"Детский садик"

http://kinder-garten.narod.ru

"Сказкотерапия"
Наталия Кулагина, Калининградская правда (Королев) , N139 от 11/12/2004

"Расскажи про них сказку"
Мария Говтвань

"Сочиняем сказки"
С.К.Нартова-Бочавер, Е.А. Мухортова

"Сказки и их психологическое значение"
Елена Гайда, психолог

"Дети, метафоры и НЛП"
По материалам книг Марты Ф.Виглсуорт "Вилли и его друзья. Руководство по созданию метафор для развития у ребенка чувства собственного достоинства" (НПО "МОДЭК", Воронеж, 1995); книги Дорис Бретт "Жила была девочка, похожая на тебя... Психотерапевтические истории для детей" (М., "Класс", 1996) (ее английское название "Истории про Энни") ; книги Д.Гордона "Терапевтические метафоры"

 

 

Сказкотерапия
Наши предки, занимаясь воспитанием детей, рассказывали им занимательные истории. Не торопясь наказать провинившегося ребенка, они вели рассказ, из которого становился ясным смысл поступка, а многие обычаи предохраняли малышей от напастей, учили их жизни. Это сегодня, опираясь на вековой педагогический опыт, мы говорим, что подобные истории являлись не чем иным, как основой сказкотерапии.
Термин "сказкотерапия" у педагогов и психологов имеет положительную окраску, видимо, потому что является самым древним методом воспитания и учения. И говоря сегодня о применении сказок, мы, в первую очередь, понимаем под этим способы передачи знаний о духовном мире и социальной реализации человека, воспитательную систему, близкую природе человека.
Сказкотерапия, конечно, наиболее детский метод, потому что она обращена к чистому детскому началу каждого человека. Через восприятие сказок мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки. На занятиях и тренингах с использованием сказкотерапии психологи, работая с конкретными проблемами, находят их первопричину и помогают пациенту достичь внутренней гармонии. Потому что и в сказке, и в жизни гармоничная личность выступает как созидатель, а дисгармоничная - как разрушитель. Любая сказка - это победа созидателя над разрушителем, то есть добра над злом. Таким образом, задача психолога, или, иначе, сказкотерапевта, - изобрести метод обучения для тех, кто хочет познавать, и метод гармонизации для тех, кто ощущает хаос в душе и внутренний дискомфорт.

Психолог Павел Лебедько, отвечая на мой вопрос: "Как правильно читать ребенку сказку?", сказал, что в первую очередь читать нужно с удовольствием, тогда ребенок получит больше пользы от народного творчества. И вообще, лучше все делать с удовольствием, это, с точки зрения психолога, - лучший и правильный подход. Тогда и в нашей жизни, на которую можно посмотреть двояко, будет больше приятных моментов, чем трудностей.
Прежде чем самостоятельно заниматься сказкотерапией, Павел Лебедько советует родителям почитать книги по данной методике, где даны рекомендации специалистов и даже советы, как правильно самим сочинять сказки. Ведь сказкотерапия - это сказки для конкретного ребенка, чтобы маленький человечек мог отождествить себя с главным героем. Ваша сказочная история может даже начинаться со слов: "Жил-был один мальчик (девочка), похожий(ая) на тебя..."
Сказки, прочитанные ребенку в спокойной душевной обстановке, несомненно, принесут пользу. Если бы у маленького Саши Пушкина не было бы такой замечательной няни, мир мог бы не увидеть впоследствии великого поэта.
Часто на прием к психологу приходят не проблемные дети из неблагополучных семей, а, напротив, одаренные, интеллектуально развитые, которым не хватает порой элементарного житейского опыта, народной мудрости. Таким пациентам важно не просто рассказать интересный сюжет, а побудить их сделать вывод, подтолкнуть их к размышлениям. Современному ребенку мало просто прочитать сказку, поговорить о сюжете, дать характеристику героям, его надо научить осмысливать сказку, находить в ней скрытые смыслы и жизненные уроки. Помните? "Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". В любой сказке можно найти целый список проблем и пути их решения. Слушая сказки, малыш накапливает некий "банк жизненных ситуаций". И, размышляя над каждой прочитанной сказочной историей, он будет "откладывать" знания в свой актив, постепенно подготавливаясь к жизни и формируя важнейшие нравственные ценности.
К сожалению, наши дети воспитываются не столько на русский народных сказках, сколько на диснеевских мультфильмах. Елена Викторовна Шахмина, руководитель объединения "Академия Почемучек" Центра развития творчества детей и юношества считает это большим упущением родителей в деле воспитания детей. Многие малыши не слышали ни о Колобке, ни о Красной Шапочке, ни о Репке, и очень жаль. Потому что дети, которым читают сказки, быстрее начинают говорить, и не просто выдают набор слов, а выражаются целыми предложениями на хорошем литературном языке. Поэтому в Центре так бережно относятся к устному народному творчеству. Традиционно на Новый год ребята готовят представление по мотивам русских сказок. В этом году в постановке примут участие и самые маленькие воспитанники "Академии Почемучек", возраст которых от трех до шести лет. Сказкотерапия (в педагогическом аспекте) применяется на уроках фольклора, в театральном кружке. Появилась даже дисциплина "Карусель", где педагоги вместе с ребятами музыкально оформляют сказки, создавая "народные мюзиклы". Елена Шахмина, активно включая сказки в свои занятия, считает, что они развивают фантазию, логику, внимание, наблюдательность, учат малышей сопереживанию. Дети не только слушают, но и сами участвуют в творческом процессе, например, при работе с перчаточными игрушками, произнося слова и делая движения за своего персонажа. Замечено, что даже дети с патологической агрессией хотят играть роли положительных героев, тем самым стремясь быть хорошим ребенком.

