"Детский садик"

http://kinder-garten.narod.ru

"У страха глаза велики..."
Автор неизвестен

"Чего боятся наши дети?"
Автор неизвестен

"Детские страхи и как с ними бороться"
Автор неизвестен

"Сказочная прививка от страха"
Суслова Елена

"Что ребенок знает о смерти?"
Марина Аль-Рабаки

 

У страха глаза велики...
Ребенок - загадка для родителей! Ему ничего не стоит забраться с приятелями на крышу высотного дома, сесть на ограждение и свесить ноги вниз. А вечером вы с трудом узнаете свое бесстрашное чадо в бледном, вздрагивающем от каждого шороха существе, - так подействовал на него фильм-"ужастик", показанный по телевизору.
Чего на самом деле боится ваш ребенок? Какие страхи нормальны для его возраста, а какие - симптомы нервного расстройства? И как родители могут тут помочь?
Увы, многие из нас вообще уверены, что неврозы и депрессии - удел перегруженных взрослых. Между тем специалисты знают, что дети страдают неврозами гораздо чаще, чем взрослые. А неврозы взрослых практически всегда имеют корень в детском возрасте.

Чего боятся дети? Страхам здоровых ребят разного возраста всегда предшествует реальный повод: определенные житейские ситуации, фильмы, страшные истории, рассказанные приятелями. У детей до года наблюдается беспокойство при громких звуках или при приближении крупного предмета. Годовалые дети особенно чувствительны к волнению матери: мама улыбается - ребенок спокоен, мама напугана - страх овладевает и малышом.
В 2-3 года у ребенка появляется страх боли, врачей, а также боязнь сказочных образов, олицетворяющих зло.
Дети в 6-7 лет начинают осознавать возможность собственной смерти и потери близких. У школьников появляются страхи, связанные с новой у них социальной ролью: страх порицания, боязнь не оправдать надежды родителей, учителей и товарищей.

Все перечисленные страхи относительно просты, понятны и, в той или иной степени, свойственны всем детям. И тем не менее даже всем знакомые детские переживания требуют от родителей внимательного и тактичного отношения. Например, если ваш ребенок боится засыпать в темноте или оставаться один в комнате, ни в коем случае нельзя подвергать его "закаливанию" и запирать одного в темноте, чтобы "привыкал". В этом случае ребенок не только не избавится от своего страха, но приобретет еще и новый - страх родительского гнева или насмешки. А это уже невроз.
Вообще, чего бы не боялся ваш ребенок, каким бы пустяком ни казался вам его страх, нужно показать ему что вы его понимаете, что в его страхе нет ничего ненормального, что и вы, и все люди в его возрасте боялись темноты, или одиночества, или непонимания товарищей.
Многие родители относятся к детским страхам как к капризам и даже наказывают за них. Это неправильно и очень опасно. Ведь страх - одна из основных эмоций, свойственных людям. В нем нет ничего противоестественного. Если бы люди совсем ничего не боялись, то человечество давно бы вымерло. Страх предупреждает о возможной опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике, побуждает искать новые, менее опасные пути достижения цели. В этом проявляется эволюционное значение страха. Можно рассматривать страх и как этап становления самосознания человечества. Вспомните: первобытный человек испытывал суеверный ужас перед наступающей темнотой, грозой, огнем. И ребенок в своем психическом развитии как бы проходит все эти этапы развития человечества.
Если ребенок не встречает на этом пути понимания родителей, то просто замыкается в себе, пытаясь найти вход из своих переживаний самостоятельно. А не найдя такого выхода, зацикливается на своем страхе и приобретает фобию.

