«Что такое развивающие игры»
педагог-новатор
Борис Павлович Никитин
"Игра Никитина "Рамки и
вкладыши Монтессори геометрические»
Лена Данилова
"Игры Никитина»
О. Шлосс
"Интеллектуальные игры Никитина: с чего начать и
как играть?»
Наталья Виноградова
| ЧТО ТАКОЕ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ «Понимание атома это детская игра по сравнению с пониманием детской игры»
(X. Хогленд, физиолог)
Игры создают своеобразный микроклимат для развития творческого интеллекта.
Развивают разнообразные качества: внимательность, память, особенно зрительную;
умение находить зависимости и закономерности, способность классифицировать и
систематизировать материал; способность к комбинированию, т.е. умение создавать
новые комбинации из имеющихся элементов, деталей,4 предметов; умение находить
ошибки и недостатки; пространственное представление и воображение; способность
предвидеть результаты своих действий.
В совокупности эти качества составляют то, что
называется сообразительностью, изобретательностью,
творческим складом мышления.
Трудно спорить с утверждением, что человеку с
творческим складом ума легче не только изменить профессию,
но и найти творческую «изюминку» в любом деле, увлечься
любой работой и достичь высоких результатов.
Эти игры подготовят мозг маленького человека к
интенсивным, вязким нагрузкам, делают его сильнее
интеллектуально; так же как физические упражнения
тренируют и укрепляют мышечную систему. Первое условие успешного развития -
раннее начало. Но когда именно начать? Интересно, что ни у кого не возникает
подобного вопроса, когда учат ребенка разговаривать. С ним просто говорят со дня
его рождения. Наступает момент - произнесено первое слово! Условия для того,
чтобы это произошло, были обеспечены заранее, они опережали развитие речи,
непрерывно стимулировали его, и созревание соответствующих отделов мозга шло
успешно. Поступите подобным образом в развитии других способностей и результат
не заставит себя ждать.
СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТЬ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР.
1 Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает сам.
2.Задачи даются в различной форме, знакомя ребенка с разными способами передачи
информации.
3.Задачи расположены в порядке возрастания сложности. т. е. от простого к
сложному.
4. Задачи имеют широкий диапазон трудностей: от доступных 2-3 летнему ребенку до
непосильных среднему взрослому. Поэтому возбуждают интерес в течении многих лет.
5.Игры позволяют идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать
свои творческие способности.
6. Нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом, нельзя объяснить
способы и порядок решения задач, ребенок учится все брать
сам из реальной действительности. (Если вы сами будете делать по утрам зарядку,
вряд ли это сделает вашего ребенка физически развитым, не так ли?)
7.Нельзя требовать и добиваться. Возможно малыш не дорос, не созрел и надо
подождать день, неделю, месяц или даже больше.
8.Решение задачи предстает не в абстрактной форме, а в виде реальных и.
осязаемых вещей. Это позволяет самому сопоставлять и проверять точность
выполнения задания.
9.Игры не исчерпываются предлагаемыми заданиями, что позволяет составлять новые
задания, т. е. творить.
10.Игры позволяют подняться до «потолка» своих возможностей, где развитие идет
наиболее успешно.
11.Играя в эти игры со своими детьми, папы и мамы незаметно для себя приобретают
очень важное умение сдерживаться, не мешать малышу самому размышлять и принимать
решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.
12.Придерживайтесь основополагающих рекомендаций и тогда: настойчивость,
целенаправленность, желание думать и искать оригинальные решения станут одними
из качеств вашего ребенка.
МЫ НАЧИНАЕМ ИГРАТЬ
Способ игры зависит от возраста и уровня развития ребенка. У детей 1,5-2 года
развита способность копировать, «обезьянничать», они любят делать так, как
старшие. Но мелкие вещи, мелкие рисунки их еще не привлекают. Вот эту
особенность малышей схватывать большое, главное, самое заметное и надо
использовать.