Дорогие папы и мамы, дедушки и бабушки! Не забывайте читать детям и внукам сказки, откройте для них этот удивительный мир. Сказка поможет решить любую психологическую проблему. Не надо только считать ее панацеей от всех бед. Это не чудо-лекарство, помогающее за один прием, а долгая, кропотливая работа, эффект от которой со временем обязательно будет.

Расскажи про них сказку
Всем известно, что дети обожают сказки. И моя дочка - не исключение. Ей с очень раннего детства нравилось слушать, когда я читала или рассказывала сказки на ночь.
Потом началось увлечение мультфильмами и кукольными постановками - в театре и дома. И, наконец, после трех с половиной лет наступил момент, когда дочка САМА начала придумывать и фантазировать. Абсолютно любые предметы и вещи, предназначенные для конкретных взрослых целей, стали отправляться в сказочные путешествия. Выглядело это довольно забавно. Скалка и терка приходили друг к другу в гости и шли освобождать от злой волшебницы заколдованный половник. Ведь вполне возможно, он и был прекрасным принцем...
Мне было очень интересно слушать детские фантазии. Но все активнее и активнее дочка подключала к ним и меня. "Расскажи ПРО НИХ сказку!" - раздавалось по несколько раз на дню. Они - это было все, что угодно! Мягкие игрушки, кубики или просто полоски цветной бумаги...
Как с ходу придумаешь сказку про цветную бумагу? А если на следующий день снова просят и снова про нее?
Еще одна трудность заключалась в том, что персонажей и сюжет выбирал сам ребенок. А мне приходилось следовать за детской мыслью, угадывать, добавлять что-то свое, не противореча при этом замыслу маленькой сказочницы.

В конце концов я задалась вопросом: как же разыграть сказку, что придумать, чтобы ребенку каждый раз было интересно? И как не дать исчерпаться своей фантазии?
Ведь чаще всего поворот был довольно неожиданным. Например, дочка увидела на небе месяц и звездочку и сразу попросила: "Расскажи, как они подружились". Правда, сюжет развивался только по ее собственным правилам, поэтому девочка бурно протестовала, если я включала, например, еще одного героя, или не того героя, или не тогда включала... Опыт показал, что с этой выдумщицей лучше не спорить (уж очень она расстраивалась), а задавать уточняющие вопросы "по ходу дела" или использовать незаконченные предложения - чтобы ребенок сам их заканчивал, давая следующую отправную точку.
Например:
-И тогда пришел...
- Жираф!
- Да, жираф. И говорит жираф обезьянке: "Давай играть...
-...в прятки"!!!
Вообще, зверушки - самые любимые сказочные герои, про них придумывать можно бесконечно. Но "подпитать" фантазию иногда могут самые неожиданные вещи. Для нас такой "неожиданностью" стала детская карта мира - большая географическая карта, с материками и странами, океанами и морями и со всеми животными, обитающими на земле. Каждый вечер сама собой рождалась новая сказка про кашалота, акулу, броненосца и лемура. Мы находили их на карте, смотрели, кто живет рядом, придумывали приключения.
Причем я заметила, что ребенку одинаково интересны не только собственно сказки, с волшебными превращениями, с добрыми и злыми персонажами, но и истории. Не поучительные и воспитательные, а просто истории - умиротворяющие, добрые и нежные. Какие-то приключения, интересные находки, разговоры, описание игры, приготовление вкуснейшего пирога, какая-то работа... Кстати, и разнообразная информация запоминается гораздо лучше, если она как-то обыгрывается, участвует в сказке. Именно так мы освоили рецепт приготовления запеканки - потому что ее пекли слоненок и верблюжонок, пекли играючи, сначала забыв, а потом вспомнив о муке и сахаре. Зато теперь мой ребенок никогда не путает ингредиенты. И совсем необязательно, чтобы главные роли исполняли именно животные. Так у нас была запрошена сказка про две ложки или две конфеты! И тогда на помощь фантазии пришла идея превращений. Бумага и ложки легко превратились в лодочки. К ним, правда, потребовалось сделать море, волны и рыбок. А в следующий раз они стали самолетиками. Но и лодочки, и самолетики вели разговоры, попадали в сказочные ситуации и искали выход из сложных положений.
А еще очень удобно оказалось переносить место действия сказки в пластилиновую страну! В ней персонажи меняли цвет, форму, да и содержание, превращались в кого-то другого, появлялись из ниоткуда по ходу действия сказки... Почти так же, как в известном мультфильме про пластилиновую ворону.

