"Детский садик"

http://kinder-garten.narod.ru

"Беседа - поговорите со своими детьми"
Автор неизвестен

"Общение ребенка со сверстниками в дошкольном возрасте"
Ремизова Г.Е.

"О проблемах в общении"
Н.Зырянова

"Умеет ли ваш ребенок дружить?"
Автор неизвестен

  Беседа - поговорите со своими детьми
Потребность в общении - жизненная необходимость, она рождается вместе с человеком. Говорите с малышом, и он будет счастлив от общения с родителями. Побуждайте его к высказыванию своих мыслей, задавайте ему вопросы и учите отвечать на них.
Попробуйте сыграть в несложную игру. Спросите у друзей, какие, по их мнению, претензии предъявляют современные подростки своим родителям. Слишком большая строгость, излишняя опека, недостаточная свобода, чрезмерная занятость родителей, частое их отсутствие, недостаточное внимание с их стороны? Угадайте! А ответ таков: большинство подростков хотели бы чаще беседовать с родителями и в первую очередь сожалеют о том, что не могут свободно поговорить с ними обо всем. Таким образом, подростки ставят на первое место не только свободу, а и необходимость более тесного общения с родителями. Самое непосредственное отношение это имеет и к детям до 4 лет. Потребность в общении - жизненная необходимость, она рождается вместе с человеком. О ней уже столько говорилось, что неловко лишний раз повторять, тем не менее, приходится, поскольку эта банальная истина известна еще не всем. Ребенку необходимо, чтобы с ним разговаривали с первых часов его жизни, в 2 года, в 10 лет, в 15, всегда; конечно, разговаривать надо по-разному, с учетом возраста, но всегда. И ему также необходимо, чтобы его слушали.

В педагогической практике беседу обычно используют при изучении индивидуальных особенностей личности ребенка. При неадекватных поведенческих реакциях рекомендуется беседа, направленная на выявление причин такой реакции, на организацию и мобилизацию защитных механизмов психики для нейтрализации психических травм и внутренних конфликтов. Беседа также способствует усвоению знаний и действий ребенка, его ориентации в различных жизненных ситуациях. Она обобщает жизненный опыт ребенка, создает возможность выбора правильных решений и действий в общении с другими людьми.

Родители часто бывают разочарованы разговорами с детьми. Бесконечные "почему?" раздражают их. Подобный разговор с детьми кажется им изнурительным и бесконечным. Дети также часто избегают разговоров с родителями. Им не нравятся наставления и укоры. Конечно, такие диалоги происходят не от недостатка любви, а от непонимания родителями ребенка.

Говорите с малышом. Ведь постоянные диалоги с ним учат ребенка мыслить, сравнивать информацию, обобщать ее. Ребенок познает мир. У него формируется система знаний. И в этом поможет малышу взрослый, который знакомит его, прежде всего, с тем, что ребенку положено знать. Все это преподносится в доступной для ребенка форме и от простого к сложному. Говорите с ребенком о людях, о природе, о животных. В процессе изучения окружающей действительности у малыша формируется опыт поведения в кругу сверстников, в кругу взрослых.

Помогите ребенку научиться наблюдать, анализировать характер деятельности людей (труд, творчество, повседневный быт). Поговорите о предметах, применяемых в трудовой деятельности человека. Малышу будет интересно узнать о результатах труда человека (работа на огороде - овощи, фрукты, озеленение парков и т.д.).

Заинтересует ребенка и тема "человек и животный мир". Побеседуйте о домашних животных, о том, что человек получает от них (от коровы - молоко, от овцы - шерсть, от курицы - яйцо). О жизни диких животных дети знают из сказок. Расскажите им о настоящих диких животных, их повадках. Попросите ребенка вспомнить о внешнем виде животных, как домашних, так и диких. Понаблюдайте с ребенком за жизнью птиц, насекомых в парке.

Ему интересно будет узнать о временах года. Лучше это делать во время прогулки. Показать, как меняется природа с наступлением очередного времени года. И даже если ребенок что-то знает об этом, вы найдете какие-то тайны у природы и расскажете ему (о животных, насекомых зимой, например).

Много поводов поговорить с малышом найдется и дома. Пусть он будет помощником в ваших делах. Обсудите с ним проблемы чистоты в доме, и он расскажет о предметах ухода за чистотой. Дайте ему посильную работу (например, подмести пол). И даже если вас будет раздражать его неумение держать щетку или веник, потерпите, покажите, как это делается. Пусть он попробует, а затем переключите его внимание на какое-то другое дело. Общение, участие в важном домашнем деле еще больше сблизит вас и вашего ребенка. В игре моделируйте ситуации и явления окружающей жизни (жизнь в городе: магазины, транспорт, светофор, перевозка грузов). Если ребенок играет с животными, то обсудите, что едят эти животные, где живут.