Кроме того, надо помнить о первых впечатлениях от игры. Совсем не безразлично,
как вы высыпали игру первый раз. Если вы на глазах малыша открыли крышку и -
бух! - с грохотом высыпали игру да так, что ее элементы разлетелись в стороны ,
а малыш даже вздрогнул от неожиданности, то не удивляйтесь потом, когда самым
любимым занятием станет точно такое же «бух!», вместо аккуратного выполнения
заданий.
И так, аккуратно извлеките игру и подбадривая малыша, переходите от задания к
заданию, внимательно замечая и быстроту работы, и точность, и другие достоинства
его действий. Зерна аккуратности и точности в работе, сосредоточенности и
внимания дадут ростки именно здесь, в игре. Сколько заданий можно выполнить за
одну игру, сказать трудно. Может быть, 5-ть, а может быть и 10-ть - все зависит
от настроения ребенка и его возможностей. Если работа идет споро, доволен и
малыш, довольны и вы, значит все в порядке!
Хорошо у тебя получается! Я не ожидал. Ну, на сегодня хватит! Завтра еще
поиграем, - мягко предложите вы закончить, но ... это пробный камень. Главное
как отнесется к предложению малыш. Если он расстроен и готов заплакать, потому
что ему «хочется еще поиграть», уступите, покажите ребенку еще 1-2 задания. Если
вы свое слово обычно держите и малыш верит вам, то он согласится с тем, что
«завтра еще поиграем». Это наиболее удачный итог первой игры. Не плохо, когда
малыш сразу соглашается: - А завтра мы еще поиграем?
Обязательно найдите время поиграть и завтра, и послезавтра, и через 2-3 дня...
Такая волна интереса к игре, когда малыш играет несколько дней подряд, например,
5-7, наиболее удачное начало. Во-первых, за это время и вы, и малыш сможете
втянуться в игру, почувствовать какой-то интерес к ней. Во-вторых, малыш успеет
пройти через все уже посильные для него задания, и вы узнаете его «потолок»
возможностей в данное время. В-третьих, вы за неделю наверняка научитесь
«чувствовать малыша» (если раньше вам не приходилось этого делать.) В игре, где
вы не можете ни объяснять, ни подсказывать, ни помогать, а только наблюдать за
самостоятельным его движением и продвижением и создавать условия для него. А это
умение чувствовать малыша очень важное умение для руководства развитием в любой
области. Оно позволит вам «не пересаливать» с дозой игры, т.е. не доводить до
пресыщения ею, а держать малыша чуть-чуть «впроголодь», и значит вовремя
начинать и заканчивать ее. Кроме того, оно позволит узнать, когда «волна»
интереса начинает спадать и значит, наступила пора на некоторое время отложить
«забыть» игру.
ИГРАЕМ ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА.
Каждый раз начиная игру для «разгона» надо выполнить несколько прежних, уже
покорившихся заданий, и только потом давать новые. Вообще переход к трудным
заданиям пробный камень и для искусства старших играть с детьми, и испытание для
самих детей. Легче всего преодолеть его «забыть» о нем на месяц два. После
перерыва, с новыми силами и взяв «большой разгон», т.е. вернувшись к
сравнительно легким, малыш может почти сразу взять неприступное прежде задание.
Когда игра для ребенка становится интересной, он сам просит: «Давай поиграем!»;
тогда можно подумать о том, чтобы не просто изредка давать игры для
самостоятельной игры, но и поощрять эту самостоятельность всеми средствами. Тут
дело не только в том, что высвободится время у взрослых, а в том, что играя
самостоятельно ребенок учится контролировать себя, сравнивать свои результаты,
оценивать свои результаты, оценивать свои силы и возможности в этом начало
самостоятельности мышления, очень важной стороны творческих способностей.
Самостоятельная игра особенно эффективна, когда после каждой встречи с игрой
ощутимо движение, новый шаг вперед, заметный для взрослого и для самого ребенка.
За успехами продвижения обязательно надо следить и записывать победы в дневник.
Малыши, чувствуя заинтересованность старших, и сами стремятся покорить побольше
заданий.
Когда малыш будет справляться со всеми заданиями, можно давать задания на время.
