"Не отбей у ребенка охоту к творчеству" Автор неизвестен
"Ваш мир в красках, формах и линиях" "От каракулей к картинке" Элина Скляренко
Не отбей у ребенка охоту к творчеству
Ваш мир в красках, формах и линиях Некоторые родители интересовались у меня различиями
между фантазиями и ложью. Другие проявляли беспокойство по поводу того, что их
дети оказывались затерянными в мире фантазий. Ложь является симптомом какого-то
неблагополучия в жизни ребенка. Это скорее способ поведения ребенка, нежели
фантазия, хотя иногда оба процесса сливаются друг с другом. Дети лгут потому,
что боятся увидеть себя в истинном свете, столкнуться с действительностью, как
она есть. Они часто впадают в страх, сомнения, склонны к пониженной самооценке
или чувству вины. Они неспособны справиться с окружающей их действительностью и
поэтому прибегают к защитному поведению, и их действия могут быть противоположны
их чувствам. Часто детей вынуждают лгать их родители. Родители могут быть
слишком жестокими или непоследовательными. Ребенок может быть слишком трудным,
чтобы соответствовать их ожиданиям, а родители могут быть неспособны принимать
ребенка таким, как он есть. Тогда ребенок вынужден прибегать ко лжи ради
самосохранения. Когда ребенок лжет, он часто верит себе. Он сопровождает
фантазией поведение, приемлемое для себя. Фантазия становится способом выражения
того, что в реальности вызывает у него беспокойство. Я отношусь к фантазиям
ребенка серьезно, считая их выражением его чувств. Поскольку другие люди как
правило не слышат, не понимают или не принимают его чувств, так же поступает и
он сам. Он не принимает себя и вынужден прибегать к фантазиям и последующей лжи.
Поэтому в таких случаях необходимо ориентироваться скорее на чувства ребенка,
чем на его поведение, начинать узнавать его, слушать, понимать и принимать. В
чувствах ребенка его истинная суть. Через отражение своих чувств в окружающих он
будет начинать познавать и принимать их. Только тогда можно реально оценить, во
имя чего была его ложь, т. е. поведение, которое ребенок использует для
выживания. У детей бывает множество фантастических представлений о событиях,
которые в действительности никогда не происходили. Тем не менее они вполне
реальны для этих детей, но дети часто скрывают их, что иногда приводит к
необъяснимым поступкам. Такие образные фантазии, реальные для ребенка, нередко
способствуют возникновению чувства тревоги и страха. Эти чувства должны
проявиться, чтобы можно было с ними работать и избавиться от них.
Существует много видов фантастического материала. Игра воображения
ребенка - это форма фантазий, которую можно развить далее в импровизированных
спектаклях с участием других детей. Другой способ выражения фантазии - это
изложение историй в самых разнообразных формах: устной, письменной, в виде
кукольных и настоящих представлений на сцене. Поэзия также может быть способом
выражения фантазии. Существуют пространные, направленно развиваемые фантазии и
короткие самопроизвольно возникающие фантазии. Направленные фантазии в основном
проводятся при закрытых глазах, но они могут возникать и при открытых. Иногда мы
выражаем фантазии в рисунках или лепке. В этом случае я прошу детей создать свой
собственный мир на бумаге, используя для этого разные формы, прямые и кривые
линии, цвета, но не изображая ничего реального. Я говорю: "Закройте глаза и
войдите в свое собственное пространство. Всмотритесь в свой мир. На что он вам
кажется похожим? Как бы вы изобразили свой мир на бумаге, используя для этого
только линии (прямые и кривые) и формы? Подумайте о цвете в вашем мире. Сколько
места займет ваше изображение на бумаге? Где на картинке вы расположите себя?"
