые входят в имя ребенка, другие близкие слова (потом, когда первые кубики будут хорошо знакомы ребенку, можете добавлять другие попевки), развесьте эти полоски на стенах по всей квартире на уровне ваших глаз . Начинать показывать тогда, когда ребенок уже хорошо видит, показывать за один раз сначала один-два "кубика", потом можно увеличить их количество. Когда вы идете с ребенком на руках по квартире, подходите к ним, пропевайте попевку и показывайте пальцем склады.

6. "ВЫСТАВКА" - на любой пустой (обязательно пустой) полке, например, на книжной или на специально для этого изготовленной картонной двухэтажной полке из двух половинок обувной коробки, наклеенных на кусок картона, можно поставить любой мелкий предмет или игрушку или картинку, а рядом (или под ним, или наверху) подпись-комментарий , составленную кубиками. Менять выставку можно раз в 2-3 дня и показывать ее можно 2-3 раза в день, например, утром после сна, днем и вечером перед сном, неплохо повесить выставку около кроватки, чтобы она чаще попадалась ему на глаза

Возраст 6-12 месяцев, 2 ступень
Если ребенок не прошел первую ступень и начал заниматься в 6 месяцев, то необходимо ввести все упражнения первой ступени и сразу подходить ко второй. Упражнения и игры 1 ступени с изменениями и дополнениями - смотри комментарии. Номера всех упражнений остаются прежними.
Если ребенок уже занимается, то в возрасте около 6 месяцев, может раньше, может позже начинайте добавлять упражнения второй ступени, продолжая выполнять, если надо, предыдущие.
Комментарии к упражнениям первой ступени.
1. Все выполняйте так как описано выше.
2. Если начинать после трех-четырех месяцев, это упражнение можно не вводить.
3. Старайтесь расширять список знакомых слов, регулярно возвращаясь к старым.
4. Начинать с вышеописанного, постепенно перейти к пропеванию 2-4 кубиков, складывая из них 5-7 слов (список слов продумайте заранее), не затягивайте игру, чтобы не потерять интерес ребенка.
5. Увеличьте число складовых ленточек. Спрашивайте, где ФУ-ФО-ФА-ФЭ-ФЫ-Ф (или другое)? Пусть малыш подползет или подойдет и покажет.
6. Меняйте выставку раз в 1-2 дня. Можно увеличить количество выставок, можно спрашивать у ребенка, где игрушка (картинка, прочее) и называть ее или спрашивать, где написано слово.

Содержание упражнения, занятия или игры
7. По возможности пишите кубиками слова, отображающие название имеющихся в доме крупных предметов : шкаф, холодильник, пианино, диван, стул - какие-то слова можно оставить стоять на некоторое время (например, слово ШКАФ можно поставить в шкаф на полку или прямо на шкаф). А какие-то придется сразу убрать, чтоб не повредить кубики ( например, слово СТУЛ на стуле продержится до тех пор, пока малыш его не схватит или на ваше слово не сядет дедушка). Можно пользоваться мини-полочками из половинок картонных коробок и прикреплять их скотчем на стены, стекла, зеркала, шкафы, двери, только так, чтобы они не мешали мирным гражданам, проживающим с вами в квартире.

8. Если вы уже начали прикармливать малыша, то перед тем как посадить его есть, по возможности, если малыш не умирает с голоду, а значит, вы не очень спешите, поставьте на стол или полочку перед креслом ребенка название той еды, которую он будет пробовать. Перед тем, как начнете кормить малыша, назовите ему то, что даете и покажите слово, написанное кубиками все целиком или по складам (во всех играх и упражнениях чередуйте эти два способа показа). Во время еды, особенно если она очень нравится малышу, можете еще раз обратить его внимание на слово, только не настаивайте. Вообще, как мне кажется, не стоит связывать процесс еды с чтением, так как физиологи говорят, что это вредно. Но взглянуть еще разок между ложками, наверно, можно.
Научите ребенка реагировать на вопрос ГДЕ? Это можно сделать так : покажите ему одну хорошо знакомую игрушку или предмет, скажите "Это ложка", потом сами себя спросите "Где ложка?" и сами себе ответьте"Вот она!" и покажите, пальцем, где она. Потом попросите ребенка показать, где ложка. А так как он прекрасно уже знает, что такое ложка, видел, как вы показывали, а кроме того, ничего другого рядом нет, то он, скорее всего покажет на нее и будет прав. Если же он все-таки не показывает. то вы сделайте это за него его пальчиком. Так можно потренироваться несколько раз. И когда малыш будет твердо понимать, что вы от него хотите, можете предложить ему на выбор два хорошо знакомых предмета. Следующим этапом будет показ одного слова точно так же как одного предмета: вы показываете простое слово из двух кубиков и говорите, что здесь написано слово ДОМ, а потом спрашиваете "Где написано ДОМ?" Подождите несколько секунд, дайте малышу возможность самому попробовать показать. Если он не стал этого делать(может он просто не в настроении), можете сами показывать. И так же продолжите в другой раз с этим же словом или другим, пока он не станет показывать вам одно слово так же легко, как один предмет.

9. Игра "Угадай, где слово!" Если ребенок умеет хорошо делать все, что описано выше, то ему не составит большого труда выбрать из двух слов одно. Только слова должны быть не новые, а очень хорошо знакомые малышу, виденные им в других упражнениях и играх, понятные по значению, интересные ему. Можно начать со слов МАМА и имени ребенка: "Выбери!" (или "Покажи!") "Где написано слово МАМА?" Если малыш показал, то вы, конечно, сильно-сильно обрадуетесь и не потому, что я вам рекомендую, а потому, что действительно это ЧУДО - малыш начал превращать звуки в знаки - показал услышанное слово. Ну, а если он не показал, то это не значит, что он дурачек, или вам посоветовали какую-то ерунду , или что-нибудь в этом духе, может он просто не понял, что же вы от него сейчас хотите. В таком случае нужно вообще не заметить его ошибку, а нежно перевести его пальчик в нужное место и тогда все-таки обрадоваться тому, что у вас вместе получилось. Постепенно вы будете вводить в игру все новые и новые слова из других игр, слова знакомые и близкие, желательно короткие. Слова для этой игры нужно ставить на полочку или прямо на пол, но так, чтобы рядом не было других игрушек, иначе , по случайности, малыш предпочтет сейчас вашей игре какую-нибудь другую. Есть еще маленький секрет. Если малыш правильно выбрал слово, дайте ему это слово, позвольте к нему подползти и сделать с ним все, что хочется. А как это сделать без ущерба для кубиков - читайте дальше.
"Земля - крестьянам!","Фабрики - рабочим!","Кубики - малышу!" Около 6 месяцев, когда малыш научился брать предметы в руки, можно начать давать ему кубики. Для этого нужно их хорошо укрепить :
Можно вставить внутрь кубика еще один, почти такой же по размеру, чтоб только поместился, из плотного картона,
Или перед тем, как собирать кубик, наклеить развертку на плотную бумагу и высушить под прессом, а когда высохнет, хорошенько прогнуть все грани.
И обязательно защитите кубики - обклейте в несколько слоев скотчем со всех сторон. После оклеивания кубики могут бликовать при ярком свете, тогда надо обязательно каждый раз следить за тем, чтобы ребенку было хорошо видно, посмотрев на кубик с его точки зрения - буквально сев на его место.