Улучшая каждый раз свой рекорд, т.е. сокращая время на разборку и укладку, малыш
учится находить рациональные приёмы работы. Экономить время и постепенно из
медлительного становится быстрым и расторопным. А если есть несколько комплектов
игры, то можно устраивать настоящие соревнования со всеми спортивными
атрибутами.
МОЖНО СОРЕВНОВАТЬСЯ С ДРУГИМИ.
Когда есть несколько комплектов игры, можно организовать «соревнования». Их
хорошо устраивать, если силы участников примерно равны, все знакомы с игрой, или
те, кто мало знаком с ней, старше остальных по возрасту. Предлагая сложить
задание эдентичное образцу, подготовленному заранее из свободного набора или в
виде аппликации из цветной бумаги. Сложивший, задание первым и является
победителем. Победителя можно и наградить, но так, что бы проигравшим не было
обидно, а весело, и чтобы в таких соревнованиях хотелось бы снова всем
участвовать. Тут фантазии и творчеству взрослых большой простор.
МЕТОД «ЛЕДОКОЛА», ИЛИ ШАГ НАЗАД ДВА ШАГА ВПЕРЕД. Начинать игру лучше всего с
заданий, достаточно легких для ребенка, чтобы он чувствовал удовлетворение от
успешной работы. Но вот он добрался до трудного задания и, несмотря на все
усилия, сегодня его не одолел. Как же быть завтра? Начать с этого трудного? Нет,
лучше попробовать взять препятствие «с разгона», т.е. начать игру с более легких
или с уже преодоленных заданий и только в конце подойти к трудному, пока
неодолимому. Так ледокол пробивает себе дорогу во льдах, если лед очень толстый
и крепкий: отойдет назад, а потом, снова вперед и набирает скорость по уже
пробитой дороге, пока на полном ходу не врежется в целый лед. И крошит его, пока
не потеряет инерцию и не остановится. Тогда снова отходит немного назад, и опять
все сначала.
Метод «ледокола» нужно использовать и в развивающих играх, так как он вселяет в
ребенка веру в собственные силы и учит самостоятельности. Ну, а если и метод
«ледокола» не помогает, если в лед вмерз целый айсберг? Как быть?
Нужно «обойти» этот айсберг. Просто пропустить неподатливое задание и взять
какое-нибудь из следующих, стоящих после, но не всегда обязательно более
трудное. И есть наконец, еще выход из трудного положения. Оставить эту игру до
нового увлечения. Играя в другие игры, ребенок растет, набирается сил и через
месяц другой может с первого захода одолеть когда-то непосильное для
него задание.
Все эти методы «разбивания льдов» ребенок может не осознавать, но интуитивно
чувствовать, как лучше поступить, какой путь выбрать. А на долю взрослого в
таких трудных случаях выпадает обязанность, во-первых, похвалить ребенка за уже
достигнутое, а во-вторых, поддержать бодрость духа на будущее и пояснить, что
сразу ни у кого не получается и даже папа в его возрасте еще не мог решать такие
трудные задачи.
1. УНИКУБ
Эти универсальные кубики вводят малыша в мир трехмерного пространства. А раннее
развитие пространственного мышления поднимает возможности на целую ступень выше
обычного житейского уровня и делает ребенка сильнее интеллектуально.
Однажды автору этих строк рассказали, что в Югославии есть учитель начальной
школы, который делает точно такую же игрушку и раздает по коробочке в каждую
семью, из которой придет к нему через год ученик в первый класс. Он просит папу
или маму играть с малышом в эти кубики, потому что тогда, говорит он, малыш
будет легко усваивать арифметику, алгебру, геометрию и тригонометрию.
На собственном опыте мы убедились, как удивительно широк диапазон заданий "Уникуба"
и как может он одинаково сильно увлекать и 2-летнего, и 5-летнего ребенка и даже
взрослого.
Это игрушка исключительной ценности по своей притягательности и эффективности
развития математического мышления ребенка. Для интеллектуально деятельных людей
"Уникуб" может стать объектом исследования его богатейшего математического
содержания.
