"Готовность
ребенка к обучению в школе: нравственные аспекты"
Авторы: Пурин В.Д.., доц.каф. ДПиП ТвГУ,
Соловьёва Л.С., студентка V курса
педагогического факультета ТвГУ
Источник: Пурин В.Д., Соловьёва Л.С. Готовность ребёнка к обучению в школе:
нравственные аспекты // Традиции и новации в профессиональной подготовке
будущего специалиста. Вып.5. - Тверь, 2006. - С.153-156
"Критерии готовности к школе "
По материала сайта schoolng.narod.ru
"Собеседование в школе "
Людмила Ровзенко, психолог по материалам газеты «Деточки»
|
|
Готовность ребенка к
обучению в школе: нравственные аспекты
В наше время социальных
потрясений воспитание, развитие и образование маленьких детей становится всё
более противоречивым процессом. До сих пор родители и педагоги, ученые и
философы ведут не утихающие споры вокруг того, какими путями должна развиваться
личность ребенка. Причем одни из них делают акцент на интеллектуальное развитие
(память, сознание, воображение и т.д.). Другие же видят главным камнем
преткновения физическое развитие ребёнка: его здоровье, склонность к
заболеваниям, наследственные факторы и прочее. Третьи апеллируют на развитие
социально значимых качеств в ребёнке (общительность, честность, правдивость,
справедливость, ценностные ориентиры и пр.). Однако в жизни ребёнка существует
(причём, уже довольно давно и практически во всех развитых странах мира) период,
когда он приходит в школу.
Под готовностью к школьному обучению следует понимать «совокупность морфофизиологических и психологических особенностей ребёнка старшего дошкольного возраста, обеспечивающую успешный переход к систематическому их организованному обучению. Обусловлена созреванием организма ребёнка, в частности его нервной системы, степенью сформированности личности, уровнем развития психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления) и т.д.» [1].
Оценить готовность ребёнка к обучению в школе – это вершина творчества как дошкольного психолога, так и дошкольного педагога (воспитателя). Ошибки в оценках возможностей, способностей и задатков ребёнка чреваты очень большими последствиями в развитии его как личности, а в последствии – как гражданина. Поэтому весьма важно то, какими концептуальными подходами руководствуются специалисты по детской психологии и педагогике, чем они руководствуются в своей работе – сиюминутными успехами (пускай даже неожиданными или «фантастическими») или научно обоснованным прогнозом, одной лишь интуицией или практическим опытом, личными мотивами (включая и родительско-семейные мотивы) или общественной значимостью своей профессии. Но, прежде всего, необходимо выделить структуру готовности ребёнка к обучению в школе. Она, по мнению Н.В.Нижегородцевой и В.Д.Шадрикова
такова [2]:
Виды
готовности ребёнка
к обучению
в школе:
ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ
-Уровень физического развития
-Уровень
биологического развития
-Состояние здоровья
-Состояние анализаторных систем
-Развитие мелкой моторики
-Развитие основных видов движений
-Выполнение и соблюдение основных гигиенических норм и пр.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
Интеллектуальная: - запас системных знаний,
- ориентировка в среде, - любознательность, - развитие речи,
- развитие памяти, - образное мышление, - сенсорное развитие;Личностная и социальная:
- обучаемость, - коммуникабельность, - толерантность,
- нравственное развитие, - адекватные самооценка и уровень притязаний;
Эмоционально-волевая:
- соподчинение мотивов,
- работоспособность,
- самоконтроль, - целеполагание,
- оптимизм,
- аккуратность, - мотивация и пр.
СПЕЦИАЛЬНАЯ
Умения и навыки:
- читать,
- писать,
- считать,
- рисовать,
- заниматься музыкой,
- танцевать,
- лицедействовать,
- сочинять,
- конструировать,
- заниматься физкультурой и спортом и др.