10. "Свободная игра в кубики" Когда у ребенка хорошее настроение, дайте ему поиграть несколько кубиков, только немного, штук по 6-8, и каждый раз разные. Ребенок может трясти кубики, перекладывать из руки в руку, кидать, делать то, что у него получится. Если вы находитесь рядом, называйте и показывайте ту сторону, которая повернута к ребенку, составляйте слово, показывайте его малышу и дайте его сломать, говоря "Катя сломала слово КОТ" и так далее.
10а. "Дорожки". Можете построить малышу дорожки из кубиков: только из больших, или только из маленьких, или наоборот, из всех вперемежку. Поставьте все кубики стороной на один гласный(А, О, я , др.) или на парные гласные (А-Я, О-Ё, У-Ю, др.) так, чтобы все грани были "лицом" к ребенку, то есть не перевернуты. Примеры дорожек: БА-ЗА-НА-ЛА-ДА; ПЯ-ФЯ-ГЯ-ЛЯ-ЗЯ; КУ-ДЮ-ЖУ-РУ-ВЮ-БЮ и так далее), пропойте получившуюся дорожку на любой простой мотив, показывая склады, можете показывать, используя игрушку. Дайте ребенку поиграть в дорожку так, как ему хочется , например, поставить на нее еще кубики, поселить на ней игрушку, покатать по ней машинки (а вы, знай, свое приговариваете: машина едет по МА), а главное, разрешите все сломать.
10б. "Маленькие дорожки" (игра, похожая на игру "Братики и сестрички", описанную в книге Зайцева, только здесь используется небольшое количество кубиков и все делает мама, а не ребенок) - мама подбирает парные кубики нужными сторонами и делает из них маленькие дорожки (пример МА-МЯ, ВА-ВЯ, КО-КЁ, ГУ-ГЮ). Можно делать дорожки на один гласный, а можно и на все по одной дорожке. И поиграйте в них так же, как в большие дорожки.
10в. "Домики" - стройте с малышом домики и башенки не очень большого размера - в 2-3-4 кубика и шириной в 1-2-3 кубика. Игрушкой не большого размера прыгайте с этажа на этаж или вдоль них (т.е. показывайте склады), напевая их на любой мотив. Чем веселее игра, чем смешнее ваши песенки - тем лучше!
10г. "Перекладывание". Две емкости (например, коробки, корзины) - в одной кубики - другая пустая. Ребенок берет или вы даете ему кубик. Повернутую к нему сторону называете и просите положить (отнести, если это не рядом) кубик в другую коробку. И так далее, пока не надоест.
10д. Постоянно придумывайте новые способы привлечения внимания к кубикам. Заведите дежурный кубик, который будет стоять на отдельной полочке. Придумывайте хоть каждый день новые игры. Если можно записывайте их и копите для передачи опыта другим родителям. Привлекайте всех родственников к играм именно в кубики.
Только не позволяйте кубикам валяться на полу. Не давайте их в свободный доступ ребенку. Они должны лежать на недоступной ребенку полке, выдаваться с вашего разрешения, понемногу, ненадолго. Убирайте их обратно в шкаф, как только заметили малейшее невнимание к ним во время игр.

11. Альбомы с картинками.
Около 6 месяцев можно начать показывать ребенку альбомы с картинками. Может быть можно начать и раньше, дело только в способности малыша посмотреть подряд несколько картинок подряд. До этого момента, как правило, хватает выставок и картинок, развешенных то тут, то там на стенах квартиры (об этом подробнее лекции "Ученый карапуз" и другие). Итак, необходимо купить как минимум один, а лучше три-пять (чтоб не смотреть с утра до ночи одно и тоже - и вам, и ребёнку надоест) магнитных фотоальбомов (обычно бывают формата А4,в них картонные страницы, покрытые специальной липкой прозрачной плёнкой, которая отклеивается, под неё кладутся картинки и подписи и опять заклеиваются той же плёнкой). Продаются они в магазинах "Кодак", где принимают фотографии в печать .Они очень удобны тем, что легко можно менять картинки и подписи - универсально, эстетично, многоразово, не надо ничего клеить. А еще - картинки защищены ( их нельзя оторвать и испачкать ) и картонные страницы тоже не мнутся и не отрываются , то есть альбом можно давать ребёнку для самостоятельного рассматривания.
Альбомы бывают на десять, двадцать и пятьдесят страниц. Лучше всего покупать на десять страниц, так как бывает сложно подобрать большее количество картинок на одну тему, а кроме того ребёнок ещё не может посмотреть больше девяти (а их получится там именно девять) картинок одновременно.
Какие же картинки можно вклеивать в первые альбомы малыша и где их брать?
Это могут быть, например,
- любые животные (домашние и дикие),птицы, рыбы (пока лучше обойтись без насекомых, паукообразных, земноводных и пресмыкающихся - если показывать их в некотором количестве, а они довольно похожи друг на друга, то малыш будет скучать),
- садовые цветы, дикорастущие растения , имеющие очень характерный внешний вид, не похожий на другие ( или стоит подбирать растения из разных семейств); совсем не рекомендуются в этом возрасте показывать грибы, так как они тоже довольно однообразны;
- мебель,
- посуда, предметы домашнего обихода,
- портреты близких людей,
- изображение детей в действии,
- овощи, фрукты, различные блюда (из поваренных книг и дамских журналов),
- виды транспорта, только не марки машин,
- картинки на другие темы, главное, чтобы они были крупными, яркими, понятными, интересными малышу.
Искать картинки вам, возможно, придётся долго. Годятся картинки с тематических познавательных плакатов, с календарей, из журналов. Невозможно , конечно, покупать или получать по подписке большое количество разных журналов, это очень дорого. Но ведь ,наверняка, многие ваши родственники или друзья покупают журналы, прочитывают , а потом выбрасывают. Попросите их заранее , чтобы они откладывали вам эти журналы.
Можно специально для разрезания покупать детские энциклопедии для самых маленьких с картинками большого размера, но обязательно в двух экземплярах, чтобы иметь изображения и с чётных , и с нечётных страниц.
Это ,конечно, дороговато. Но можно объединиться с друзьями и покупать всё пополам, а потом делиться готовыми материалами .
Итак , вы подобрали девять картинок на одну тему.
Положите альбом так, чтобы страницы располагались горизонтально. Откройте первую. Напишите на ней, приподняв защитную плёнку, тематическое название и прилепите плёнку на место. На каждом следующем развороте , на нижней странице, пишите слова, соответствующие вашим картинкам, а на верхней странице - картинки к ним.
Слова могут быть :
- из складов (самый экономичный способ)- напишите (фломастерами или на компьютере) слова, нужные вам в альбоме. Когда будете менять картинки, разрежьте ваши слова на склады, из имеющихся складов попытайтесь сложить новые слова. Каких-то складов может не хватать, тогда допишите или допечатайте еще склады; каждый раз будете добавлять в "кассу" недостающие склады, а повторяющиеся, наиболее часто встречающиеся будут наготове ;
- набранные на компьютере (шрифтом Arial, размером не меньше ста пунктов, только заглавными буквами, выделяя склады оттенками серого цвета (темный и светлый), ударный - чёрный) ;
- написанные на четвертинке листа (можно легко и без потерь времени разрезать лист А4 на четыре равные части, перегибая лист, чтобы отмерить, а не прочерчивая по линейке), писать лучше толстыми маркёрами трёх цветов : зелёного, изумрудного, чёрного, выделяя каждый склад отдельно (ударный - обязательно чёрный)).
В конце, на последнем листе должна точно такая же надпись , как на первом развороте , чтобы вы могли читать альбом с любого конца.
Часто встаёт вопрос, как называть альбомы. Лучше подбирать названия попроще и покороче, если это возможно. Но главное, понятнее. Например, не "Дикие животные", а "звери из леса", не "виды продуктов", а "еда".
Одна и та же картинка может попасть в разные альбомы, смотря как их назвать. Баклажан, например, может оказаться в альбоме "еда" , альбоме "овощи" , в альбоме "цвета" - подпись "фиолетовый", в альбоме "счет" или "посчитаем!"- подпись "один баклажан". Курица попадает в "домашних животных", лучше, правда, назвать этот альбом "кто живёт с людьми", в альбом "птицы", а ещё может попасть и в еду, только тут нужна , конечно, другая картинка. Греческая амфора попадает в "прикладное искусство", а попонятнее его можно назвать "Что люди делают руками", в альбом "Какие бывают вазы", в "Древнюю Грецию" и т.д.
Всё, что вы помещаете в альбом - картинки, подписи, название, украшение титульного листа (если вам хочется её украсить), должно быть только помещено под плёнку, но не наклеено клеем или скотчем. Это очень важно для того, чтобы потом этот альбом использовать для других картинок, то есть, чтоб была возможность убрать всё и поставить новое.
Есть, правда, возможность сделать постоянную обложку. Тогда ей нужно дать какое-то общее название, например "Моя энциклопедия", или "Катина(Мишина, Данина,…) энциклопедия", или "Мои любимые картинки", или "Моя любимая книжка" или что-нибудь типа этого. Украсьте обложку какими-нибудь картинками и все это заклейте широким скотчем в несколько рядов. Можно один альбом "отдать" под животных, дать ему постоянное название, например, "Разные-разные животные" и наклеить на обложку много-много маленьких картинок с животными. Тогда, как вы понимаете травы ли мебель сюда уже не вставишь. При наличии постоянного названия можно менять каждый раз название на титульных листах(напомню - титулы лучше делать с двух сторон), например, "Звери из леса", "Кто живет на берегу озера" и так далее.
Когда вы изготовите первые 2-3 альбома, можете начинать показывать их ребёнку. Для этого, если ребёнок уже умеет сидеть сам, посадите его в высокое креслице за столом (если стол не очень большой и вы будете, сидя напротив, не очень далеко от ребёнка), или же просто на пол. Если ребёнок не умеет сидеть, попросите кого-нибудь из взрослых сесть и подержать у себя на коленях. Сядьте напротив. Расскажите ребёнку, что вы сейчас будете делать. И начните показывать картинки. Показывать нужно достаточно быстро, но и не слишком, чтобы ребёнок смог увидеть, что вы ему показываете.
Если ребёнок не смотрит, лучше вообще не показываете. Или показывайте по одной картинке, например, перед едой. Или подумайте, может стоит поменять тему альбома.
Если ребёнок требует смотреть ещё и ещё, покажите, но помните, что он может просить бесконечно, поэтому предупредите, что покажете ещё, но только один раз.
Смотреть альбомы можно один-два и более раз в день. Но если вы видите, что они не очень привлекают ребёнка, показывайте раз в два дня .
Будьте внимательны к ребёнку. Если вы чувствуете, что ребёнок уже не с таким интересом, как прежде смотрит альбомы, значит или срочно поменяйте картинки или вообще пока прекратите просмотр.
Для того, чтобы у вас не было длительных перерывов, постарайтесь, как только готов один альбом, начать подбирать материал для следующего раза.
Как определить границу склада? Склад это согласный или гласный отдельно (П, Ш, И,…), согласный с гласным - то, что называется "слог слияния" (ПА, РИ, ЩУ, ЖИ,…), согласный с любым знаком (РЬ, БЪ, МЬ,…). Разделим на склады слово корова - КО-РО-ВА. Только вы не будете отделять склады никакими черточками, а выделите их цветом, чередуя оттенки. Ударный склад всегда выделяется черным.