Математики утверждают, что нет лучшего пособия для изучения теории графов, и что
там можно обнаружить и биноминальные коэффициенты.
Чего стоит анализ закономерности окраски кубиков! Первое впечатление - нет
одинаково окрашенных кубиков, все 27-разные, хотя цветов всего 3, а граней у
кубика 6. Потом после двойной классификации, оказывается, что кроме
единственных, есть 8 триад. А как великолепно учит игра точности, аккуратности,
предусмотрительности! В некоторых заданиях и ошибок искать не надо. Сам "Уникуб"
покажет: "Здесь две ошибки!"
КАК ИГРАТЬ?
Прежде чем предлагать игру малышу, попробуйте поиграть сами. Осторожно высыпьте
кубики на стол. Положите рядом часы с секундной стрелкой или секундомер и,
заметив время, сложите из всех 27 кубиков куб одного цвета. Если с первой
попытки вам удалось это сделать за 2 минуты, у вас блестяще развито
пространственное мышление. Но сначала охватите куб двумя руками и осторожно
поверните его - набок, чтобы кубики не рассыпались. Посмотрите, как окрашено
"дно". Нет ли в нем квадратов другого цвета, кроме избранного вами? Если есть,
то повремените гордиться, а сначала потренируйтесь. Вы почувствуете, как строг "Уникуб"
в отношении ошибок: не позволяет сделать ни одной! Да и говорит он об ошибках
тонко: "Вы где-то допустили ошибку, вот и не получается куб одного цвета". И
найти ошибку не так просто - нужна сразу хорошая "система контроля", в один день
вряд ли вы сумеете ее
выработать.
Чтобы предлагать ребенку эту игру, родителям надо представлять себе, различает
ли он цвета, может ли найти кубик с двумя гранями одинакового цвета или нет,
складывает ли из кубиков "поезд", может ли уложить "площадку", построить "дом".
Дети в семье автора, всем заданиям дали "имена". Попробуйте это сделать и вы
вместе с ребенком и пользуйтесь, сколько можете, выдумками, сравнениями,
образными картинками -всем, что делает игру живее и интереснее. Очень хорошо,
если ребенок начинает фантазировать, сочинять сам.
Задания детям можно давать как с помощью рисунка, так и устно. Рисунок дети
понимают сначала лучше, чем словесное объяснение, но это не означает, что надо
соглашаться с такой односторонностью. Там, где задание можно дать словесно, этим
надо пользоваться.
Только тогда, когда вы будете убеждены, что малыш может сложить и "малый куб
голубого цвета" (из 8 "трешек синих") и "большой куб красного цвета" (из
27
кубиков) по одному словесному заданию, можно ослабить внимание к проблеме, как
задавать задание: устно или графически. Иначе говоря, надо подводить ребенка к
такому положению, когда он одинаково хорошо воспринимает задания как в форме
рисунка, так и в устной форме.
Задания расположены примерно в порядке возрастания сложности задания.
И, как всегда в развивающих играх, вы главным образом наблюдаете, как малыш
строит из кубиков модель, как он сравнивает рисунок и свою постройку, как
считает, сколько кубиков надо взять для модели, годится ли этот кубик для нее
или нет. Вся работа у него идет самостоятельно, без объяснения со стороны
старших.
Но старший - лицо, тоже заинтересованное в успехе, как и сам Малыш. Вы радуетесь
его успехам вместе с ним или даже чуть-чуть раньше, так какой не всегда
понимает, где и в чем успех.
Вы огорчаетесь его неудачам, но не отчаиваетесь, как он, и уверены, что если
сегодня и неудача, то завтра или через неделю обязательно будет успех и победа,
"неприступный лед" будет сломан. Вы можете, конечно, рассказать подходящую
сказку, задавать вопросы, вместе с малышом думать и уж конечно переживать с ним.
Но ни в коем случае не решать за него, не предлагать готовое решение. Иначе
кончается развитие творческих способностей и загрузится память для нетворческой,
исполнительской деятельности. Трудно это -ждать, когда малыш сам найдет решение.