Но самой замечательной идеей оказалось включение в ежедневные сказки-истории так называемого "сквозного героя" - героя, который каждый день либо рассказывает очередную сказку, либо сам становится ее главным персонажем. У нас с такой задачей прекрасно справился Слоненок. Ведь, кроме всего прочего, присутствие сквозного героя создает у ребенка ощущение постоянства, стабильности. Наподобие ежевечерней колыбельной, которую дети просят спеть несколько раз подряд...
Например, в моем детстве таким ежедневным сказочным персонажем был гномик Гоша. Приходил он поздно-поздно ночью, я его никогда не видела, но каждый вечер строила ему домик из конструктора, кроватку, где он мог бы спать, и обязательно писала ему письмо. Он исправно отвечал и иногда приносил маленькие подарочки... Игра в эту сказку продолжалась несколько лет, даже когда я пошла в школу. И родители до сих пор хранят мои первые письма маленькому гномику...
Когда взрослый придумывает сказку для своего ребенка, у него появляется уникальный шанс внушить своему малышу что-то важное, рассказать именно о том, что его волнует. Ведь замечено, что с помощью притч и иносказаний понимание приходит быстрее и легче... Ребенок все равно сможет уловить скрытый смысл и запомнит его гораздо лучше, чем после сотни нравоучений. Поэтому в сказку легко можно вставить непридуманную историю - скажем, из области отношений между детьми или между родителями и детьми. В моем случае родители могли вложить свои мысли в письма от гномика Гоши, мнение которого для меня было очень важно.
В заключение хочется сказать, что иногда бывает очень интересно представить себе, что все предметы, игрушки и вещи живут своей жизнью, у каждого - свой характер и проблемы. Иными словами - посмотреть на мир глазами ребенка. И когда малыш принесет вам две веточки и попросит рассказать про них сказку, вы уже точно угадаете, о чем она должна быть...

Сочиняем сказки
Эта статья посвящена развитию речи ребенка. Способность выражать свои мысли и чувства, описывать происходящие события, вести дискуссию - важные условия и показатели общекультурного развития ребенка.
В наших школах преобладает обучение, построенное на общении через слово (в отличие, например, от программированного, где обучаются по схемам и можно просто выбрать нужный ответ из нескольких предъявленных, или школ западного образца, где педагог и ученик взаимодействуют посредством письменных заданий).
Развернутость ответа, способность аргументировать свое мнение являются важными критериями усвоения знаний. Чтобы ученик хорошо понимал учителя и умел быстро и отчетливо отвечать ему, необходимо развивать речевые навыки ребенка, расширять его словарный запас. Добавим, что умение говорить` публично - весьма полезный для людей различных профессий навык, требующий отдельной тренировки во взрослом возрасте, возникает у школьника легко и естественно.
Детская речь отличается от взрослой. К моменту поступления в школу ребенок уже легко объясняется предложениями, а не отдельными словами, и полностью усвоил грамматический строй языка - умеет ставить сложные падежи, число существительных, адекватно выбирать время глагола и пр. Он понимает значение многих частей слова, особенно уменьшительно-ласкательных суффиксов "енок", "ица", охотно придумывая новые слова. Высказывания и неологизмы (новые слова, придуманные детьми, во все времена давали материал для рубрик "Говорят дети". Невозможно забыть, например, "Ко мне, бизон!" (комбинезон) или "чепупаху", придуманных нашими талантливыми детьми. При этом в детской речи преобладают существительные и глаголы - указания на то, кто действует и что происходит, а обстоятельства, условия происходящего чаще опускаются.
- Первой возрастной особенностью речи дошкольника является ситуативность - стремление описывать только наличные события без обобщения сказанного. Мышление ребенка конкретно, это выражается и в его речи. Попробуйте спросить его, как прошел день, - ребенок будет в затруднении, но он легко расскажет Вам о частных событиях - о том, каких детей встретил, перескажет Вам беседы с ними, расскажет, что ел на завтрак, обед, ужин и т.п. Поэтому для уточнения его состояния необходимо задавать очень частные, конкретные вопросы и лишь затем делать выводы. Впрочем, ребенок может переходить и к более обстоятельной - контекстной - речи, если перед ним ставится конкретная задача.
- Общаясь с другими людьми, ребенок дошкольного возраста обычно полагает, что партнер тоже видит и знает, о чем идет речь, - эта особенность развития дошкольника называется детским эгоцентризмом (в переводе - обращенность к себе). Подобно тому как совсем маленький ребенок может показывать Вам картинку, обращая ее изображением к себе, дошкольники не вводят Вас в ситуацию, а рассказывают о ней так, как видят ее сами, полагая очень многое само собой разумеющимся. Более того, достаточно часто, особенно в затруднительных ситуациях, они просто разговаривают сами с собой ("А теперь эту синенькую детальку прикрепим, а теперь это колесико" и т. п.).
- Третья отличительная черта речи дошкольника - ее непосредственность: ребенок высказывается непроизвольно, импульсивно, не отдавая себе отчета в том, к кому и в каких условиях он обращается. Как правило, речь состоит из отдельных высказываний, обращенных к кому-то близкому, который уже знает, что имеется в виду, и необходимость в развернутом повествовании отпадает. Однако при подготовке к школе полезно учить ребенка объясняться последовательно и распространенно.
Занятия по развитию устной речи ребенка проходят весело и увлекательно, тем более что период дошкольного детства характеризуется особой чувствительностью (сенситивностью) к языковой стороне общения и бурным словесным творчеством. Желаем Вам убедиться в многоодаренности Вашего ребенка во время работы над игровыми заданиями, которые мы Вам предлагаем!

* На одну букву. Игра для обогащения словарного запаса. В эту игру лучше играть всей семьей или пригласить друзей своих детей. Сидя кругом, выбирают букву - это может быть первая буква имени хозяйки, - начиная с которой все присутствующие должны по очереди перечислить предметы, находящиеся в этой комнате. Предположим, все придумывают по команде слова на букву "С" (хозяйку зовут Света) и начинают говорить наперебой: стул, стол, скамейка... Выигрывает тот, кто сказал последнее слово, т. е. продолжает придумывать слова, когда все уже замолчали.
* Бывает ли так? Задание для воспитания внимания ребенка и умения свободно выражать свои мысли. Ребенку рассказывают неправдоподобную историю, а затем спрашивают: "Бывает ли так?" Если он отвечает: "Нет", то уточняют, что именно не бывает и почему Если же ребенок считает все рассказанное правдоподобным, необходимо убедиться в том, что он понял историю, включая ее не соответствующую действительности часть. Попробуйте обсудить стихи Э. Лира из "Книги бессмыслиц!"
Молодая особа, чей нос
Рос, пока до земли не дорос,
За пятак и полушку
Нанимала старушку,
Чтоб носить свой немыслимый нос.