Возраст 1-1,5 лет, 3 ступень.
Если вы уже занимаетесь , продолжайте выполнять упражнения предыдущих ступеней с новыми комментариями. А если вы только начинаете, то введите сначала все упражнения из первых ступеней, потом переходите к этой. Чем старше ребенок, тем меньше ему надо времени на "раскачку", на освоение более легких приемов работы. Возможно, что можно будет осваивать все упражнения одновременно.
1. Делайте все, как описано в упражнении. Таблицы вывешивать еще рано.
2. Отменить.
3. Заменить упражнением 12, 12а и 12б.
4. Отменить.
5. Вывешивайте как можно больше складовых ленточек, просите малыша показать, где какая. Меняйте их местами, запутывая малыша, не давайте ему ориентироваться на место расположения, пусть опирается на текст. Можно снять со стены несколько очень знакомых ленточек и давать ему выбирать нужную из двух-трех и более.
6. Оставить одну-две выставки по желанию. Можно полностью заменить альбомами и использованием игрушек в упражнении 12.
7. Продолжать при желании и интересе ребенка. Не забывать использовать разные способы демонстрации слова - показать все слово, демонстрируя рукой направление движения глаз или по складам : сначала прочитать медленно, показывая каждый кубики, а потом еще раз все слово в обычном темпе.
8. Продолжайте, если вам нравится.
9. Постепенно заменить на упражнение 12 с вариантами.
10. Играйте столько, сколько захотите. Только не оставляйте кубики после игры на полу, убирайте их на полку вместе.
11. Количество, частота просмотров и содержание - по вашему желанию.
Упражнения 3 ступени.

Содержание упражнения, занятия, игры
12. "Активная игра в кубики"
Приготовьте в вашей квартире место для кубиков. Настало время, когда кубики можно ввести в свободное обращение. Ребенок уже способен понимать, что от кубиков можно получить удовольствие, даже если нельзя их грызть и мять. Лучше всего подойдет этажерка с неширокими полочками. Полочек может быть от трех до восьми и более, как получится. Внизу - самая высокая и вместительная полка - там будут храниться кубики, можно подставить под вашу этажерку обычную книжную полку (прямо на пол). Вверху - полочки поменьше, на них мы будем писать слова. Желательно все это расположить в максимальной близости от пола, чтобы малыш мог в любой момент подойти и взять любой кубик, да еще так, чтобы вы сидя на полу (чтобы не стоять согнувшись), смогли достать до самой верхней полочки рукой. Итак, чтобы поиграть в эту игру, лучше всего сесть на пол, а ребенка посадить на колени, или пусть он стоит на полу рядом с вами.
Пишите при ребенке несколько слов, или называя кубик, который берете в руки ( не надо показывать каждый склад на кубике, лучше пропеть попевку, пока ищите нужный склад), и\или называя склад, который вам нужен на этом кубики и прочитывая все слово, когда оно будет готово. Можно не пропевать кубик, но называть склад и прочитывать все слово. Если вам совершенно не поется, то можете просто проговаривать складовую попевку.
За один раз можно поставить от 5 до 10 слов. По несколько раз прочитать и показать каждое, попросить малыша показать вслед за вами 1-2-3 слова, постепенно приближаясь к узнаванию всех слов.
Игра проводится хотя бы один раз в день (желательно! И лучше в одно и то же время). Слова остаются стоять на полках до следующей игры. В течении всего дня можно несколько раз о них вспомнить, подойти и посмотреть. Если малыш разобрал мигом все слова, как только вы поиграли, ничего страшного, соберите потом все снова и поставьте на полки. Пусть они еще и еще раз попадутся ему на глаза. Можете переставлять слова местами в течении дня.
12а. Как только ребенок начал говорить, хотя бы одно-два слова из его активного словаря держите подольше в игре ( то есть не один день). Необходимо подвести малыша к тому, чтобы он сам показал слово и сам сказал его. А это и будет началом чтения. Неважно, что он скорее всего запомнил все слово! Главное, что он не побоялся произнести написанное слово. А так как он видит, из каких складов состоит это слово, он, скорее всего, вскоре будет узнавать их и в других словах и попытается их прочитать. В этой ситуации главное не пережать, не показывать ребенку, как вы ждете, когда он произнесет написанное слово. Желательно, чтобы все получилось совершенно непроизвольно, незаметно, обыденно. Малыш не должен заметить, что он сделал что-то сногсшибательно недоступное его возрасту. Но похвалу вашу при этом он, конечно, заслужил, да еще какую.
А если он долго не произносит слова или один раз произнес, а потом неделю-две - тишина. Не огорчайтесь и не настаивайте на том, что он может, что у него должно получаться и так далее. Он должен научиться делать это автоматически, а не под нажимом. Если вы будете заниматься с ним регулярно, если он начнет разговаривать, верьте - и на вашей улице будет праздник - малыш рано или поздно вдруг произнесет написанное, так же легко, как он его показывает.
Кстати, моя дочь Катя, читающая с десяти месяцев (а сейчас ей 2 года) может иногда по целым дням отказываться что-либо прочитывать, а потом как пристанет "давай читать!" и пока целую "гору" не перечитает - не успокоится.
12б. Слова, фигурирующие в предыдущих упражнениях, стоящие на полках в доступном для ребенка месте, попросите малыша принести вам, когда вы находитесь, например, в другой комнате или в кухне. Малыш может в ответ принести любое другое слово, нужно поставить его на стол, сказать "Спасибо! Только ты принес мне слово "НОС", а теперь принеси , пожалуйста, слово "КОТ", как я тебя просила!" если малыш опять ошибается, вы опять прочитываете ему слово, которое он принес и просите принести нужное. Только никаких "НЕТ", "ОШИБКА", "НЕ ПРАВИЛЬНО", "ЧТО Ж ТЫ ТАК!" Сплошные положительные эмоции! Если малыш принес нужное слово, да еще если он может его произнести, спросите, как бы невзначай, "что ты принес?" "А, правильно, ты принес слово КОТ". А называя принесенное слово, малыш еще раз прокладывает себе дорогу в чтение. Именно таким способом Катя вышла в раскрепощенное чтение.