Пример: Томми, девяти лет, изобразил серию кривых, нечто,
похожее на холмы, и огромное улыбающееся солнце, выходящее из-за холмов. Он
рассказал нам, что он - это маленькая точка за темным холмом, у самого его
подножия. Некоторые из холмов были раскрашены в яркие цвета, а некоторые были
темными. Он использовал кисточку, пастель, простой и цветной карандаши, чтобы
достичь различных оттенков. Он сказал: "Я дорога у подножия холмов и я хочу
взобраться на них. Это сделать нелегко. Некоторые холмы приятные, а некоторые
трудные. Я могу отдохнуть и поиграть на некоторых холмах. Я стараюсь добраться
до вершины, где солнце. Для этого потребуется много времени". Я попросила его
быть солнцем и поиграть с маленькой точкой. Томми (в роли солнца). "Я вижу, как
ты присел отдохнуть. Тебе нужно проделать длинный путь. И все-таки ты это
сделаешь. Я всегда здесь". Он же (в роли точки). "Я стараюсь. Я чувствую, что,
похоже, предстоит длинный путь. Я вижу тебя там, и ты даешь мне тепло. Я буду
стараться". Сам по себе рисунок уже говорит о многом, что уходит глубоко во
внутренний мир Томми. В процессе работы с рисунком я могла бы попросить его
подробнее рассказать о каждом из его холмов, о том, как он ощущает себя в
качестве маленькой точки за холмом, на что это похоже - быть солнцем. Меня
всегда поражает глубина чувств и внутреннее содержание, которое выражают дети
младшего возраста. Когда я пишу об этом через 5 лет, я испытываю такой же
трепет, как тогда, когда я впервые слышала слова Томми, отражающие его
внутреннюю мудрость. Три месяца спустя после этого занятия та же самая группа,
включая Томми, работала с глиной. Я объяснила детям, как делать абстрактные
фигуры, которые могли бы быть их миром в настоящее время и определить с помощью
символа свое место в этом мире. Томми вылепил высокую пирамиду с маленьким
мячиком, покоящимся на вершине. Он описал свой глиняный мир, свои чувства во
время работы с глиной и под конец сказал: "А этот маленький шарик на вершине -
это я". Тот час же один ребенок вспомнил его прежний рисунок и напомнил ему об
этом. С сияющим лицом Томми сказал: "У! Я полагаю, что в конце концов мне не
пришлось слишком долго добираться до вершины!". Это поразило меня как яркое
подтверждение возрастания положительного отношения Томми к его собственному миру.
Побольше идей для фантазий и рисунков. Далее я излагаю
некоторые указания и описываю методики, используемые мною для того, чтобы дать
возможность ребенку выразить свои эмоции и фантазии. Ими ни в коей мере не
исчерпываются все возможности; они, скорее, перечисляются, чтобы наметить общую
концепцию занятий, которые я провожу с детьми сама, о которых я читала, слышала,
думала или которые собиралась использовать. Простор для идей в этой области так
же безграничен, как и воображение. Некоторые из этих идей описываются более
подробно в других разделах книги. Предоставьте ребенку
разнообразные материалы на выбор бумагу разного формата (прекрасным материалом
являются газеты, краски, кисточки, карандаши, пастель, цветные карандаши, толсты
кисти. Дети также получают удовольствие от технических приспособлений.
Используйте иногда кухонные таймеры, секундомеры, различные счетчики (например,
для подсчета стоимости продуктов на рынке), счеты и т. д. Вы можете сказать.
Сейчас мы будем в течение минуты смотреть на этот цветок. Я засеку время по
секундомеру и затем попрошу вас сделать рисунок - не цветка, а тех чувств,
которые вы испытываете, глядя на него, или того, что вы почувствуете, когда
закончится время. Попробуйте выразить свой мир в виде зрительных образов,
представленных в цветах, линиях, формах, символах. Как выглядел бы мир, если бы
он был таким, как вам хочется. Проделайте некоторые дыхательные упражнения;
изобразите теперь то, что вы чувствуете. Нарисуйте, что вы делаете, когда вы
сердиты; что заставляет вас быть сердитым. Изобразите жуткое место, еще
что-нибудь жуткое; последний раз, когда вы плакали, место, которое делает вас
счастливыми; как вы себя чувствуете в данный момент; как бы вы хотели себя
чувствовать. Для детей дошкольного возраста можно
использовать макрамэ, рисование бабочек, живопись красками с помощью пальцев,
автомобильную краску (автоэмаль высыхает быстро и с помощью ее капель можно
создавать прекрасные фантастические картины). Вы можете
сами нарисовать ребенка и предложить ему прокомментировать рисунок.