Фобия - это страх, ставший навязчивым. Ребенок делается неуверенным в себе, молчаливым или, наоборот, вспыльчивым и агрессивным. С одной стороны, он понимает беспочвенность своего страха, а с другой никак не может от него избавиться. Фобии могут быть различными. Самые распространенные - клаустрофобия (боязнь закрытых помещений), социофобии (страхи связанные с общением), нозофобии (страхи различных заболеваний). Фобия - это уже симптом невроза.
Развитие невротических страхов у детей может быть обусловлено генетически. Поэтому родители с тревожно-мнительными чертами характера должны быть особо внимательны к своим детям.
Не менее важна и хорошая, дружная обстановка в семье. Для душевного здоровья ребенка имеет значение не только то, как родители обращаются с ним, но и их отношения друг к другу. Для того чтобы у ребенка закрепился страх, вовсе не обязательны скандалы, достаточно того, что мать постоянно нервничала.
Невротические страхи устойчивы и, как правило, сопровождаются расстройствами вегетативного порядка (сердцебиением, жаром, ознобом, бессонницей, потерей аппетита). Очень важно при первых же проявлениях невротического страха обратиться к врачу. Через два-три месяца лечения неврозы обычно проходят
Если при неврозе ребенок понимает необоснованность своих страхов и хочет от них избавиться, то при так называемых "бредовых" страхах дети убеждены, что им есть чего бояться. Ребенок становится подозрительным, постоянно отмечает враждебное отношение к себе со стороны окружающих, пытается от них защититься. Такого рода страхи особенно опасны и требуют немедленного обращения к психоневрологу.
К сожалению, не все родители понимают, сколь хрупка психика их ребенка. Неудачная насмешка или грубый окрик могут серьезно ранить его и привести к неврозу, который деформирует его характер.
К нам пришел новый термин - "качество жизни". Что это? Материальное благополучие, как думают многие? Нет, это прежде всего психологический комфорт личности. Проблема, однако, в том, что психологический комфорт не появляется вдруг, по нашему желанию. Его нужно долго и тщательно формировать, следя за психическим состоянием ребенка с самого рождения. И ответственность за это процесс целиком лежит на родителях.

Чего боятся наши дети?
Дети не бояться реальной опасности, потому что они ее не осознают. Но у них есть свои детские страхи, к которым порой мы не относимся серьезно, и напрасно. Развиваются детские страхи рано, примерно уже в семь-восемь месяцев, и если не помочь ребенку избавиться от них, они могут привести к серьезным осложнениям нервной системы.
Малыш боится незнакомых людей. Даже сидя у мамы на руках, он отворачивается, плачет, ни за что не пойдет на «ручки» к незнакомому. Подрастая, где-то к двум годам, начинает бояться темноты, сказочных персонажей, животных, грозы. Нередко эти страхи мы сами ему внушаем! Не надо рассказывать детям на ночь «страшные» сказки с грустным концом, пугать их Бабой Ягой, Кощеем, «дядькой с мешком». Это не сделает ребенка дисциплинированнее, послушнее, потому что днем, в присутствии мамы, бабушки ему ничего не страшно, он даже уличит вас в выдумке, сказав, что «по правде» никакой Бабы Яги нет на свете. Но когда приходит вечер и он остается один в комнате, да еще в темноте, все страшные герои детских сказок оживают и тянутся к нему из темноты. Для детей впечатлительных, с фантазией и воображением боязнь темноты может стать настоящим мучением.

Отнеситесь к ребенку с пониманием, помогите ему! Именно помогите, а не старайтесь «переломить», как настаивают иногда папы и дедушки. Если так ему спокойнее, пусть засыпает при неярком свете настольной лампы, ночника. Можно оставить дверь в его комнаты приоткрытой, голоса, шаги родителей успокоят его. Ничего, кроме пользы, не будет, если кто-то из взрослых, уложив ребенка, немного посидит с ним рядом, приласкает, успокоит.

Детские психологи заметили: если ребенка укладывает спать папа, ночные страхи отступают. Ведь для малыша «мой папа – самый сильный», и одно его присутствие придает уверенности, рождает чувство защищенности.