13. "Чтение про себя"
Пишите кубиками название частей тела или хорошо знакомых предметов и, показав один раз, попросите ребенка показать, что здесь написано. То есть напишите НОГА и покажите его ногу, попросите и малыша показать, где у него нога. Опять вернитесь к слову, скажите, что здесь написано и опять попросите его самого показать, что написано. Если он начнет понимать смысл игры, предлагайте другие знакомые слова, просите показать, что написано. Если не получается с первого раза, подсказывайте. На самом деле может не получаться довольно долго. Надо приучить ребенка к тому, что он может понимать смысл прочитанного слова, что у каждого слова есть значение.

14. Маленькие альбомы
После года можно использовать не только большие альбомы (формата А4), но и меньшего размера. Подойдут обычные фотоальбомы для фотографий размером 10,5 Х 15 , с мягкой обложкой . Они представляют из себя маленькую книжечку с прозрачными кармашками. Думаю все их видели в продаже и многие пользуются ими по прямому назначению.
Они бывают на 36 кадров и на 24. Лучше брать меньше, хотя стоят они одинаково.
В таких альбомах у вас получиться соответственно:
- 17 картинок - две обложки, два титульных листа,
- 18 картинок - впереди обложка, титульный лист, сзади - обложка с подписью, титульного листа нет,
- 19 картинок - две обложки с подписью, ни одного титульного листа ;
или:
- 11 картинок - две обложки, два титульных листа,
- 12 картинок - впереди обложка, титульный лист, сзади - обложка с подписью, титульного листа нет,
- 13 картинок - две обложки с подписью, ни одного титульного листа .
Показывать эти альбомы нужно так же как и большие.
Материалы подбирать так же ( более подробно о подборе и смене тем альбомов в лекциях об энциклопедических знаниях). Менять картинки в этих альбомах не очень удобно, так как от многочисленной смены картинок кармашки рвутся. Стоит альбом не очень дорого(можно найти от 4 до 10 рублей) и вместо того, чтобы менять я предпочитаю добавлять еще альбом. Если это трудно по материальным соображениям, то менять в них картинки еще легче, чем в больших. Только очень аккуратнее вынимайте, так как слабое место альбомов - это края соединения кармашка с основой, а они рвутся.
Желательно иметь активную группу альбомов (только что сделанные), в которую добавлять или убирать из нее альбомы по интересу к ним ребенка. Когда альбом уже не очень-то интересует ребенка, а не тогда, когда совсем надоел, его (альбом) переводят в пассив, а в актив добавляют новые.
Активные альбомы смотрят хотя бы 2-3-4 раза в неделю, но лучше, конечно, хоть раз в день. Можно и больше. Пассивные - в любом количестве 1- 10 раз в месяц (или сколько захотите).

Кубики Зайцева от 1,5 до 3 лет
Возраст 1,5 - 3 года (4 ступень)

№15. Тетради активного словаря Как только ребенок начал говорить (необязательно, что он уже читает), заведите тетрадочки с его активными словами. Слова должны быть написаны крупными буквами, обязательно выделены склады (как определять склады и выделять их - смотри в первой части лекции). У вас могут быть как фотоальбомы, так и просто тетрадки или блокноты. Главное, чтобы не просвечивали странички, так это будет мешать малышу. Главное условие - одно слово на развороте. Итак, малыш начал внятно произносить одно-два слова, их тут же стоит записать в тетрадь. Добавляете слова по мере их появления в активе малыша. Когда первая тетрадь заполнится, начните вторую. Только первую не убирайте, а просматривайте обе и так далее. Как же их смотреть.
Приготовьте тетрадь заранее, возьмите малыша на колени, откройте первую страницу и произнесите слово. Так как ничего другого в поле зрения не будет, да вы еще и покажете, что именно вы говорите, то малыш поймет, что именно это слово и написано. А так как ваше слово написано по складам, малыш запомнит не только все слово, но и то, из чего оно состоит - то есть склады.
Постепенно малыш начнет узнавать и называть слова. Не смущайтесь, не думайте о том, что он запомнил, где какое слово. На данном этапе для нас важно раскрепостить процесс чтения, показать малышу, что произносить увиденное написанное слово так же легко, как называть игрушку. А чтобы быть уверенным в том, что он не просто запоминает, обратитесь к упражнениям 12,12а,12б ( первая часть лекции), пишите все те же слова.

№16. Игра "Перевертыши". Заранее придумайте и напишите на небольшом листочке (шпаргалка для себя) группы слов, у которых в начале или в конце есть одинаковые склады, например,
Маша, Даша, каша, наша, ваша, ниша, Паша, Миша,
Галка, палка, вилка, булка, белка, балка, пилка,
Лейка, зайка, гайка, майка, сайка, чайка, лайка, рейка, шейка, мойка, сойка,
Митя, Витя, Катя, тётя, Петя,
Таня, Даня, Маня, баня, Саня, Аня, Ваня, Женя, Соня, Сеня, Лёня, Тоня,
Чай, май, дай, пей, лей, бей, мой, пой,
Мама, Маша, мало, мак,
пить, лить, мыть, бить, дать, петь, жить, шить.
Придумайте и другие цепочки слов.
Поставьте на полочку перед малышом первое слово, набранное из кубиков. Прочитайте его, попросите малыша, если он захочет, повторить его. Потом замените один кубик и радостно скажите:
- Смотри, другое слово получилось! Была МАША, поставили ДА вместо МА, стало слово ДАША!
Или без пространных объяснений прочтите новое слово и удивитесь. Дайте малышу несколько секунд, может он сам захочет произнести слово, только не настаивайте, если он молчит. Потом так же следующее. Если малышу интересно, дойдите до конца списка. Если ему очень интересно, возьмите еще один список. Но не надо сразу все, что у вас есть. Дайте ему захотеть поиграть с вами еще (помните, как у Домана, закончите раньше, чем захочет малыш). После нескольких повторений такого упражнения Катя в год и шесть месяцев поняла вдруг, что она может прочесть всё, а не только знакомы слова. Читала она раньше слова МИША и ПАПА, а теперь может сама прочитать слово ПАША, оно ведь из знакомых складов состоит!