В группе могут выделяться пары, в которых один рисует другого, рисуют
какую-нибудь вещь совместно с партнером, согласуя тему, смешную картинку,
головоломку и т. д.; карту дорог своей жизни (отметьте хорошие места, ухабы,
препятствия), изображающую места, где вы когда-то бывали или те, которые
собираетесь посетить. Пусть дети используют краски, линии, формы, легкие мазки,
жирные мазки, длинные и короткие штрихи, яркие цвета, темные и матовые цвета,
длинные и короткие, тонкие и толстые фигуры. Пусть дети
работают быстро. Если вы заметили какой-то стереотип, заставьте их поупражняться
в действиях, противоположных тем, к которым они привыкли. Предложите ребенку
сказать вам, что нарисовать и когда вам это рисовать. Многие из описанных тем
могут быть использованы не только для рисования, но и для литературного
творчества, лепки и т. п. Побольше идей для фантазий и рисунков Нарисуйте: как вы чувствовали себя вчера, сегодня, как чувствуете себя
сейчас и как будете чувствовать себя завтра; что значит быть эгоистичным,
глупым, сумасшедшим, безобразным. Изобразите что-нибудь из того, что вам
хочется, какой-нибудь секрет. Что значит быть одиноким, быть вместе с другими,
быть серьезным, быть глупым? Нарисуйте картинку, изображающую вас самих
соответственно вашим представлениям о том, как вы выглядите. Предоставьте себе
возможность просто водить рукой по бумаге и делать ею все, что угодно. Работая с детьми, можно также произносить слова и предлагать детям быстро
рисовать то, что представляют эти слова: любовь, ненависть, красота, тревога,
свобода, милосердие и т. д. Изобразите, как вы чувствуете себя в роли женщины или мужчины, ребенка или
взрослого, мальчика или девочки. Как вы себе представляете, какие ощущения вы
испытывали бы, если бы были лицом другого пола? Нарисуйте себя в виде зверя и
среду, в которую вас поместили, образ вашей матери (отца), используя цвета,
линии и формы. Мысленно вернитесь назад к тому времени, когда вы были очень
маленькими, и изобразите что-нибудь, что делало вас счастливыми, приводило в
состояние возбуждения, вызывало хорошее самочувствие; что-нибудь из того, что вы
имели, что-нибудь из того, что вы делали, кого-нибудь из ваших знакомых,
что-нибудь, что вас огорчало, и т. д. Рисуйте это так, как будто вы находитесь в
том возрасте, когда это происходило. Нарисуйте что-нибудь, чего бы вы хотели,
когда были маленькими. (Когда ребенок рассказывает или упоминает о чем-нибудь,
попросите его нарисовать эту вещь: физическую боль, происшествие, чувство и т
д.)- Нарисуйте воображаемое животное. Будьте этим зверем: что он мог бы делать?
(Работая с группой, предложите изобразить двух зверей, сражающихся друг с
другом. Пусть каждый нарисует одного из этих зверей или обоих и напишет или
продиктует по три слова, чтобы описать каждого зверя.) Теперь побудьте в роли
зверя и расскажите о себе. Нарисуйте что-нибудь, что вам не нравится из того,
что я делаю, а я нарисую что-нибудь, что не нравится в ваших действиях мне.
Нарисуйте что-нибудь, тревожащее вас. Изобразите три желания. Представьте себе,
что у вас сегодня есть возможность достичь чего-то из того, что вы хотите
получить в этом мире. Нарисуйте то, чего вы хотели бы достичь. Если бы вы были
волшебником, где хотелось бы вам быть? Нарисуйте подарок, который вам хотелось бы получить; что вам хотелось бы
подарить. Кто мог бы вам его подарить? Кому вы могли бы его подарить? Нарисуйте:
что-нибудь из того, что вы не хотели бы делать; что-нибудь из того, из-за чего
вы чувствуете себя виноватым; ваши возможности, что-нибудь из того, чего вам
нужно избежать. В качестве тем для рисунков можно использовать множество других
вещей: фантазии, рассказы, звуки, движения, достопримечательности. Можно также
комбинировать рисование с сочинением литературных произведении, стихов. От каракулей к картинке
Идея и создание сайта, web-дизайн: Колонтаевская Елена Александровна
|