Детские страхи и как с ними бороться
Вот что рекомендует Американская Медицинская Ассоциация в книге "Домашний доктор для детей".
Помогите им воспользоваться своим воображением.
Благодаря воображению дети видят чудовищ, прячущихся в темноте, или верят в то, что реально существующее животное или микроб внезапно накинется на них. Но они также могут прибегнуть к своему воображению, чтобы победить эти страхи. Пусть ребенок вообразит что-то, чего он боится, скажем, темную комнату или собаку, и затем представит себе, что он входит в эту комнату или подходит к собаке и не происходит ничего ужасного. Он должен повторить это мысленно несколько раз, до тех пор, пока страх не исчезнет. Такой метод может также успешно действовать и у старших детей, чьи страхи более реалистичны, например, посещение танцев, переход в другую школу или исполнение роли в школьной пьесе. Если ребенок в воображении проходит все ступени, - как бы проигрывает все ситуации, это придает ему уверенность, когда все начинает происходить на самом деле.

Делайте это в действительности.
После того, как ребенок попрактиковался в победе над своими худшими страхами в воображении, помогите ему сделать то же самое в реальной жизни, но очень постепенно. Создайте ситуацию, при которой ребенок чувствует себя уверенно, полностью контролируя происходящее. Если ребенок боится животных, например, пойдите с ним в магазин, где продаются животные, но сначала предложите ему посмотреть через стекло.

Прочитайте об этом.
Ничего не может быть лучше для подавления страхов, как реальных, так и воображаемых, чем подробная информация. Если ребенок боится пауков или насекомых (или физических явлений), например, он может прочитать о них в книге.

Успокойте ребенка.
Детям нужно объяснить, что у них нет оснований бояться того, что наводит на них страх, например, относительно болезни или смерти: "Что случится, если я потеряю свою маму? Что, если у меня появится СПИД?". Когда ребенок выражает такие страхи, вы можете ему ответить объяснением, насколько мала вероятность такого события. Кроме того, полезно убедить ребенка, что это ваша забота беспокоиться о таких вещах, а не его.

Вооружите ребенка электрическим фонариком.
Когда приходит время ложиться спать ужасные ночные чудовища якобы появляются, чтобы наводить страх на маленьких беззащитных детей в их кроватях. Поэтому надо, чтобы ваш ребенок не чувствовал себя беззащитным - дайте ему его собственный электрический фонарик, который символизирует контроль. Даже если ребенок им не воспользуется, он знает, что фонарик находится рядом и его можно включить в любое время.

Боритесь с чудовищами, прибегая к некоторому волшебству.
Иногда помогает, когда вы можете придать ребенку особую силу. Чтобы подбодрить ребенка вы можете использовать баллон спрэя, содержащий безвредное вещество вроде воды, как бы не допуская к ребенку воображаемых чудовищ. Рассуждая логически, этого не следует делать, потому что если вы готовитесь "изгонять" чудовище - это означает, что по вашему мнению оно реально существует. Но все-таки этот прием действует, потому что ребенок считает своих родителей всемогущими и воспринимает спрэй, как мощное оружие.

Привлеките на помощь плюшевого медведя.
Попросите ребенка выбрать игрушку, которая ему нравится, и назначить своим защитником. Это тоже даст ребенку ощущение контроля над вещами, которых он боится.

Контролируйте что смотрит ваш ребенок по телевидению.
По телевидению сейчас показывают много пугающего, и вам не следует соглашаться с тем, чтобы испуганный ребенок смотрел передачи, в которых показывают кровопролитие, запугивание и насилие.

Пользуйтесь упражнениями на расслабление.
Глубокое дыхание и мысленное воображение какого-нибудь тихого спокойного места может помочь вашему ребенку расслабиться и испытывать меньше страха. Дети используют эти методы лучше, чем взрослые - пусть ваш ребенок представит, что он плывет на облаке или лежит на морском берегу, что-нибудь спокойное и доставляющее удовольствие.

Установите ограничения.
Часто чудовища, которых боятся дети - это они сами. Ночные страхи особенно символичны и показывают то, что происходит в жизни детей. Если поведение детей не поддается контролю днем, они могут подумать, что им нужна защита от чудовищ ночью. Им нужна лучше организованная жизнь и больше дисциплины, под которой подразумевается защита от собственной агрессивности. Если им разрешается бить своих родителей или не соглашаться с их мнением - а ведь они считают, что родители всемогущи - вполне вероятно, что они будут испытывать ночные страхи. Контролируя поведение своих детей, вы можете помочь им успокоить эти страхи.