Как видно из приводимой нами схемы, нравственные аспекты развития личности занимают вполне определённую «нишу» в структуре психологической готовности. К сожалению, в большинстве исследований фактор нравственного развития ребёнка-дошкольника освещается крайне недостаточно, либо опускается вовсе. Об этом говорит хотя бы тот факт, что методик и диагностик нравственного развития ребёнка-дошкольника на сегодняшний день можно сосчитать буквально по пальцам. К тому же, достаточно велико число концептуальных подходов к пониманию готовности ребёнка к обучению в школе, что создаёт вполне определённые трудности в исследовании отдельных её компонентов.
Тем не менее, можно утверждать, что нравственная готовность, нравственность вообще – одна из «формообразующих» и «цементирующих», по выражению Б.Н.Кедрова [3], категорий в этом смысле.
Нравственность
«заключается в добровольном самодеятельном согласовании чувств, стремлений и
действий членов общества с чувствами, стремлениями и действиями сограждан, их
интересом и достоинством всего общества в целом» [4].
Итак, нравственное воспитание
– целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и
конкретного общества [5]. С течением времени ребенок постепенно овладевает
принятым в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений,
«присваивая» их себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и
утверждение в личности определенного набора нравственных качеств, которые
условно можно разбить на две группы: - первая группа: качества личностной
направленности (нравственные представления, нравственные чувства, нравственные
нормы и привычки и др.); - вторая группа: качества общественной направленности (целеполагание, гуманистические качества, трудолюбие, коллективизм, прагматизм и др.).
К средствам нравственного воспитания дошкольников можно отнести:
- эстетические (литература и искусство, природа);
- трудовые (собственная деятельность детей - игра, труд, учение, художественная деятельность и пр.);
- социальные (мотивы, модели поведения; интересы, идеалы и пр.).
В соответствии с вышеизложенными средствами, всё нравственное воспитание ребёнка принято условно подразделять на нравственно-трудовое, нравственно-патриотическое, нравственно-эстетическое.
Маленький человек, дошкольник ещё только формирует свою нравственность. Но не зря гласит народная мудрость: «Воспитывай дитя, пока поперёк лавки лежит», т.е. родители и воспитатели должны исходить из возрастных особенностей, способностей и возможностей ребенка и семьи, в которой он растет, но «конечным продуктом» должен стать гражданин. В этом смысле можно говорить
о социально-нравственном заказе: какого гражданина растить, какими качествами он должен обладать, какими, напротив, можно пренебречь, и, в конечном счете, каким должен быть сам воспитатель ребенка (мать, отец, воспитатель ДОУ, учитель и т.д.).
Процесс самосовершенствования личности, а стало быть, и нравственное самосовершенствование - бесконечны, но начало этим процессам лежит в дошкольном возрасте и, в особенности, в том периоде жизни человека (едва ли не самом значимом для всей его последующей жизни), который принято называть периодом готовности и адаптации ребёнка к обучению в школе.
Список литературы:
1. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл.ред.
В.В.Давыдов. – Т.1. – М., 1993. – С.223-224.
2. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к обучению в школе. – М., 2002.
3. Кедров Б.Н. О синтезе наук // Вопросы философии. -№3, 1973. - С.77-90.
4. Философский энциклопедический словарь / Ред-сост. Е.Ф.Губский, Г.В.Кораблёва, В.А.Лутченко. – М., 2005. - С.309.
5. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: «Академия», 2001. – С.103.
Критерии готовности к
школе
По каким критериям можно оценивать готовность ребенка к школе?
Когда говорят о "готовности к школе", то имеют ввиду не отдельные умения и
знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.
Мне нравится определение психолога Л. Венгера, который говорил, что этот набор
похож на набор необходимых продуктов, без которых нельзя приготовить
определенного блюда, хотя пропорции его составляющих могут быть разные, они
могут дополнять друг друга, и недостаток одного может компенсироваться бОльшим
количеством другого, но совсем без них обойтись нельзя.
Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный,
эмоциональный и социальный
Интеллектуальная зрелость- это способность концентрировать внимание, способность
уловить основные связи между явлениями (аналитическое мышление); это
дифференцированное восприятие (например, умение выделить фигуру из фона), умение
воспроизводить образец, а, также, достаточный уровень развития
зрительно-моторной координации. Критерием интеллектуальной готовности является,
также, развитая речь ребенка. Можно сказать, что интеллектуальная зрелость
отражает функциональное созревание структур головного мозга.