Куда легче поднести ему сразу готовенькое, но тогда ребенок не станет сильнее,
не станет способнее. В семье автора к такому порядку привыкли настолько, что
подсказка старшего была иногда равносильна обиде.
-Я сам хотел, а ты подсказал. - И слезы, и плач, и горе такое горькое, что малыш
сгоряча может всю работу развалить. И главное - оправдания никакого не найдешь в
таким случае, просто не хватило терпения немножко подождать... И ругаешь себя, и
клянешься больше так не делать и ... через некоторое время опять можешь
сорваться. Трудно нам, привыкшим к постоянным поучениям и подсказкам, но... надо
сдерживаться.
Но настоящая творческая работа у ребенка начинается с придумывания и складывания
новых моделей, каких нет в задании. Эти новые модели, конечно, надо зарисовать,
то есть сделать рисунок в изометрии, как в заданиях, и попробовать определить
сложность, после какого номера заданий его следовало бы поместить.
Играть в "Уникуб" можно лишь пока сохраняется весь комплект, 27 кубиков, поэтому
игру надо беречь!
Пояснение к заданию № 12
Классификация по красным. Разложите кубики по
сортам или лучше сложить три поезда. В первом
поезде все вагоны с одной красной крышей, во втором
с красными крышами и одной красной стенкой, в
третьем - с красной крышей и двумя красными
стенками. Получаются три поезда разной длины и один
тепловоз (внутренний кубик без красных граней).
С классификации начинается серьезное овладение
Уникубом, поэтому ее можно дать даже раньше, т.е.
после выполнения первых трех заданий, особенно
в том случае, если малыш уже считает до 3-5 и
может различать сорта кубиков. Мы не придумали
названия каждому сорту кубиков и пользуемся
плодами детского словотворчества: однушка
красная, двушка синяя, трешка желтая и нулевка. В
таком названии ясно видно, по какому цвету шла
классификация и сколько граней этого цвета есть
на кубике. Малышей такая терминология
устраивает, и, складывая квадратную сцену, они
сразу говорят: По углам я поставлю красные
трешки, между ними красные двушки, и в середину
можно класть красные однушки и что останется.
Предварительная классификация кубиков по красному, синему или желтому цвету значительно облегчает выполнение любого задания, поэтому часто малыши по собственной инициативе, перед тем как приступить к новому заданию, делают такую классификацию. При этом они уже понимают, какой цвет лучше выбрать и делать ли классификацию полностью или отобрать одни трешки или двушки.
Пояснение к заданию № 13 Двойная классификация. Кубики сначала нужно разложить по сортам, как в задании №12 по красному цвету. Получится ряд с одной красной гранью (к-1), ряд с двумя красными гранями (к-2) и ряд с тремя красными гранями (к-3) Затем внутри каждого ряда разложить их по «сортам», но уже синего или, если надо, желтого цвета. Ближе к себе положить кубики с тремя синими гранями, дальше с двумя и еще дальше с одной. Получаются «триады», как в задании №12. Двойная классификация заметно облегчает выполнение сложнейших заданий №4/ 60, так как сразу можно найти кубик с заданным числом и цветом граней. Например, все «трешки красные» лежат в ряду к-3, «трешки синие» - это ближайшие к ребенку кубики (их просто видно), л «трешки желтые» - самые дальние в каждом ряду/
Б. П. Никитин
2. КИРПИЧИКИ
2. СЛОЖИ УЗОР
4. ЦВЕТНЯШКА
5. СООБРАЗИЛКА
6. УГОЛКИ.
7. ДРОБИ
8. СЛОЖИ КВАДРАТ
9. ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК
Игра Никитина "Рамки и вкладыши Монтессори геометрические"
Предлагаю Вам познакомиться с развивающими играми, разработанными и
описанными замечательным педагогом и ПАПОЙ с большой буквы - Борисом Павловичем
Никитиным в книге "Интеллектуальные игры". Если Вы не читали эту книгу,
настоятельно советую - почитайте.