Рассказывайте специальные вечерние истории перед сном.
Поскольку дети боятся главным образом вещей, которых они не могут контролировать, рассказывайте им вечерние истории о героях, которые добились побед в трудной борьбе или преодолели свои страхи, о том, как кто-то справился с вещами, которых он боялся и сумел добиться того, о чем он даже не мечтал.

Рекомендуется оставлять ребенку на ночь ночник.
При этом надо как можно чаще подчеркивать, что ничего плохого с ним никогда не случится, что вы, большие и сильные взрослые, всегда придете ему, более слабому, на помощь. И реально поможете! А страдания трусишки надо по возможности облегчать - если чего-то боится, то постараться избегать этих ситуаций. Из игр они предлагают, например, такую. Попросить ребенка нарисовать то, чего он боится (ненавязчиво, в игре), а потом постараться найти в изображении что-то карикатурное, смешное и посмеяться вместе над ним, а не над ребенком. Можно разыграть сценки с детскими страхами с куклами, так чтобы становилось в конце понятно, что бояться-то было нечего (но кукле, а не ребенку).

Сказочная прививка от страха
Страх присущ всякому нормальному человеку. Он тесно связан с законом самосохранения. После трех лет малыш становится более или менее эмоционально зрелым и уже может выражать свои чувства словами. И, когда реальность и вымысел, быль и сказка для него еще практически неразделимы, страх проявляется столь сильно, что дневные переживания и нерешенные проблемы не оставляют его и ночью, преследуя в виде кошмаров.
Довольно часто в этом возрасте малыш видит страшные сны, некоторые дети кричат ночью и просыпаются от ужаса, продолжая плакать и тревожа таким поведением родителей. Но мамам и папам не стоит слишком переживать и волноваться по этому поводу, поскольку между тремя и пятью годами ночные (и дневные) страхи — это норма. Всего лишь этап, весьма важный и неизбежный в развитии ребенка. У одних эти страхи выражены более, у других менее сильно, но есть они у всех. Если к детским страхам относиться правильно, не обесценивать их и в то же время не беспокоиться излишне, с возрастом переживания исчезнут без следа.

Чего же боится маленький человек?
Вот три наиболее распространенных страха в этом возрасте, из которых вытекают множество других детских опасений и тревог: страх одиночества, темноты и замкнутого пространства.
Малыш боится быть покинутым каждый раз, когда мама уходит от него, потому что не уверен, что она вернется. Именно поэтому так важно отдавать ребенка в детский сад или оставлять с няней сразу не на целый день, а на короткие промежутки времени. Тогда ребенок сможет убедиться, что любимый человек непременно возвращается.
Совершенно недопустимо в этом возрасте наказывать кроху, пользуясь его страхами, например, запирать одного в темной комнате, уходить, когда он просит остаться. Подобные меры воздействия только усугубят переживания и могут негативно отразиться на нервной системе. В результате, вместо того чтобы убеждать ребенка, что темнота вовсе не страшна, вы обязательно внушите ему ужас перед ней, да еще и связанный с наказанием. Тут нужно действовать по-другому.
Если малыш боится оставаться один в своей комнате, не стоит ругать его, стыдить и говорить, что он трус. Попробуйте разобраться, что конкретно его пугает, и попытайтесь хоть сколько-нибудь развеять эти страхи. Расскажите ему перед сном какую-нибудь сказку (вечером подходят только нестрашные истории) или спойте колыбельную. Маленький человек не может спать в темноте, просыпаясь, кричит, боится? Оставьте ему на ночь неяркий ночник и не закрывайте дверь в детскую. Пусть он знает, что вы поблизости и всегда услышите его.
Страшные монстры могут присниться ребенку не только потому, что он видел их по телевизору. Реакция в виде ночного кошмара, вполне вероятно, последует после неразрешенного дневного конфликта с домашними. Так подсознательный страх одиночества воплотится в образ Бабы-Яги, а из-за брошенных мамой в пылу ссоры слов: "Если ты будешь так себя вести, я уйду от тебя!" или из-за папы, мечтающего о сыне — будущем настоящем мужчине, а не размазне, крохе может присниться ужасный кошмар.