Престарелая леди из Халла
Покупала для кур опахало
И, чтоб в жаркие дни
Не потели они,
Опахалом над ними махала.

* Слово за слово... Игра для развития воображения и речевой реакции. Эта игра, во взрослом варианте носящая название "Бег ассоциаций", заключается в том, чтобы связать высказыванием любые названные предметы. Играть можно и группой, и вдвоем. Водящий произносит вслух два случайных слова, например, "крыса" и "табуретка". Следующий участник произносит: "Папа бросил табуреткой в крысу" и называет следующее слово: "Молоко". Следующий участник связывает предложением второе и третье слова: "На табуретке было разлито молоко" и т. д. Игра бесконечна, проигравшим считается тот, кто не смог быстро составить предложение. Однако если Ваш ребенок имеет замедленный темп деятельности, лучше обойтись без проигравших!

Сказки и их психологическое значение
— А хочешь, я расскажу тебе сказку?
— Акокоп!
— Опять колобок? (Вчера вечером я полуторагодовалой Анюте пять раз ее уже рассказала, сегодня в обед — четыре раза.)
Хорошо, слушай…
Расскажу, если попросит, еще много раз. Хотя понять не могу, что же ей нравится в этой, трагической на первый взгляд, истории…
Часто бывает, что чем короче сказка, тем больше смысла она несет. Может быть, малышка хочет тверже усвоить, что далеко от мамы и папы уходить опасно? Или ей важно иметь представление, что не стоит терять бдительность? Колобок применил творческий подход и ушел от многих опасностей, но был слишком доволен успехом и поплатился. Может, действия Колобка — это желание испытать себя? Персонаж катился навстречу опасностям, решал все более сложные задачи и не смог вовремя остановиться. О, это произведение содержит и более глубокий смысл! Наш герой из теста, значит, хлебушек, он для того и появился, чтобы его съели. У каждого в жизни свое предназначение. Колобок выполнил свою миссию.

В чем сила сказки?
Мир изменился до неузнаваемости с момента появления сказок. Что в них такого, что позволяет им существовать столько времени? Нас, современников, и древние народы, которые начали сочинять сказки, очень многое рознит, кроме устройства психики. Ребенок обожает сказки в период своего самого интенсивного развития, в дошкольном возрасте. Наши малыши запоминают их, требуют повторять, переделывают, сочиняют сами, отождествляют себя с различными персонажами. Сказки просто не могут не влиять на их внутренний мир.
Метафоры и образы — это способ воздействия на подсознание. Через них малыш получает больше информации, чем при обычном разговоре. Сказки на людей действуют по-разному, в зависимости от жизненного опыта и индивидуальных особенностей.

Наиболее распространены народные сказки, которые несут в себе жизненно важные для жизни идеи:
1. Мир, в котором мы живем — живой. Животные, птицы, растения, даже рукотворные вещи могут говорить с нами. Такое представление формирует бережное отношение ко всему, что нас окружает.
2. Существует добро и зло. Добро, в конце концов, побеждает. Это положение вещей способствует развитию бодрости духа, стремления к лучшему.
3. Самое ценное дается через испытание, а то, что далось даром, может быстро уйти. Эта идея учит добиваться намеченных целей, прилагать усилия и иметь терпение.
4. Существуют дополнительные, волшебные ресурсы. Но они приходят на помощь, когда мы сами не можем справиться с ситуацией. Эта идея дает чувство защищенности и стимулирует развитие самостоятельности.
Сказки достаточно разнообразны, как и наша жизнь. Для обучения используются дидактические (обучающие) сказки. Вы сами можете придумать сказку, которая поможет ребенку усвоить буквы, узнать о явлениях природы или научиться правильно вести себя в гостях. Психологи используют терапевтические и психокоррекционные сказки.

Каждому - свое
Дети до пяти лет обычно лучше воспринимают сказки о животных и о взаимоотношениях людей и животных. Они лучше всего передают малышам жизненный опыт. («Лиса и журавль», «Теремок», «Коза-дереза».) Чем младше ребенок, тем проще и короче должна быть сказка, тем больше должно быть повторений («катится, катится колобок», «тянут — потянут — вытянуть не могут»).
Бытовые сказки демонстрируют особенности семейной жизни, учат выходить из конфликтных ситуаций, придерживаться здравого смысла. («Золотая рыбка», «Кривая уточка», «Мудрая жена».) Поэтому они могут быть полезны для подростков.
Дети после 6-7 лет обожают волшебные сказки. Они дают ребенку информацию о духовном развитии человека, мудрости жизни. В возрасте 6-12 лет многие дети любят сказки-страшилки. Слушая, пересказывая, сочиняя их, ребенок освобождается от состояния тревожности, каких-то реальных страхов. В этом случае, с психологической точки зрения, происходит самотерапия.