В процессе бесед развивайте способность детей понимать речь окружающих, воспитывайте внимание ребенка к окружающему миру, постарайтесь в доступной для понимания ребенка форме устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями.

Говорите с малышом, побуждайте его к высказыванию своих мыслей, задавайте ему вопросы и учите отвечать на них. Почитайте ему сказку, стихи, обсудите их. А если вы посетили с малышом зоопарк или просто в парке покормили белочку, поговорите о животных. Посмотрели в театре сказку, побеседуйте, пусть малыш расскажет, какие герои ему особенно понравились.

Постепенно ребенок станет более любознательным. И вы приятно удивитесь тому, какие вопросы он будет вам задавать, и тому объему знаний, который он усвоил. Беседовать с ребенком - не означает, что нужно делать это с утра до вечера. На прогулке, по дороге из детского сада, во время совместных домашних дел, во время игры - все это время необходимо использовать, чтобы поговорить с ребенком. И он будет счастлив от общения с родителями, будет спокойнее и счастливее от сознания того, что родители его любят. Ничто не заменит тепло матери и внимание отца.

Общение ребенка со сверстниками в дошкольном возрасте
В дошкольничестве впервые возникает деятельность, свободная от влияния взрослых, - это общение со сверстниками. Чем же оно отличается от общения ребенка со взрослым?
Общаясь со взрослым, ребенок просто воспринимает его точку зрения, но не переосмысливает ее, не перепроверяет. Взрослый для ребенка - образец, практически, трудно достигаемый.

В общении со сверстником у ребенка совсем иная позиция. Точка зрения, особенно не совпадающая с его собственной, тщательно обдумывается, мнение сверстника можно попытаться и изменить, чего нельзя сделать при общении со взрослым. Общение только со взрослыми не дает личностного и познавательного развития. Ребенок должен выработать свою точку зрения, сделать моральный выбор. Только общаясь со сверстником, ребенок может стать, действительно, равным партнером в общении. Сверстник выступает объектом сравнения с собой, это та мерка, которая позволяет оценить ребенку себя на уровне реальных возможностей, увидеть их воплощенными в другом.
Какова специфика общения со сверстниками?
• Общение со сверстниками более многообразно, чем общение со взрослыми. В игре детей могут проявляться те качества и личностные характеристики, которые не проявляются в общении со взрослыми, например, способность придумывать новые игры.
• В общении со сверстниками всем видам деятельности присуща яркая эмоциональная насыщенность. Ребенок приобретает способность сочувствовать другому, переживать чужие радости и печали как свои собственные, становиться эмоционально на точку зрения другого.
• Все формы обращения к сверстникам гораздо менее нормативны и регламентированы.
• В общении со сверстниками у ребенка больше возможность проявлять инициативу.

А что же взрослый? Неужели он не может вмешиваться в общение между детьми?
Давайте посмотрим, как развиваются формы общения ребенка и какова здесь роль взрослого.
Внимание к сверстникам может проявляться уже в возрасте 1 года (а может и не проявляться!), но если оно есть, то это еще не означает, что оно сформировалось до конца. Где-то к 1 г. 7 мес. внимание к сверстнику становится устойчивым, но ребенок еще не умеет привлекать внимание другого к себе адекватными способами. Такое умение может появиться после 2 лет.

Но даже в 3-4 года ребенок вполне может обходиться один, не обращая ни на кого внимания, играя один. Может только проявлять интерес, наблюдая за другим, но не вступая в контакт. Может подражать играющему рядом ребенку, но опять-таки, не общаясь. А может и обмениваться игрушками с другим ребенком, а потом сказать, что он играл один!
Здесь вмешательство взрослого может оказаться как раз кстати. Поскольку единственной формой общения являются симметричные игры, т. е. обмен игрушками друг с другом, основанный на подражании, то Вы вполне можете подготовить свое чадо к этому - показать, как это здорово - поменяться игрушками! Ты - мне, я - тебе, и еще раз... Взрослый, таким образом, создает общий игровой замысел.

К 4- 5,5 годам появляется связная игра, но ребенок еще не умеет сам создавать игру с другими, распределять роли. Вот тут Вы и можете ему помочь, постепенно учить детей организовывать микроигры, а средством организации игры будет служить обыкновенная считалка. В 5-6 лет появляется феномен первой детской дружбы. Возникает стойкая избирательность - хочу играть только с ним!
В детском саду многие впервые получают возможность завязать дружбу. У детей, имеющих друзей, более позитивная самооценка, они более уверенны в себе. Поддерживать дружбу - значит, делиться игрушками, какими любимыми они бы не были, заступаться друг за друга, помогать в чем-то. Друзья учатся договариваться о том, чтобы время от времени меняться ролями в игре, мириться друг с другом, если произошла ссора, просить прощения у другого, сохранять общие секреты и тайны.
В детской дружбе уже сложно найти место взрослому, ведь ее нельзя навязать. Если Вам не нравится лучший друг ребенка - никогда не критикуйте его, тогда для Вашего ребенка он будет выглядеть еще привлекательнее. С возрастом избирательность привязанностей Вашего ребенка будет расти, все больше освобождаясь от ситуативных воздействий (например, внешней привлекательности или дисциплинированности), а в школе у него появятся новые друзья.