"Страшно интересно!"
Многих родителей настораживает интерес детей к страшным сказкам и фильмам. Кроха слушает и смотрит их, несмотря на испытываемый ужас. Как объяснить такую странность?
Все не так уж сложно. Через сказки ребенок постигает всю противоречивость реального мира, где, помимо доброй, любящей мамы, существует злая и коварная Баба-Яга. А в противоположность с сильным и ласковым папой появляется злой и дряхлый Кощей Бессмертный. Конечно, эти герои действуют в сказках, но для маленького человека они вполне реальны.
В этом возрасте ребенок еще не способен испытывать устойчивых агрессивных чувств к родителям. Вместе с тем, отношение мам и пап к своему чаду иногда бывает не очень дружелюбным и справедливым. Чтобы как-то справиться с ситуацией, дети наделяют сказочных героев всеми отрицательными чертами, сохраняя так образ безупречных взрослых. Да и вообще знакомство со страшными героями не менее полезно, чем с добрыми персонажами. Оно создает реальную картину мира, служит своеобразной прививкой ребенку от чувства беззащитности и излишней доверчивости. А счастливые концы сказок, где добро всегда побеждает зло, показывают, что трудности преодолеть все-таки можно.
Кстати, сказка — это своего рода сеанс психотерапии. Кроха вместе с героями побеждает зло одновременно со своими страхами. Ролевые игры, когда дети и родители изображают разных сказочных персонажей, — тоже удачное средство избавления от пугающих переживаний. В страхи можно не только играть, их можно лепить, рисовать, сочинять про них разные истории.
Детишек в возрасте от трех лет начинают беспокоить и внушенные страхи, источником которых являются сами взрослые. Близкие люди непроизвольно заражают ими малыша, излишне эмоционально указывая на окружающие опасности: "Не бери, обожжешься!", "Не гладь, укусит!" и т.д. и т.п. Маленький ребенок пока не очень-то разбирается, в чем же дело, что собственно может случиться, но тревога уже поселяется в его душе.
Да что скрывать, многих мам преследует постоянная, повышенная и собственно ничем не обоснованная тревога за свое чадо. Это нервозное состояние неминуемо передается и малышу. А в три года ребенку уже становится очевидно: если мама беспокоится за него, значит, это неспроста.
В таких случаях надо начинать с себя. Разберитесь, в чем дело, "разложите" по полочкам и постарайтесь самостоятельно справиться с собственной тревогой. Если сделать это тяжело, обратитесь за помощью к профессиональному психологу. Тогда вы увидите: как только вам станет легче, и малыш станет спокойнее.
Период детских страхов — один из важнейших в развитии ребенка. Страх — наш оберег. Научить малыша правильно относиться к страху и страшному, справляться с ними или смеяться над ними — задача родителей.

Что ребенок знает о смерти?

Большинство детей очень интересуют вопросы рождения, жизни и смерти. Но о смерти родители часто воздерживаются говорить с ребенком, им не хочется (или кажется преждевременным) открывать ребенку грустную сторону жизни.
Тем не менее, если ребенок начинает задавать вопросы о смерти, то всегда лучше осторожно сказать ребенку правду. Не стоит удивляться, если ребенок возьмет игрушку и будет играть в ее смерть. Через игру дети постигают реальную жизнь и применяют к себе новый опыт и эмоции.

Если же внезапно умирает близкий ребенку человек, или даже любимое животное, то это может оказаться для ребенка большим ударом. Причем его понятия о смерти и последующая реакция напрямую зависят от его возраста. И задача родителей – помочь ребенку справиться с потерей.