Сказки учат
Сказка показывает возможные и желательные формы поведения. Пример Иванушки-дурачка, который сделал вид, что не знает, как садиться на лопату Бабы Яги, показывает, в каких случаях эффективна хитрость. В других ситуациях ребенок, слушая сказку, узнает, что есть моменты, когда нужно быть смелым и использовать прямую агрессию — достать меч и победить дракона, показать свою силу или состоятельность.
Сказка, особенно волшебная, является источником, восстанавливающим душевные силы. Возможность использования волшебной силы — это ничто иное, как напоминание о том, что для решения любых проблем можно найти дополнительные рычаги.
Сказка позволяет переживать эмоции. Персонажи, конечно, выдуманные, но их действия вызывают вполне реальные чувства. То есть — сказка дает возможность учиться на чужих ошибках! Можно, например, пережить состояние сестрицы из сказки «Гуси-лебеди» и узнать, как тяжко будет, если «оставить братца и заиграться, загуляться».
Сказка обладает силой внушения. Чаще всего вы рассказываете сказку перед сном, когда ребенок расслаблен, а это благоприятное состояние для внушения. Поэтому на ночь желательно рассказывать позитивные сказки со счастливым концом.
Сказка готовит к взрослению. Неказистый Емеля превращается в красавца жениха, маленькая Дюймовочка проходит ряд испытаний и попадает в страну Эльфов. Это ничто иное, как истории превращения пупса во взрослого человека.

Полезно беседовать о сказках
Поговорить с ребенком вы можете, задавая следующие вопросы:
1. О чем эта сказка?
2. Какими качествами обладают герои, на кого они похожи?
3. Почему герой совершает такие поступки? Зачем это нужно?
4. Как герой выходит из трудной ситуации? Сам он справляется или использует чью-либо помощь?
5. Что приносят поступки героя окружающим — радость, горе? Какие отношения между героями?
6. Какие чувства вызывает сказка, ее отдельные эпизоды?

Каждый может стать сказочником
Если вы сами начнете сочинять сказки, то заметите, что это занятие благотворно сказывается на психическом здоровье, развивает способность видеть даже в самой сложной ситуации позитивную сторону. Вот один из приемов, который можно использовать для создания своей сказки:
- сядьте удобно, расслабьтесь, выберите образ на тему, которая волнует вас, вашего ребенка;
- закройте глаза и нарисуйте в своем воображении картинку, в которой присутствовал бы ваш образ в радужном свете, опишите его. Это — начало вашей сказки;
- теперь представьте, что могло бы нарушить вашу идиллию. Это будет конфликт вашей сказки;
- дальше разверните сказочные события по схеме, например, волшебной и приключенческой сказки. Рождение, жизнь в отчем доме, расставание, выбор пути, борьба и победа, путь домой, прибытие, счастливый конец.

Жизнь, как в сказке
Испокон веков люди стремятся реальность приблизить к сказке. Особенно завораживает всех праздничная обстановка на Новый год, когда могут происходить чудеса, проявляться нераскрытые качества человека, может материализоваться мечта. Люди ждут сюрпризов, а что это, если не ожидание чуда? Наивная вера наших чад в волшебство, сказки и Деда Мороза — это запас душевных сил на всю жизнь. Не спешите объяснять малышам, кто есть кто. Я знаю ребенка, который и в 11 лет верил, что Дед Мороз существует. Его оптимизму, умению выходить из трудных ситуаций можно только позавидовать. Волшебные праздники — а ведь каждый праздник можно сделать волшебным — несут огромный заряд положительной энергии.
Не отбирайте у ребенка мечту и веру в добрых волшебников! Когда он вырастет, он вернет это добро сторицей и вам, и всем окружающим.

Дети, метафоры и НЛП 
Однажды я задумалась о том, какие приемы НЛП использовала со своей дочерью, и пришла к выводу, что в основном это были метафоры. Причем, я заметила следующие особенности: в возрасте от 1.5 примерно до 3,5-4 лет у нас лучше всего шли сказки, косвенно связанные с тематикой, волнующей ребенка. Помимо того, что мы просто читали народные и известные авторские детские сказки, время от времени, для снятия определенных страхов и тревожности, я стала использовать специальные истории, созданные с помощью книг Марты Ф.Виглсуорт "Вилли и его друзья. Руководство по созданию метафор для развития у ребенка чувства собственного достоинства" (НПО "МОДЭК", Воронеж, 1995), а где-то с 4 лет и до сих пор совершенно неоценимую помощь мне оказывает книга Дорис Бретт "Жила была девочка, похожая на тебя... Психотерапевтические истории для детей" (М., "Класс", 1996), отрывки из которой я привожу ниже. С помощью этой книги (ее английское название "Истории про Энни") я получила возможность реализовать свое стремление к балансу между предоставлением ребенку самостоятельности и необходимостью обучения различным личным и социальным навыкам - и вообще возможность ненавязчивого обучения. Причем, замечу, что мне не потребовалось для этого слишком большого профессионализма в создании метафор, которое требуется для работы со взрослыми (как например, в книге Д.Гордона "Терапевтические метафоры"), поскольку у детей еще нет столь сильного сопротивления непрямому воздействию, как у взрослых. Мне кажется, этот материал может быть полезен многим. А тем, кто уже знаком с НЛП, будет интересно, как знакомые приемы адаптированы применительно к работе с детьми.