О проблемах в общении
Сейчас многие дети впервые начинают посещать детские коллективы в возрасте 4-5-ти лет. Как правило, это связано с желанием родителей подготовить детей к школьному обучению: детей «отдают» в различные центры дошкольного образования, обучения и развития. В этих группах детям приходится вступать в общение с другими детьми, и родителей часто волнует, как ребенок будет строить это общение, сможет ли он найти общий язык со сверстниками, примут ли они его, не отвергнут ли, будут ли с ним взаимодействовать.
Это беспокойство родителей понятно: не всем детям удается легко и без проблем наладить общение со сверстниками, многие при этом испытывают определенные трудности. Как правило, можно заранее предсказать, будут ли у ребенка такие проблемы.

Если дошкольник в реальной жизни и общении с близкими людьми проявляет следующие негативные характеристики: неспособность сопереживать другому человеку, откликнуться на эмоциональное состояние близких людей, отсутствие способности к эмоциональной саморегуляции и контролю за своим поведением, множество отрицательных эмоций и страхов, - можно предположить, что у него будут трудности в общении с другими детьми.
Совсем не нужно ждать, когда у ребенка проявятся проблемы в общении. Если родители предполагают, что так будет, лучше всего заранее заняться развитием коммуникативных способностей ребенка.
При этом нужно помнить, что общение ребенка – это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать, использовать жесты, мимику для выражения своих мыслей, а также осознание себя и других людей и учет их в ходе общения.

Очень часто проблемы в общении бывают у детей с дефектами личностного развития – у агрессивных, конфликтных, застенчивых, неуверенных в себе, беспокойных, замкнутых детей, а также у детей с нарушениями речевой функции. Таким детям недостаточно развивать только коммуникативные навыки, им требуется комплексная помощь, подразумевающая корректирование и развитие необходимых качеств личности.

В последние годы было издано немало научно-популярных книг, методических пособий для родителей, воспитателей, педагогов и детских психологов, посвященных проблеме развития коммуникативных способностей детей. Родители, опасающиеся того, что их ребенок будет испытывать трудности в общении со сверстниками, могут воспользоваться этой литературой для организации занятий с детьми в домашних условиях. Такая работа часто оказывается достаточно эффективной.

В случаях, когда родителям самим не удается помочь ребенку, необходимо обращаться к психологу. Разработаны специальные тренинги, упражнения и игры для детей-дошкольников, способствующие развитию у них навыков общения.

Главное, «не запускать» ребенка. Родители должны помнить, что если они не научат своего ребенка грамотно общаться с детства, эта проблема будет сопровождать его всю жизнь. 

Умеет ли ваш ребенок дружить?
Общение со сверстниками играет очень важную роль в социальном и интеллектуальном развитии ребенка. С друзьями ребенок учится взаимному доверию и уважению, общению на равных, всему тому, чему родители не могут его научить.
Неспособность ребенка заводить друзей или дружить с кем-либо длительное время начинает проявляться уже в детском саду. Первым настораживающим признаком служит обычно то, что ребенок не рассказывает родителям ничего о детях из своей группы или рассказывает о них неохотно. Поговорите с воспитателем группы, может быть, она подтвердит ваши опасения.

Если вашему ребенку меньше 6 лет и у него мало друзей или их нет совсем, то, скорее всего, социальные навыки усваиваются им медленнее, чем другими детьми, и возможно, чтобы научиться дружить, ему понадобится ваша помощь. И начать здесь нужно с умения подходить к другим детям и завязывать разговор. Для этого лучше выбрать самого общительного и дружелюбного ребенка в детсадовской группе или во дворе. Как и рекомендуется в известной песне, легче всего начать разговор именно с улыбки. Потом можно сказать: «Привет, меня зовут… Можно поиграть с тобой?»

Время от времени ребенок даже с нормальными социальными навыками может замыкаться в себе. Обычно это случается при разводе родителей, смене школы или детского сада, при переезде в другой город и в других стрессовых для ребенка ситуациях. Насколько это возможно, вам следует подготовить ребенка к предстоящим переменам, обсудив с ним, что происходит, что изменится в его жизни после этого, и как ему нужно себя при этом вести.

При этом не важно, сколько друзей будет иметь ребенок.