Меньше 3 лет:

Что они чувствуют: Хотя очень маленькие дети и не могут в полной мере осознать, что же случилось, они могут чувствовать грусть или беспокойство, в основном из-за изменения семейной атмосферы вокруг них, а также нарушения повседневного порядка. Их беспокойство может привести к потере аппетита, раздражительности, плаксивости или проблемам со сном, у ребенка могут возникнуть также расстройство кишечника или проблемы с мочевым пузырем.

Как поступить: По возможности старайтесь поддерживать привычный для ребенка распорядок дня. Демонстрируйте ребенку больше своей любви и проводите с ним больше времени. Если ребенок начнет задавать вопросы, вы можете объяснить, что умерший человек больше не вернется, что он умер, то есть его тело перестало работать, он не сможет больше разговаривать или играть. Вы также можете сказать, что это случается со старыми и больными людьми.

От 3 до 6 лет:

Что они чувствуют: Детям этого возраста часто кажется, что смерть носит временный или обратимый характер – они не могут постичь до конца, что тот, кто умирает, никогда не возвращается назад. Ребенок может задавать множество вопросов о том, что такое смерть, или когда близкий человек или животное вернутся к нему. Наряду с огорчением ребенок может испытывать потерю аппетита и проблемы со сном.

Как поступить: Как и в предыдущем случае, очень важно поддерживать привычный для ребенка распорядок дня и проводить с ним больше времени. Честно, но осторожно, отвечайте на его вопросы о смерти. А если вы не знаете ответа на какой-либо вопрос, то так прямо и скажите ребенку. Избегайте лжи, вроде: «Бабушка крепко заснула.» - это только запутает ребенка, и возможно приведет к тому, что ребенок будет бояться ложиться спать. Если ребенок спрашивает, может ли умерший вернуться, не лгите ему. Если он спросит, может ли умереть он сам или вы сами, объясните ему, что ваши тела молодые и сильные и поэтому они еще долго не перестанут работать.

О 6 до 9 лет:

Что они чувствуют: Некоторые дети этого возраста уже начинают понимать, что такое смерть, но не в полной мере. Они могут беспокоиться о специфических вещах, таких, например: как умерший будет есть или дышать, у них также может возникнуть страх потерять другого близкого человека, особенно родителей. Кроме того, детям в этом возрасте часто кажется, что именно они виноваты в потере. Им трудно также понять такие абстрактные понятия, как небеса или рай.

Как поступить: Честно отвечайте на вопросы ребенка о смерти, объясните ему разницу между болезнью и смертью, поскольку дети в этом возрасте часто путают смерть с болезнью. Убедитесь также, что ребенок не чувствует себя виноватым в смерти любимого человека или питомца. Успокаивая ребенка, не прибегайте к таким расхожим фразам, как «Все будет хорошо. Не беспокойся.» Объясните ребенку, что чувствовать грусть или боль вполне нормально, и что вы сами это чувствуете. Не бойтесь вспоминать вместе с ребенком какие-то хорошие вещи, связанные с умершим.

От 9 до 12 лет:

Что они чувствуют: Дети этой возрастной группы обычно испытывают гнев и чувство вины после потери любимого человека. Чувство горечи может проявляться запоздало. Они хорошо осознают окончательность смерти, в отличие от детей младшего возраста, и часто беспокоятся о том, как изменится в связи с этим их дальнейшая жизнь. Дети начинают бояться смерти, как своей, так и кого-либо из близких, но могут неохотно делиться своими чувствами.

Как поступить: Мягко побуждайте ребенка открыто говорить о его чувствах, переживаниях и страхах. Делитесь хорошими воспоминаниями об умершем. Ребенок может захотеть иметь фотографию умершего человека или будет его рисовать. Не препятствуйте ему, это может помочь ему разобраться в своих чувствах и справиться с ними. В этом возрасте как никогда важен ваш собственный пример в том, как вы справляетесь со своими переживаниями.

 

Идея и создание сайта, web-дизайн: Колонтаевская Елена Александровна
Последнее обновление 01.02.2007



Hosted by uCoz