Эмоциональная зрелость - умение регулировать свое поведение, возможность
достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и
умение общаться, а также способность исполнять роль ученика. Всё перечисленное
является психологической готовностью к обучению в условиях школы.
Это - тот фундамент, на котором строятся знания и умения. Если нет фундамента,
которым является сформированность перечисленных категорий, то надстройки в виде
полученных знаний, умений и навыков (обучение счету, чтению и пр.) будут
рассыпаться, как карточный домик.
Ребенок, который не готов к школьному обучению, не может сосредоточиться на
уроке, он часто отвлекается, теряет нить объяснения, не в состоянии включиться в
общий ритм работы класса. Хотя моя основная работа - это работа с детьми
дошкольного возраста, но мне приходится работать и со школьниками. В основном,
это дети, у которых возникли проблемы при обучении в начальной школе. Очень
часто у таких детей слабо развита связная речь - они не умеют задавать вопросы,
сравнивать предметы, явления, выделять главное. У ребенка, который плохо
подготовлен к школе, нет интереса к познанию, он не стремится к творчеству, а
склонен к шаблонным решениям, он не проявляет инициативы.
5-летний ребенок не будет готов к жестким условиям нашей общеобразовательной
системы просто в силу явной неготовности мозга пятилетнего ребенка к подобным
нагрузкам. Более того, даже не все 6-летки готовы в этом смысле к школе, хотя
они могут уметь читать и считать. Поэтому, говоря о 6-летних детях, так важно, в
каких условиях они будут обучаться. Важен очень щадящий режим во всех смыслах:
игровая форма занятий, не должно быть "интенсивности" при обучении; подходящий
режим занятий, не ограничивающий надолго двигательную активность детей
(например, занятия по математике, русскому языку, письму не должны следовать
одно за другим), не должно быть домашних заданий; для детей, которые после
занятий остаются в группе продленного дня, должна быть предусмотрена возможность
для дневного сна. Одним словом, сама обстановка и проведение занятий для
6-летних детей, должна бы больше соответствовать режиму детского сада, а не
школы в привычном понимании.
Что в возрасте 5-6 лет необходимо уметь малышу к школе?
Ребенок должен обладать, несомненно, навыками общественной жизни, чувствовать
себя уверенно, находясь вне дома. Особенно это относится к "домашним" детям.
Нужно уметь самостоятельно одеваться и раздеваться, переобуваться, завязывать
шнурки, справляться с пуговицами и молниями на одежде, уметь пользоваться
общественным туалетом. Часто взрослые забывают о подобных "мелочах". Ребенок
может быть развитым, обладать определенными знаниями и умениями, но это не
значит, что он готов к школе.
Обязательно нужно заботиться о здоровье: обучение в школе требует значительных
усилий и напряжения всего организма. Поэтому так важна физическая
подготовленность.
Развивайте моторику, это поможет ребенку овладеть навыками письма: играйте в
пальчиковые игры, рисуйте, лепите, работайте с ножницами, делайте аппликации и
фигурки в технике оригами.
Читайте ребенку книги - это один из самых эффективных способов развития речи,
мышления, воображения, внимания, памяти и проч. Но это должно быть не просто
чтение, а активное обсуждение прочитанного, обмен мнениями.
Умение ребенка читать и считать, исходя из моего опыта общения с детьми, их
родителями и педагогами начальной школы, также не будет лишним. Сейчас издается
много литературы в помощь родителям, готовящим детей к школе.
Как выработать усидчивость и подготовить его к школьным урокам по 35-40 минут?
Многое в этом плане зависит от характера ребенка, от его темперамента. А,
главное, если ребенку интересно, то вопрос об усидчивости не возникает.
Усидчивость появляется тогда, когда ребенок сосредоточен и внимателен. А он, как
правило, сосредоточен и внимателен тогда, когда занимается интересным для него
делом. Во многом проблема "усидчивости" в этом возрасте - это профессионализм
педагога, способность увлечь детей, а не просто "обучать" их. Нужно учитывать,
что в этом возрасте (6 лет) детям еще трудно управлять собой до такой степени,
чтобы все было идеально с нашей, взрослой точки зрения.