№17. Игрушки на кубиках. Из кубиков (штук 6-8) делается дорожка или они расставляются отдельно (домики или кочки). Главное, чтобы склады были "лицом" к ребенку. Если вы будете ставить игрушки прямо на кубики, то верхние склады, если около кубиков - то передняя сторона.
Итак, возьмите мелкие игрушки по количеству кубиков. Ставьте с малышом игрушки на кубики , ходите по дорожкам, кочкам, просите поставить на тот или иной кубик(домик). Пусть зайка живет в домике, на котором написано ПО или НУ или другой склад произвольно ( а можете подобрать склад - первый в слове, обозначающем эту игрушку зайка - ЗА, волк - ВО, лиса - ЛИ). Стимулируя малыша к произнесению складов, спрашивайте малыша, так в каком же домике зайка? И так далее.
№17а. Игрушки пишут слова Пусть маленькие игрушки "приносят"(вашими руками) кубики (могут заодно и спеть песенку этого кубика) и пишут слова. Зайка принес ЛА, жираф принес М, слоненок принес ПА. Ставите все это рядом , а на кубики - игрушки. Сидите так, чтобы малышу было видно "фасад" кубика, переднюю часть. Игрушки, написавшие слово, прыгают по кубикам по очереди, называя свой кубик, а получается слово ЛАМПА. Так можно повторить с другими словами.

18.Играем в "Складовые картинки".
Только не так, как написано в книге. Это нам еще рано, да и подходит только для групповых занятий.
- рассмотрели с ребенком две (позднее - три-пять) картинок, посмотрели лицевой стороной, обратной, прочитали, возможно даже показали отдельно ударный склад
- перевернули картинки, говорите, давай найдём, где спряталась КОШКА? Ты не знаешь? Ребёнок может сразу показать правильно, а может на собаку, например. Тогда вы, не меняясь в лице, говорите: "Ну-ка, посмотрим! Ой, да это же СОБАКА",- и переворачиваете картинку, - " А здесь тогда кто?" Ребенок кричит: "Кошка!" Ну, а если он не говорящий, то вы по-другому спрашиваете: "Тогда, где же кошка?" удивлённым голосом. Тут он, конечно, кошку спасет - перевернёт нужную картинку - ведь их всего-то две!
Продолжение - выбор из трёх-пяти картинок. Потом уже, когда малыш устойчиво будет выбирать одну из пяти, можно заканчивать игру так. Выбрал, перевернул, выбрал, перевернул, когда осталась всего одна - будете спрашивать , что же там написано(Угадай!), чтобы добиться чтения не только про себя (то есть понимания), но и вслух (то есть произнесения).

19.Вводим "Суперуниверсальное лото"

20.Вводим "Универсальные многоразовые игровые обучающие прописи-раскраски"

21.Вводим "Книги-объяснялки"

22.Вводим "Плакаты-объяснялки"

23.Вводим "Первые словари"

24.Игра "Машинист"
(возможна только в том случае, если у вас есть электрическая, а еще лучше электронная печатная машинка; механическая не подходит, так как малыш ее сразу сломает).
Вставьте лист бумаги и покажите ребенку, как можно нажимать кнопки. Поначалу он может испугаться тех звуков, которые издает машинка в процессе работы. Но вы продолжайте печатать сами, тем самым показав малышу, что это совсем не страшно и даже интересно.
Дайте ребенку возможность нажимать любые кнопки, называя при этом букву (а точнее звук, который она обозначает - не "ЭМ", а "М", не "СЭ", а "С").
Печатайте при ребенке слова, которые он мог бы узнать или прочитать. Напечатав одно-два слова, продвиньте наверх бумагу и дайте ребенку возможность показать пальцем узнанное слово или прочитать. Потом напечатайте еще одно-два слова и так далее.
Лист с отпечатанными словами дайте малышу вместе с фломастером (светлого тона, чтобы слово осталось видным). Прочитайте ему еще раз все слова и покажите, какое слово ему закрасить или обвести. Каждый раз, когда малыш закрашивает слово, произносите его.

25.Игра "Юный пользователь"
Иногда можно позволить малышу "поиграть" с компьютером. Только не следует этим злоупотреблять. Такие игры не должны проводиться чаще, чем один-два раза в неделю. Продолжительность нахождения ребенка за компьютером - не более 10-15 минут.
Откройте программу Word. Настройте шрифт Arial, размер - не менне 72. Все буквы - прописные.
Научите ребенка нажимать кнопки с буквами, покажите, какие кнопки трогать нельзя. Если малыш наотрез отказывается соблюдать это условие и нажимает все подряд, то или прекратите эти игры совсем или закройте чем-нибудь запретные кнопки.
Когда ребенок начнет нажимать кнопки, на экране будут появляться целые дороги из букв. Вы говорите, что получается на экране: "ММММММ" и так далее. Не давайте малышу бесконечно нажимать на одну клавишу, переведите сами или попросите малыша перевести пальчик на другую кнопку. Вскоре малыш запомнит название и расположение клавиш.
Когда малыш хорошо запомнит расположение клавиш, научите его не только нажимать, но и отпускать кнопки (чтоб получилась только одна нужная буква). После этого перейдите к печатанию малышом складов. Помогайте ему поначалу. Показывайте, какую кнопку нажать. Чтобы получился тот или иной склад.
Постепенно перейдите к простым словам, состоящим из трех-четырех букв.
Научите его после каждого слова нажимать кнопку "enter".
Печатайте малышу простые слова, которые он может узнать или прочитать. Если есть принтер, распечатывайте их и давайте раскрасить, как в варианте с печатной машинкой. Распечатывать удобнее серым цветом для экономии краски.

26.Учимся писать слова кубиками
Одновременно с предыдущими играми или в том случае, если у вас нет печатной машинки или вы не хотите, чтобы малыш проводил время за компьютером, начните учить малыша писать кубиками.
Возьмите два кубика со складами "МА", дайте ребенку в руки и попросите поставить на полку. Когда малыш это сделает, скажите, что он молодец, что он сам написал слово "МАМА". Попросите ребенка показать, где слово мама или прочитать его. Потом уберите кубики и сделайте все сначала. Повторите то же самое со словом "ПАПА" и именем ребенка (если оно не очень длинное).
Начните учить малыша находить на кубике нужный склад, начните с тех же складов "МА" и "ПА" на соответствующих кубиках и ставить нужный склад "лицом" к себе на полочку. Перейдите к другим, менее знакомым складам.
Когда малыш научился находить склады на кубиках, научите его находить нужный кубик. Только не предлагайте выбрать из всего комплекта, а дайте три-четыре кубика и предложите из них выбрать нужный.
Потом попробуйте вместе с ним искать кубик нужный для того или иного слова: называйте слово, произносите первый склад, спрашивайте какой кубик нужен, если малыш сам не находит, произнесите название кубика и так далее. Постепенно уменьшайте количество подсказок.

27.Играем с таблицей
Повесьте таблицу номер один. Ее желательно вешать в углу комнаты, чтобы малыш, стоя в середин, мог дотянуться рукой до любого края таблицы. Высота размещения таблицы - верхний край на уровне поднятой руки ребенка (а не под потолком, как рекомендует Зайцев для групповых занятий). Таблицу желательно оклеить термопленкой для ламинации (для оклейки учебников).
Пойте складовые песенки по таблице. Учите находить нужный кубик, нужный склад на кубике. Если таблица у вас заламинирована, малыш может фломастером рисовать прямо на таблице, закрашивать, обводить или подчеркивать нужные склады. Проводить стрелочки от склада к складу, чтобы получалось слово.

28.Прочитайте методичку, которая прилагается к кубикам. Попробуйте выполнять некоторые из упражнений и игр, описанных там.