С моей точки зрения, истории, сами по себе являясь многоуровневыми метафорами, они включают в себя такие приемы и техники НЛП, как присоединение и ведение, рефрейминг содержания и контекста, стратегию "удачника", моделирование навыков и способностей, перенесение знакомых стратегий в новый контекст, обращение к ресурсным состояниям и многое другое. Мне очень понравился пример того, как изящно введена и приспособлена к детскому восприятию одна из любимых рамок НЛП "как если бы". Кроме того, эта форма позволяет свободно наполнить ее любым содержанием, направленным на обучение, развитие и расширение карты ребенка.

Как дети приобретают знания и навыки
Рассказы, сказки и внутренний мир ребенка неотделимы друг от друга. В любом обществе, независимо от степени цивилизованности и образа жизни, детские рассказы собирают большую аудиторию маленьких слушателей. Для этого есть веские причины.
Если мы, взрослые, хотим приобрести какие-то знания, у нас для этого существует много путей и каналов. Мы можем пойти в библиотеку или в книжный магазин и прочесть то, что нас интересует. Можно проконсультироваться у специалиста в данной области, получить нужные сведения из газетных и журнальных статей, послушать лекции, принять участие в семинарах. Наконец, поговорить с друзьями и обменяться информацией и мыслями.
Все это требует определенных профессиональных навыков - умения читать и исследовать материал, способности излагать свои мысли.
Эти навыки не даются человеку изначально, они приобретаются с опытом. Дети же не могут вести разговор на взрослом уровне, а между тем проблемы, занимающие их, не менее важны. Как помочь им в приобретении знаний?
Посредством игр и воображения. Игра "брось погремушку" знакомит младенцев с законом земного притяжения. Другие игры учат перевоплощению и позволяют детям почувствовать себя мамой, папой или свирепым диким тигром. Воображаемые двойники дают возможность прозондировать чувства и исследовать различные возможные варианты.
Для ребенка мир предстает новым и непознанным. Его нужно исследовать, открыть, изучить, овладеть им. К счастью, дети появляются на свет с непреодолимым стремлением к познанию. Посмотрите, с каким упорством, с какой настойчивостью младенец учится ходить. Он силится встать на ноги и падает вниз лицом, пытается подняться опять и падает снова, и так пока не научится. Вряд ли сэр Эдмунд Хилари проявил больше упорства и решимости в покорении Эвереста.
Другой пример: обратите внимание на то, как младенец упорно бросает свою любимую игрушку через бортик своего высокого стульчика. Его любопытство и желание больше узнать о законах окружающего мира настолько велики, что он готов рисковать утратой своего драгоценного "имущества".
Помните, что ребенок приобретает знания посредством игр и воображения. Игра " это способ приобретения навыков, присущих взрослым людям. Детские игры, по существу, могут быть приравнены к работе и учебе.
Если вы понаблюдаете за игрой детей, то заметите, что очень многое в этой игре строится на подражании. Подражают матерям и отцам, старшим братьям и сестрам, телегероям и т.д. Это имитационное поведение вполне оправдано. Поскольку большинство навыков, необходимых в жизни современного человека, гораздо сложнее инстинктов, заложенных природой, они приобретаются через подражание. Дети наблюдают за кем-то, а затем делают так же. Другими словами, подражая взрослым, они тем самым приобретают необходимые навыки. Сильное желание ребенка кому-то подражать помогает ему познать тонкости и сложности поведения взрослого человека.
Исследования показали, что когда детям предлагаются два примера для подражания - один "успешный", с положительным результатом, другой неудачный - они предпочитают первый. Это обстоятельство учитывается в "Историях про Энни". Успешно преодолевая свои проблемы, Энни становится положительным примером, который учит, как достигнуть успеха.

Общение с помощью историй
Рассказы, в особенности сказки, всегда были самым эффективным средством общения с детьми. Сказки передавались и передаются из поколения в поколение на протяжении веков и находят отражение в культурах разных народов. В своей книге, посвященной сказкам, Бруно Беттельхейм подчеркивает их исключительно важную роль, так как они помогают детям преодолеть тревоги и конфликты, с которыми им приходится сталкиваться.
В сказках поднимаются важные для детского мировосприятия проблемы. В "Золушке", например, говорится о соперничестве между сестрами. В сказке о Гензеле и Гретель основная тема - боязнь быть покинутым. "Мальчик с пальчик" рассказывает о беззащитности маленького героя, который оказался в мире, где все подавляет своими размерами, масштабами и мощью. В сказках противопоставляются добро и зло, альтруизм и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Они говорят ребенку, что мир - очень сложная штука, что в нем есть немало несправедливостей, что страх, сожаление и отчаяние - в такой же степени часть нашего бытия, как радость, оптимизм и уверенность. Но самое главное - они говорят ребенку, что если человек не сдается, даже когда положение кажется безвыходным, если он не изменит своим нравственным принципам, хотя искушение и манит его на каждом шагу, он в конце концов обязательно победит.
Слушая эти рассказы и сказки, дети невольно находят в них отголоски своей собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Кроме того, рассказы и сказки вселяют в ребенка надежду, что чрезвычайно важно. Ребенок, лишенный надежды или утративший ее, отказывается от борьбы и никогда не добьется успеха.
Нам, взрослым, следует помнить, что если мы хотим научить ребенка чему-либо или передать ему какую-то важную мысль, нужно делать так, чтобы это было узнаваемо, удобоваримо и понятно. Если мы хотим объяснить что-то сложное французу, то, разумеется, преуспеем в этом больше, если будем говорить на французском языке. Общаясь с детьми, старайтесь говорить с ними на языке, который им понятен и на который они лучше отзываются - на языке детской фантазии и воображения.