Известный психолог М. Безруких пишет, что "лишь к 9-10 годам произойдет резкое
изменение, и тогда дети смогут работать длительно, сосредоточенно и без ошибок.
А в 6-7 лет ребенок еще легко поддается реакции, возникающей на непосредственно
действующие привлекательные раздражители и быстро отвлекается". Грамотный
учитель, конечно же, знает об этих возрастных особенностях детей и учитывает их,
планируя ход урока. Конечно, в школе есть моменты "рутинного" плана, которые не
очень интересны, но выполнять их необходимо.
Можно тренировать внимание, сосредоточенность и усидчивость в повседневных
делах. Помните, какое задание было дано Золушке? :-) - "вот тебе два мешка
фасоли: отдели черную от белой и поскорее" - это ведь тоже задание на выработку
внимания и усидчивости. Вот и дома можно заниматься примерно тем же: разложить
столовые приборы по ячейкам, одновременно считая их; разложить поглаженное белье
в стопки и не перепутать носовые платки с полотенцами; и т.д. Хорошо помогают
воспитанию усидчивости настольные игры, игры в конструктор и лего, занятия
лепкой, аппликацией и т.п., то есть те игры, которые продолжаются определенное
время. Доводить начатое дело до конца, не бросая на полпути - это тоже
воспитание не только волевых качеств, но и усидчивости.
Собеседование в школе
Не волнуйтесь, ничего страшного в собеседовании нет. Собеседование, это всего
лишь знакомство, позволяющее преподавателям оценить психологическую готовность
малыша к обучению. Задания в каждой школе свои, но составлены они по единым
принципам, учитывающим три стороны психологической готовности ребенка к школе.
Предлагаем вам примерный список вопросов, которые могут быть заданы малышу во
время первого собеседования.
Определение уровня готовности к обучению грамоте
- Знаешь ли ты буквы? Назови их. (Буквы написаны на карточках и разложены в
алфавитном порядке)
- Прочитай слово (дом, конь, кот, машина) Объясни, что означаю эти слова, или
покажи картинки, где изображены предметы с этими названиями.
- Прочитай предложение ("Мама мыла раму"). О ком говорится в предложении?
- Расскажи рассказ или стихотворение (3-4 простых предложения или четверостишие,
типа "Идет бычок качается...")
- Разложи картинки по порядку и составь рассказ.
- Для проверки слуховой памяти и мелкой моторики: напиши печатными буквами слово
на слух (дом, пол, стол, мама, папа)
Определение уровня готовности к обучению грамоте
- Выяснение временных представлений (Что сейчас - утро или вечер? Что бывает
раньше утро или день?).
- Выяснение пространственных представлений, ориентация на месте (Покажи правую
руку. Покажи левый глаз, правое ухо и т.д.).
- Пересчитай пальцы на руках. На какой больше?
- Положи на стол столько палочек, сколько кружков на рисунке.
- Каких кружков больше? (Перед ребенком кладут пять больших красных кружков и
семь маленьких синих).
- Знание прямого и обратного счета (посчитай от 1 до 10, и обратно, посчитай от
3 до 8, от 6 до 2, и т.д.)
- Назови цифры на картинках.
- Знание геометрических фигур: назови фигуры (перед ребенком выкладывают
вырезанные из картона круг, прямоугольник, квадрат, треугольник). • • Сложи
прямоугольник из двух треугольников.
Выявление представлений об окружающем мире
- Как называется страна, в которой мы живем?
- Назови город, в котором ты живешь.
- Назови свой адрес.
- Как зовут твоих родителей, как зовут твоих бабушек и дедушек?
- Где работают папа и мама?
- Какое сейчас время года? А в какое время года ты пойдешь в школу?
|
|
|
Идея и создание сайта, web-дизайн: Колонтаевская Елена Александровна
Последнее обновление 01.02.2007
|