Вспомогательные материалы для работы с Кубиками Зайцева
Большие альбомы
Эти альбомы используются в качестве дополнительного пособия по обучению чтению, а также для получения и закрепления разных знаний.
Желательно купить как минимум один, а лучше три-пять (чтоб не смотреть с утра до ночи одно и тоже - и вам, и ребёнку надоест) магнитных фотоальбомов (обычно бывают формата А4,в них картонные страницы, покрытые специальной липкой прозрачной плёнкой, которая отклеивается, под неё кладутся картинки и подписи и опять заклеиваются той же плёнкой). Продаются они в магазинах "Кодак", где принимают фотографии в печать .Они очень удобны тем, что легко можно менять картинки и подписи - универсально, эстетично, многоразово, не надо ничего клеить. А еще - картинки защищены ( их нельзя оторвать и испачкать ) и картонные страницы тоже не мнутся и не отрываются , то есть альбом можно давать ребёнку для самостоятельного рассматривания.
Альбомы бывают на десять, двадцать и пятьдесят страниц. Лучше всего покупать на десять страниц, так как бывает сложно подобрать большее количество картинок на одну тему, а кроме того ребёнок ещё не может посмотреть больше девяти (а их получится там именно девять) картинок одновременно. Какие же картинки можно вклеивать в первые альбомы малыша и где их брать?
В возрасте от шести месяцев до года это могут быть, например,
- любые животные (домашние и дикие),птицы, рыбы (пока лучше обойтись без насекомых, паукообразных, земноводных и пресмыкающихся - если показывать их в некотором количестве, а они довольно похожи друг на друга, то малыш будет скучать),
- садовые цветы, дикорастущие растения , имеющие очень характерный внешний вид, не похожий на другие ( или стоит подбирать растения из разных семейств); совсем не рекомендуются в этом возрасте показывать грибы, так как они тоже довольно однообразны;
- мебель,
- посуда, предметы домашнего обихода,
- портреты близких людей,
- изображение детей в действии,
- овощи, фрукты, различные блюда (из поваренных книг и дамских журналов),
- виды транспорта, только не марки машин,
- картинки на другие темы, главное, чтобы они были крупными, яркими, понятными, интересными малышу.
Искать картинки вам, возможно, придётся долго. Годятся картинки с тематических познавательных плакатов, с календарей, из журналов. Невозможно , конечно, покупать или получать по подписке большое количество разных журналов, это очень дорого. Но ведь ,наверняка, многие ваши родственники или друзья покупают журналы, прочитывают , а потом выбрасывают. Попросите их заранее , чтобы они откладывали вам эти журналы. Можно специально для разрезания покупать детские энциклопедии для самых маленьких с картинками большого размера, но обязательно в двух экземплярах, чтобы иметь изображения и с чётных , и с нечётных страниц. Это ,конечно, дороговато. Но можно объединиться с друзьями и покупать всё пополам, а потом делиться готовыми материалами .
Итак , вы подобрали девять картинок на одну тему.
Положите альбом так, чтобы страницы располагались горизонтально. Откройте первую. Напишите на ней, приподняв защитную плёнку, тематическое название и прилепите плёнку на место. На каждом следующем развороте , на нижней странице, пишите слова, соответствующие вашим картинкам, а на верхней странице - картинки к ним.
Слова могут быть :
- из складов (самый экономичный способ)- напишите (фломастерами или на компьютере) слова, нужные вам в альбоме. Когда будете менять картинки, разрежьте ваши слова на склады, из имеющихся складов попытайтесь сложить новые слова. Каких-то складов может не хватать, тогда допишите или допечатайте еще склады; каждый раз будете добавлять в "кассу" недостающие склады, а повторяющиеся, наиболее часто встречающиеся будут наготове ;
- набранные на компьютере (шрифтом Arial, размером не меньше ста пунктов, только заглавными буквами, выделяя склады оттенками серого цвета (темный и светлый), ударный - чёрный) ;
- написанные на четвертинке листа (можно легко и без потерь времени разрезать лист А4 на четыре равные части, перегибая лист, чтобы отмерить, а не прочерчивая по линейке), писать лучше толстыми маркёрами трёх цветов : зелёного, изумрудного, чёрного, выделяя каждый склад отдельно (ударный - обязательно чёрный)).
В конце, на последнем листе должна точно такая же надпись , как на первом развороте , чтобы вы могли читать альбом с любого конца.
Часто встаёт вопрос, как называть альбомы. Лучше подбирать названия попроще и покороче, если это возможно. Но главное, понятнее. Например, не "Дикие животные", а "звери из леса", не "виды продуктов", а "еда". Одна и та же картинка может попасть в разные альбомы, смотря как их назвать. Баклажан, например, может оказаться в альбоме "еда" , альбоме "овощи" , в альбоме "цвета" - подпись "фиолетовый", в альбоме "счет" или "посчитаем!"- подпись "один баклажан". Курица попадает в "домашних животных", лучше, правда, назвать этот альбом "кто живёт с людьми", в альбом "птицы", а ещё может попасть и в еду, только тут нужна , конечно, другая картинка. Греческая амфора попадает в "прикладное искусство", а попонятнее его можно назвать "Что люди делают руками", в альбом "Какие бывают вазы", в "Древнюю Грецию" и т.д.
Всё, что вы помещаете в альбом - картинки, подписи, название, украшение титульного листа (если вам хочется её украсить), должно быть только помещено под плёнку, но не наклеено клеем или скотчем. Это очень важно для того, чтобы потом этот альбом использовать для других картинок, то есть, чтоб была возможность убрать всё и поставить новое.
Есть, правда, возможность сделать постоянную обложку. Тогда ей нужно дать какое-то общее название, например "Моя энциклопедия", или "Катина(Мишина, Данина,…) энциклопедия", или "Мои любимые картинки", или "Моя любимая книжка" или что-нибудь типа этого. Украсьте обложку какими-нибудь картинками и все это заклейте широким скотчем в несколько рядов. Можно один альбом "отдать" под животных, дать ему постоянное название, например, "Разные-разные животные" и наклеить на обложку много-много маленьких картинок с животными. Тогда, как вы понимаете, травы ли мебель сюда уже не вставишь. При наличии постоянной обложки можно менять каждый раз название на титульных листах(напомню - титулы лучше делать с двух сторон), например, "Звери из леса", "Кто живет на берегу озера" и так далее.
Когда вы изготовите первые 2-3 альбома, можете начинать показывать их ребёнку. Для этого, если ребёнок уже умеет сидеть сам, посадите его в высокое креслице за столом (если стол не очень большой и вы будете, сидя напротив, не очень далеко от ребёнка), или же просто на пол. Если ребёнок не умеет сидеть, попросите кого-нибудь из взрослых сесть и подержать у себя на коленях. Сядьте напротив. Расскажите ребёнку, что вы сейчас будете делать. И начните показывать картинки. Показывать нужно достаточно быстро, но и не слишком, чтобы ребёнок смог увидеть, что вы ему показываете.
Если ребёнок не смотрит, лучше вообще не показываете. Или показывайте по одной картинке, например, перед едой. Или подумайте, может стоит поменять тему альбома.
Если ребёнок требует смотреть ещё и ещё, покажите, но помните, что он может просить бесконечно, поэтому предупредите, что покажете ещё, но только один раз.
Смотреть альбомы можно один-два и более раз в день. Но если вы видите, что они не очень привлекают ребёнка, показывайте раз в два дня .
Будьте внимательны к ребёнку. Если вы чувствуете, что ребёнок уже не с таким интересом, как прежде смотрит альбомы, значит или срочно поменяйте картинки или вообще пока прекратите просмотр.
Для того, чтобы у вас не было длительных перерывов, постарайтесь, как только готов один альбом, начать подбирать материал для следующего раза.