Количество друзей, необходимое ребенку, зависит от того, насколько он робок или, наоборот, общителен. Чтобы развить в себе навыки общения, стеснительному ребенку достаточно иметь двух-трех хороших друзей, тогда как экстраверты отлично чувствуют себя в большой компании. Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок пользовался популярностью среди ровесников. Главное при этом – проявить объективность и оставить в стороне ваши собственные предпочтения. Трудность начинается, когда у родителей и ребенка разные темпераменты. И общительные родители, у которых стеснительный ребенок, могут начать слишком давить на него, полагая, что то, что было для них хорошо в их детстве, должно подходить и для их ребенка. Родителя-интроверта может, напротив, заботить слишком большое число приятелей у ребенка, тогда как ему кажется, что лучше иметь одного, но верного друга.

Хорошо, когда ребенок окружен большим числом приятелей. Но что касается по-настоящему близкой дружбы, принцип «чем больше, тем лучше» перестает действовать. Даже очень общительному ребенку может не хватать той крепкой взаимной дружбы, которая ему действительно нужна, в которой его понимают и принимают таким, какой он есть.

Число друзей варьируется по мере взросления ребенка, так же, как меняется с возрастом и сама концепция дружбы. У дошкольников и младших школьников друзьями, как правило, становятся наиболее доступные им для игры дети, обычно соседи по двору. И поскольку многие дети удовлетворяют этому критерию, то на вопрос «Кто твои друзья?» ребенок младшего возраста обычно выдает целый список имен.

Позже круг друзей сужается. Дети начинают выбирать друзей, исходя из собственного вкуса и взаимных интересов, зачастую выбирая друзей по своему образу и подобию. Причем своему кругу друзей дети остаются верны довольно долгое время. Но, несмотря на такую прочную связь, в подростковом возрасте былая дружба может распасться, если один из друзей физически и эмоционально развивается быстрее, чем другой. Например, один друг начинает встречаться с девушками, а другой довольно инфантилен и ни физически, ни эмоционально к этому не готов.

Но, независимо от того, 5 или 15 лет ребенку, неумение дружить или потеря друга является для него тяжелым испытанием. И родители по мере сил должны помочь ему справиться с трудной ситуацией.

Чем же могут помочь родители?

• Создавайте возможности для дружбы. Периодически спрашивайте у ребенка, не хочет ли он пригласить в гости своего друга или устроить вечеринку для своих друзей или соседских детей. Пригласите одного из детей к себе домой, дети легче находят контакт, общаясь один на один. Найдите ему занятие по душе, спортивную секцию или кружок рукоделия, где ребенок мог бы встречаться и общаться со своими сверстниками.
• Научите ребенка правильному общению. Когда вы обсуждаете с ребенком, как принимать в расчет чувства другого человека, учите его сочувствию и справедливости, вы прививаете ему очень важные социальные навыки, которые в дальнейшем помогут ему не только найти верных друзей, но и дружить в течение долгого времени. Дети могут научиться состраданию уже в 2-3-летнем возрасте. Если у них возникает конфликт с другом, посоветуйте им возможные пути решения этого конфликта. Хвалите ребенка за хорошие, добрые поступки и порицайте, когда он выказывает эгоизм.
• Обсуждайте с ребенком его друзей и его социальную жизнь, даже если он уже подросток. Зачастую дети, особенно старшего возраста, неохотно говорят о своих проблемах с друзьями. Но им, тем не менее, необходимо ваше сочувствие и помощь. Если ваш ребенок заявляет «Меня никто не любит!», не следует утешать его такими проходными фразами, как «Мы же с папой тебя любим.» или «Ничего, найдешь себе новых друзей.», ребенок может решить, что вы не принимаете всерьез его проблемы. Вместо этого, постарайтесь, чтобы он откровенно рассказал о том, что у него произошло, поссорился ли он с лучшим другом, или чувствует себя в классе «белой вороной». Проанализируйте с ним возможные причины конфликта: может быть, у друга было плохое настроение и т.д., и постарайтесь найти пути к примирению.

Чем старше становится ребенок, тем больше на его самооценку начинает влиять его успех в детском коллективе и мнение о нем других детей. И если у ребенка нет друзей, ему не звонят по телефону и не приглашают на дни рождения, то ребенок начинает чувствовать себя изгоем. Это тяжело не только для самого ребенка, в этой ситуации его родители также чувствуют обиду на других детей, их родителей и даже на своего ребенка за то, что тот «не такой как все». Кроме того, родители зачастую чувствуют и свою вину в происходящем. Но вмешательство родителей в возникшую ситуацию должно быть очень осторожным. Вы можете морально поддерживать ребенка и помогать ему советом, но, в конце концов, разрешить проблему ребенок должен сам.

 

Идея и создание сайта, web-дизайн: Колонтаевская Елена Александровна
Последнее обновление 01.02.2007



Hosted by uCoz