Воздействие "историй про Энни"
"Истории про Энни" подобны персонализированным, "очеловеченным" сказкам. В них действует герой или героиня, которые наделены характерными чертами вашего ребенка и которые сталкиваются с теми же проблемами, что и ваш ребенок. В "историях про Энни" герой или героиня находит пути и способы понимания и разрешения своих трудностей и конфликтов. Помимо действующих лиц, взятых из жизни, рассказы могут включать персонажи из мира фантазии и волшебства. Главными героями могут быть зайчики, белочки или маленькие бегемотики. Главное состоит в том, чтобы ситуация главного героя напоминала ситуацию вашего ребенка. Рассказ "подгоняется" к вашему ребенку так же, как и имя его главного героя. Свои рассказы я назвала "историями про Энни", потому, что мою дочь зовут Аманта. Я хотела, чтобы имя героини напоминало имя дочери, но не было идентичным ему.
Если, например, я рассказывала бы эти истории мальчику по имени Джек, я могла бы их назвать "Истории про Джона".
"Истории про Энни" - не волшебная палочка, по мановению которой исчезают все беды и вся боль реально существующего мира, но они позволяют детям узнать о себе и своих проблемах то, что их утешает, что придает им силы и от чего они начинают чувствовать поддержку и понимание.

Эффективность "историй про Энни" объясняется многими причинами.
Прежде всего "истории про Энни" позволяют ребенку воспринимать свои трудности и бороться с ними действенным способом. Ведь многие дети чувствуют себя виноватыми в беспокоящих их страхах или испытывают смущение в связи с ними. Им трудно говорить о них открыто. Часто, когда вы заводите прямой разговор с детьми на эту тему, они сразу замыкаются и уходят от разговора. Слушать историю - совсем другое дело. В этом случае детям не читают наставлений, их не обвиняют и не принуждают говорить о своих затруднениях и проблемах " они просто слушают рассказ о девочке, такой же, как они. Им ничто не мешает слушать, узнавать что-то новое, что-то сопоставлять, сравнивать без всяких неприятных психологических последствий. Это значит, что они могут поразмышлять над услышанным в психологически комфортной обстановке. Изменив контекст, вы создаете зону безопасности.
"Истории про Энни" дают ребенку возможность подумать, поразмыслить и задать вопросы на чреватые конфликтом "взрывоопасные" темы, без боязни вмешательства во внутренний мир. Мы, взрослые, часто делаем то же самое. Большинству знакома практика получения совета по смущающему нас вопросу с использованием знакомого приема: "У моего друга Джона - проблема..."

Очень интересно понаблюдать, как дети пользуются этой зоной безопасности.
С одной стороны, ребенок отождествляет себя с "Энни", но когда повествование доходит до "больного места", он становится на позицию слушателя, и тогда "Энни" - это просто девочка из рассказа. Таким образом он получает возможность понаблюдать со стороны за своим двойником, не давая смущению взять власть над разумом.
Форма рассказа имеет еще одно преимущество: для ребенка рассказ гораздо интереснее, чем нравоучительная лекция. Во всем мире дети выключают радиоприемники и телевизоры, если там читают нотации, и включают их, когда наступает время сказки.
Истории позволяют ребенку почувствовать, что он не одинок в своих страхах и переживаниях, что другие дети испытывают то же самое. Это оказывает успокаивающее воздействие. Ребенок избавляется от комплекса неполноценности, он уже не считает себя уродцем, тупицей, врединой или трусом и т.д. Такое успокоение укрепляет в нем уверенность в себе и помогает бороться с трудностями.
У историй есть еще одна положительная сторона: для того, чтобы сочинить интересную для ребенка историю, рассказчик должен проникнуть в детский внутренний мир. Необходимо увидеть окружающее глазами ребенка, что мы делаем нечасто. Мы так привыкли к своей взрослой перспективе, что забываем о том, что существует и другой взгляд на вещи. Мы забываем, что для ребенка чудовища в шкафу так же реальны, как вы или я. Мы забываем, что в волшебство дети верят так же искренне и безоговорочно, как в электричество или магнит. Мы забываем, что то, что кажется нам обычным, тривиальным, может восприниматься ребенком как катастрофа. Мы забываем, что наша интерпретация событий может коренным образом отличаться от интерпретации ребенка. Это относится и к языку. Например, вместо того, чтобы сказать "бабушка умерла", взрослые обычно говорят "мы потеряли нашу бабушку". Дети, не знакомые с этим эвфемизмом, поймут эти слова буквально - бабушка где-то заблудилась. Они могут недоумевать, почему в этой беде никто даже пальцем не шевельнет, чтобы ее поискать, и надеются, что в один прекрасный день она все-таки найдет дорогу домой.
Поскольку мы не желаем утруждать себя и посмотреть на мир глазами детей, то часто ограничиваемся попыткой разубедить их и отвергаем их представления. Ребенку, который боится чудовищ в темноте, мы говорим: "Не говори глупостей; нет никаких чудовищ". От этого ребенок начинает чувствовать себя непонятым, его воля парализована. И страх только усиливается. Такое отношение взрослых вбивает клин между родителями и ребенком, поскольку ребенку кажется, что родители не понимают его. Это усложняет их дальнейшее общение. Потеряв надежду быть понятым, ребенок замыкается.
Когда же взрослый рассказывает одну из "историй про Энни" - историю, близкую к восприятию ребенка и отражающую его реальную жизнь, ребенок приобретает опыт противоположного свойства. Появившееся взаимопонимание улучшает отношения между родителями и ребенком. Вспомните, когда в последний раз вы беседовали с человеком, который был действительно настроен на вашу волну (и вы это ощущали), понимал ваши чувства. Вспомните, как приятно это было и как вам потом этого не доставало.
"Истории про Энни" способствуют общению и располагают к нему совершенно особым образом. Часто дети избегают говорить о своих проблемах потому, что стыдятся этого, боятся нежелательной реакции на них взрослых или потому, что у них не хватает слов и понятий для описания своих чувств и эмоций. Услышать их часто запутанные и сумбурные чувства, выраженные словами в рассказе, может оказаться весьма полезным.
Это дает вам возможность вступить в диалог со своим ребенком. Ведь разговор с ребенком о его тревогах и проблемах иногда напоминает допрос в лагере военнопленных: имя, воинское звание и регистрационный номер - это все, что вам удается узнать. Но тот же самый ребенок может стать на удивление открытым, когда он расскажет о том, что беспокоит и тревожит Энни. Так что, если вы не знаете, что именно беспокоит вашего ребенка, вы можете спросить, что, по его мнению, беспокоит Энни. И в этом случае опять то же чувство безопасности позволяет ему быть столь открытым. Если я не уверена, что именно является причиной беспокойства моей дочери, я просто спрошу ее, какую "историю про Энни" (вернее, о чем) она хотела бы от меня услышать. Если она скажет что-то вроде: "Расскажите мне, как Энни ходила к доктору", - я буду знать, в чем суть проблемы.