Маленькие альбомы
Эти альбомы используются как дополнительное пособие в процессе обучения чтению, а также для ознакомления с различными областями знаний.
После года можно использовать не только большие альбомы (формата А4), но и меньшего размера. Подойдут обычные фотоальбомы для фотографий размером 10,5 Х 15 , с мягкой обложкой . Они представляют из себя маленькую книжечку с прозрачными кармашками. Думаю все их видели в продаже и многие пользуются ими по прямому назначению.
Они бывают на 36 кадров и на 24. Лучше брать меньше, хотя стоят они одинаково.
В таких альбомах у вас получиться соответственно:
+ 17 картинок - две обложки, два титульных листа,
+ 18 картинок - впереди обложка, титульный лист, сзади - обложка с подписью, титульного листа нет,
+ 19 картинок - две обложки с подписью, ни одного титульного листа ;
или:
+ 11 картинок - две обложки, два титульных листа,
+ 12 картинок - впереди обложка, титульный лист, сзади - обложка с подписью, титульного листа нет,
+ 13 картинок - две обложки с подписью, ни одного титульного листа .
Показывать эти альбомы нужно так же, как и большие.
Материалы подбирать так же ( более подробно о подборе и смене тем альбомов в лекциях об энциклопедических знаниях). Менять картинки в этих альбомах не очень удобно, так как от многочисленной смены картинок кармашки рвутся. Стоит альбом не очень дорого(можно найти от 4 до 10 рублей) и вместо того, чтобы менять я предпочитаю добавлять еще альбом. Если это трудно по материальным соображениям, то менять в них картинки еще легче, чем в больших. Только очень аккуратнее вынимайте, так как слабое место альбомов - это края соединения кармашка с основой, а они рвутся.
Желательно иметь активную группу альбомов (только что сделанные), в которую добавлять или убирать из нее альбомы по интересу к ним ребенка. Когда альбом уже не очень-то интересует ребенка, а не тогда, когда совсем надоел, его (альбом) переводят в пассив, а в актив добавляют новые.
Активные альбомы смотрят хотя бы 2-3-4 раза в неделю, но лучше, конечно, хоть раз в день. Можно и больше. Пассивные - в любом количестве 1 - 10 раз в месяц (или сколько захотите).

Что такое книги-объяснялки?
Замечено на опыте, что когда малыш начинает читать, ему трудно одолеть сразу книги с текстом. Проще идут слова. Как сделать ребенку интересну книгу, но так, чтобы там были только отдельные слова?
Предлагаю на ваш суд "Книги-объяснялки".
1. Делать их можно из обычных тетрадей, блокнотов,альбомов для рисования, фотоальбомов, листов картона, сшитых скоросшивателем или вставленных в папку с файлами. Главное условие - чтобы бумага не просвечивалась. Чтобы текст с одной страницы не был виден на другой. Это очень важно, чтобы не сбивать малыша с толку.
2. Первую книгу-объснялку можно заводить тогда, когда малыш уже может четко (узнаваемо) сказать несколько слов, содержание которых можно изобразить рисунком. Если малыш уже много слов говорит, то выберите те, которые будут ему наиболее интересны.
3. Обложку можете оформить, так вам нравится. Напишите на ней что-нибудь, тип "Машина (Данина, Олина, Катина) книжка" или любое другое обобщающее название. Никакой конкретной темы у книги не будет.
4. Напоминаю, что все написанные слова желательно писать по скаладам, так как это облегчает ребенку выход в сознательное чтение.
5. Итак, вы нашли нужный альбом или блокнот, записали, какие именно слова из активного словаря вашего ребенка вы будете использовать, приготовили фломастеры (или цветные карандаши) трёх цветов (например, два зеленых - разных, конечно, и чёрный). Раскройте первый разворот. Здесь вы напишите первое слово. Величина букв - произвольная. Я, для экономии времени, провожу линии по верхней и нижней часть обычной школьной линейки. Мало того, чтобы не стирать потом карандашную линию, я делаю это ногтём. Писать слово (да и размещать картинки) лучше на правой половине разворота.
6. Написали слово, переворачивайте страницу. Здесь будет картинка. Её вы можете нарисовать : просто, схематично (или срисовать) или наклеить, если у вас найдеться, где ее взять. А теперь самое интересное. Вокруг картинки напишите слова ( тоже, конечно, по складам, но буквами поменьше), называющие части этой картинки: ДОМ, а части - это окна, дверь, крыша, дорожки. Импровизируйте , как вам нравится. В первой Катиной книге были слова : ДОМ, ЗАЙКА (носик, уши, хвостик, лапы ), ЛАМПА ( абажур, колба, нить, провод, патрон, свет), СОК (пакет, в нем дырка, сам сок, который льется в стакан), МАЙКА ( рукав, воротник, рисунок, пояс), ЧАЙ ( чайник, носик (у чайника), чашка, блюдце и сам чай, который тоже льётся).
7. На каждом следующем развароте, как вы понимаете, будет слово, а на следующем - картинка.
8. Можно использовать не только одну картинку с пояснением частей. Но и группу картинок. Пишете :ОВОЩИ, рисуете несколько овощей и так далее: НОТЫ, ФИГУРЫ, ИНСТРУМЕНТЫ, ЦВЕТА.....
9. Если интересно, прочитайте какие картинки были у нас в других книжках : ЯГОДЫ (рябина, красная смородина, сливы, виноград), ВОЛК ( лапы, хвост, голова, уши, живот, спина), СТУЛ ( ножки, спинка, сиденье, пол), КУКОЛКА (голова, рука, нога, туловище, шея, пол, стена), ЖУК (крылья, усы, лапы), ЦВЕТА (семь цветов радуги пятнами), ЕДА ( молоко, кефир (пакеты), каша, суп (тарелки), яблоки, хлеб, ягоды), ИГРУШКИ ( кубик, кукла, машинка, мячик), ЧАСЫ ( циферблат, стрелки, цифры),ОДЕЖДА ( майка, шорты, варежки, юбка), КНИГА( страницы, обложка, корешок, текст, рисунок, стол, на котором она лежит), ЛОШАДЬ (голова, шея, спина, хвост, ноги, копыта), СКРИПКА ( эфы, струны, колки, головка, гриф, дека, обечайки, подгрифок), САМОЛЁТ ( фюзеляж, крыло, хвост, кабина пилота, двигатели) и другие...
10.В конце каждой книги мы пишем слово КОНЕЦ. Его - то читать - самое большое удовольствие - не ошибешься.
Как с ними работать?
Если ваш ребенок совсем маленький и только начинает говорить, не принуждайте его произносить слова. Откройте книгу и прочитайте слово, дайте секунду, чтобы на него посмотреть, переверните и рассматривайте картинку и так далее. Через несколько просмотров давайте малышу секундочку, прежде, чем вы скажете слово, может он захочет САМ и скажет. Вы можете мне возразить, сказав, что он не читает, а запоминает. Да, но речь-то сейчас идет о ребёнке, которому год с небольшим. Он только учится говорить. Дайте ему возможность, не боясь, произносить написанное слов, раскрепоститься, "читать" свободно. Пройдет немного времени, он будет читать не только большое слово, но и все маленькие слова, написанные около картинок. А так как все они написаны по складам ( я надеюсь, что вы сделали именно так), то он не просто будет видеть слово, но и понимать из чего оно состоит. А вскоре, начнёт узнавать знакомые склады в других словах и ПРОЧИТЫВАТЬ их - и это будет уже полная победа!
Ну, а если вы начинаете заниматься с уже подросшим человечком, который умеет хорошо говорить и уже понимает кое-что в кубиках Зайцева. А может, ему только предстоит этим заняться. Неважно. Главное, что ребенку уже многое можно объяснить, у него можно многое спросить, он не отвернётся и не убежить без причины. Первые разы, когда вы начнёте читать книгу, прочитывайте "большое" слово и по складам, показывая их пальцем и все слово сразу. Маленькие слова, чтобы не очень надоесть, прочитывайте, как всегда, в обычном темпе, не показывая склады. Через несколько показов, можете попросить ребёнка прочитать с вами слово, вы показываете склад, говорите его и просите ребёнка повторить за вами. Если ребенок мал и отвлекается, не видит отдельный склад, то те склады, которые сейчас не нужны загородите своими руками. Через несколько таких прочтений вместе, малыш запомнит склады и будет вам прочитывать любой. А так же все слово. Тут самое время написать из этих же складов ручкой на бумажке пару других слов и попросить ребёнка узнать знакомые склады, а может и прочитать слова.
Главное, не перегибайте палку. Ничего не требуйте, дождитесь , пока ребёнок сам попросит ещё раз почитаь эту книгу, попросит : "Можно я САМ!" или просто возьмёт её сам рассматривать. Он ведь знает, слышал от вас, что там написано. А значит дальнейшее рассматривание книги - уже элемент самообучения. Только не нужно надеятся, что он сам всему научиться. Ему ещё очень-очень нужна ваша помощь. А тяга к этим книгам будет зависеть только от того, насколько интересно их содержание.

Что такое плакаты-объяснялки?
Плакаты-объснялки нужны для создание ситуаций вынужденного чтения. Висит себе картинка, все подписано. Мама раз прочитала, два прочитала. Уже знаешь слова. Смотришь на текст и понимаешь смысл написанного. Это чтение про себя. Плакаты отличаются от книг крупным размером - не испортишь глаза и тем, что всё время на виду: хочешь - не хочешь, а читаешь. А заодно и запоминаешь.
Плакаты - большое подспорье для изучения отдельных частей какого-то предмета или объекта. Например, если вы активно занимаетесь птицами, то помимо запоминания некоторого количества названий птиц вы можете нарисовать большую птицу и подписать все её части - крылья, хвост, лапы, клюв, а если вы учите ребёнка играть на скрипке, повесьте изображение скрипки и подпишите все её части.
Плакат рисуется на бумаге для черчения формата А3 или больше. Готовых плакатов такого типа мне, к сожалению, не попадалось.
Сверху обязательно подписывается крупными буквами название изображённого предмета. Все надписи, конечно, нужно делать двумя оттенками любого цвета, например, зеленого, ударные склады - чёрные.
Темы для изготовления плакатов подбираются исходя из потребностей и интересов ребенка.

Как делать книги с текстом?
Поищите в магазинах тоненькие книжки с небольшим количеством текста и большими картинками. Это могут быть небольшие сказки, стихи, потешки, загадки. Желательно выбирать проверенные книжки - известных авторов. Всякие новомодные писатели пишут такую чушь, что даже цитировать не хочется. В общем, ориентируйтесь на свой вкус.
Когда вы уже нашли подходящую книжку, просмотрите текст - нет ли там незнакомых, непонятных малышу слов или предложений, типа : "Кушай, куманёк голубчик, право больше потчевать нечем!" (в этой фразе понятны только два слова - "кушай" и "нечем"). Итак, может что-то надо поменять? Сделать доступным и понятным? Напишите текст заново, убирая длинноты и непонятности. Он должен получится предельно ясным и не пугать ребенка своей величиной: одно-два предложения на страницу и три-пять слов в предложении (если это возможно).
Разобрались с текстом. Теперь посмотрите в книжку и решите, как его лучше разместить:
· в пустых местах между картинками - тогда имеющийся напечатанный текст замажьте замазкой или заклейте бумагой;
· на наклеенных по краям (обычно нижним) страницы листках - это удобно делать, когда картинка сверху, а текст внизу страницы, в этом случае вы просто заклеиваете текст новым;
· на отдельных листах рядом с текстом (в таком случае вам придётся купить две одинаковых книги из них сделать одну) - когда в книжке огромные картинки, почти во всю странцу, тогда книжка разрезается на отдельные листы, закрывается напечатанный текст, а новый - пишется очень крупными буквами и все это вставляется в прозрачные файлы, а потом сшивается или переплетается, как книжка.
В книгах можно делать небольшие "дверки", приклеив кусочек картона широким скотчем. Дверка может закрывать картику, а на самой дверке - написано, что там. Или - на дверке загадка, а под дверкой - крупно - слово отгадка.
Все, что вы вклеиваете в книгу для малыша сверху нужно закреплять скотчем, чтоб лучше держалось и чтобы не растекались слова при попадании жидкостей.

Первые словари
Малышам очень нравятся книжки с картинками. Сейчас издается много мини-энциклопедий, азбук и прочего. Во всех этих изданиях исключительно мелкий шрифт. Они, конечно, рассчитаны на то, что ребенок двух-трех лет не может и не должен уметь читать. Поэтому текст печатается мелко, с расчетом на то, что уж мама-то его как-нибудь разглядит. Купив такую книжку, замажьте или заклейте напечатанные там слова и сделайте свои подписи к картинкам. Если это азбука, то заклейте и большую букву, которая стоит около картинки, это будет только путать малыша. Все подписи, конечно, выполняются с выделением складов разными цветами.
Рассматривайте книжку вместе с малышом. Можете сначала не обращать внимание на написанное слово, а только показывать картинки. Впоследствии будете читать слова, показывая их по складам. Если малыш все-таки их не смотрит, как вам кажется, не добивайтесь от него внимания. Пусть смотрит на картинки и запоминает названия. Все равно, он видит слова, знает склады и просто читает про себя.

Универсальные многоразовыеобучающие игровые прописи-раскраски
Вот такое длинное название! Что же это такое и для чего?
Возьмите обыкновенный лист бумага формата А4. Нарисуйте на нем несложный по сюжету и графике рисунок, который может заинтересовать вашего ребенка (кому, как не вам, знать, что ему интересно?). Ко всем элементам рисунка (где это возможно) сделайте подписи печатными буквами, выделяя в словах склады. Поместите такой лист в прозрачную папку-файл, добавьте хороший яркий фломастер (след от которого вы легко сотрете потом влажной губкой) и дайте малышу для раскрашивания картинок, чтения, рисования, обведения букв (впоследствии перейдете к письменным). Несколько страничек можно скрепить в папке или переплести - и у вас получится книжка-раскраска. Только старайтесь обращать внимание на гладкость "файла" - они бывают гладкие и с небольшим рельефом - так вот на рельефных лучше остается след от фломастера. А чтобы сттраничка не выпадала или малыш ее не вытаскивал - заклейте открытую сторону широким скотчем, перегнув его через край.
Конечно, малыш может не сразу понять, что с этими "штуками" делать. Порисуйте вместе в ним, покажите, как "пройти по дорожке", "нарисовать волну", "закрасить листики у куста" и так далее.
При изготовлении рисунков используйте зигзаги, кривые, прямые и ломанные линии -это могут быть дорожки. Круги всех размеров, другие фигуры. Контурные изображения любых животных, растений, фруктов, овощей, машин и всего-всего, что может малыша заинтересовать.
Предлагаю вам посмотреть, как это делали мы с Катей.
Наши картинки:
· Орёл и павлин
· Фрукты на блюде
· Кошка на дорожке
Вы, конечно, понимаете, что можно не только рисовать картинки, но и наклеивать - из понравившихся раскрасок, прописей, журналов, сделав к ним нужные подписи. Можно вставлять в файлы листы из покупных раскрасок, добавив или не добавив подписи (по вашему желанию).
Прекрасно подходят страницы из контурных карт для школьников.
Используя такое пособие, можно научить ребенка рисовать линии, фигуры, буквы, цифры, любые знаки. Дать ребенку дополнительную информацию о предметах и явлениях окружающего мира, познакомить с разными понятиями, дать навыки счета и многое многое другое. Такими прописями можно пользоваться для общения и занятий с детьми от шести месяцев (как только научился держать фломастер, начинаем калялкать, но рисуем очень простые картинки) - и до самой школы (если захочет ребёнок).

 

Идея и создание сайта, web-дизайн: Колонтаевская Елена Александровна
Последнее обновление 01.02.2007



Hosted by uCoz