Способ общения через посредство рассказа ценен еще тем, что в этом случае в познании нового ребенок чувствует себя в определенной степени независимым. Он может потратить столько времени, сколько ему надо, чтобы усвоить содержание рассказа и схватить его идею. Он может слушать рассказ снова и снова и сосредоточить внимание на том, что в данный момент для него особенно актуально " ничего не навязывается ему насильно. И, самое главное, все новое, что он узнает, воспринимается им как свое собственное достижение, как результат самостоятельных усилий. Если он хочет побороть страх, как это делает Энни, он делает так потому, что решил это сделать сам, а не потому, что так велела мама. Таким образом, ребенок получает возможность испытать чувство своей собственной значимости, свою способность взвешивать ситуацию и самостоятельно принимать решения.
Я могу привести очень интересный пример такого чувства "самостоятельности" у моей дочери Аманты. Ей было одиннадцать лет - возраст, когда ей очень хотелось доказать, что мнение мамы не всегда бывает верным. Однажды она пришла из школы совершенно расстроенная. В ответ на мои расспросы Аманта бросила на меня сердитый взгляд и раздраженно выпалила: "Никто не хочет со мной играть". В переводе это означало, что она поссорилась с лучшей подругой. Я стала давать ей здравые советы о том, что нужно делать, когда твоя лучшая подруга не хочет с тобой играть, но Аманта оборвала меня: в тот момент она меньше всего нуждалась в моих наставлениях. Вечером она была еще раздражена, когда я укладывала ее в постель. Она не могла забыть огорчившего ее инцидента и вовсе не горела желанием идти в школу на следующий день. Я спросила на всякий случай: "Хочешь, я расскажу тебе какую-нибудь историю про Энни?" Она повела в мою сторону глазами, которые говорили: "Если тебе это так нужно", - и я начала рассказывать ей историю о том, что сделала Энни, когда ее лучшая подруга не захотела с ней играть. Аманта слушала с кислым выражением лица, а когда я закончила, она сердито объявила: "Дурацкий рассказ, и мне стало еще более скверно, чем до этого".
Я ушла из комнаты, чувствуя себя более несостоятельной, чем минуту назад.
Может быть, я была права, размышляла я, когда думала, что предельный возраст для этих рассказов - десять лет.
На следующий день не без трепета я зашла за Амантой в школу. К моему удивлению, вместо вчерашнего угрюмого лица с выражением "никто не хочет со мной играть" я увидела ее обычную веселую мордашку.
"Привет, - сказала я. - Как сегодня было в школе?" "Нормально", - ответила Аманта.
Ободренная, я поинтересовалась "социальной обстановкой": "С кем ты сегодня играла?"
"Со всеми", - ответила она легко и беззаботно. И Аманта рассказала мне о том, как она разрешила свой конфликт.
По существу, она сделала то же, что Энни в "дурацком" рассказе. Таким образом, она последовала совету, сумев сохранить свое одиннадцатилетнее чувство "самостоятельности" и достоинства. Это был подвиг, который произвел на меня большое впечатление.
"Истории про Энни" хороши также тем, что они воссоздают теплую, добрую и интимную атмосферу сказки, рассказанной "на сон грядущий", что, само по себе, действует успокоительно как на родителя, так и на ребенка. В современном мире электроники, телевидения, видеоигр и повседневной суматохи уютный комфорт мира сказки и героев детских рассказов - настоящий оазис в пустыне.
Занятия рисованием, живописью и лепкой из глины можно сочетать с рассказыванием "историй про Энни", когда дети при этом лепят или рисуют отдельные эпизоды из рассказов или их действующих лиц. Занятия искусством - прекрасная возможность для детей выразить или воспроизвести то, что их беспокоит. Дети, например, часто рисуют "чудовище", которое их пугает и беспокоит, а затем с явным ликованием рвут его в клочья. Таким образом они символически расправляются с чудовищем и демонстрируют свою победу над ним.

Идея и создание сайта, web-дизайн: Колонтаевская Елена Александровна
Последнее обновление 01.02.2007



Hosted by uCoz