Первая игра, доступная малышу - "Рамки и вкладыши Монтессори". В состав игры
входят 16 рамок с вкладышами в виде геометрических фигур. Это: круг, квадрат,
треугольник равносторонний, эллипс (овал), прямоугольник, трапеция, ромб,
четырехугольник неправильный, параллелограмм, треугольник равнобедренный,
шестиугольник правильный, звезда пятиконечная, треугольник прямоугольный
равнобедренный, пятиугольник правильный, шестиугольник неправильной формы,
треугольник разносторонний.
Они могут быть изготовлены вами самостоятельно из картона, как описано в книге
самого Никитина, или куплены в магазине. Сейчас в продаже есть наборы сделанные
из фанеры и из пластмассы.
Если использовать игру немножко не так, как там рекомендуется, можно будет
начать пользоваться игрой несколько раньше, чем положено, например, в 10-12
месяцев.
Начинайте с показа вкладышей. Возьмите круг, овал, квадрат, равносторонний
треугольник, покажите их малышу, назовите. Показывать лучше, не держа в руках, а
выкладывая по одной фигурке на однотонную поверхность (не на цветную скатерть
или ковер, а хотя бы на лист бумаги). Показав по одной фигурке, дайте их все
малышу для самостоятельного разглядывания и манипуляции. Заодно можете
предложить коробочку или баночку, в которую он сможет их положить и высыпать
обратно. Так можно проделывать не один раз. Постепенно познакомитесь со всеми
16-ю фигурами комплекта.
После предварительного знакомства с вкладышами покажите рамки. Называя фигуру, в
виде которой проделано отверстие, говорить можно по-разному: "Смотри, вот дырка
в виде круга" или "Вот круглая дырка".
Третий этап. Возьмите одну рамку "круг" и соответствующий вкладыш. На глазах у
малыша закройте "окошко", потом снова его откройте, комментируя словами "окошко
закрыто, окошко открыто" или "мама закрывает окошко, открывает...". Потом,
оставив окошко закрытым, предложите малышу самому его открыть. Возможно, он
сразу не поймет, что он должен сделать и как. Тогда вы направьте его ручку к
рамочке, помогите ухватиться и откройте его вместе. Затем опять сами закройте.
Так повторяйте несколько раз. На другой день возьмите другую рамку. Открывать
малыш сможет любую из них, а вот закрыть, пожалуй, пока не сможет ни одной. Это
дело ему предстоит освоить в ближайшие месяцы.
Учим закрывать "окошки". Занятия проводятся сначала с одной рамкой: вы вынимаете
и вкладываете вкладыш, предлагаете малышу вынуть, потом попробовать закрыть. В
случае неудачи закрываете сами и опять даете открыть.
Постепенно у ребенка начнут получаться все фигуры. Тогда предложите ему две
рамки одновременно. Пусть попробует не только закрыть, но и правильно подобрать
вкладыш к рамке. Если малыш не может сделать этого сам, не показывайте сразу
пальцем, чего куда нужно класть, поговорите с ним. Скажите: "это круг, его нужно
положить в круглое окошечко; где оно?". Пусть малыш попробует найти ее по вашей
подсказке. Если же совсем не получается, нужно сказать не "давай я закрою", а
"давай сделаем вместе". И направьте его руку в нужном направлении.
В следующее занятие опять предложите малышу попробовать самостоятельно
справиться с заданием.
Когда малыш легко научился справляться с выбором из двух очень простых рамок
(круг и квадрат), к одной простой и хорошо знакомой добавьте еще одну -
посложнее. Задание будет то же: выбор из двух рамок. Пройдя таким способом все
рамки, начните предлагать три на выбор, потом четыре. Больше четырех малышу
около полутора лет еще сложно охватить взглядом, долго их рассматривать он тоже
не будет и, скорее всего, просто откажется от такой сложной задачи.
Очень постепенно подходите к тому, чтобы закрывать одновременно 6, 8, 12, а
затем и все 16 рамок.
Эти же рамки можно использовать для подготовки руки к письму и рисованию:
рисовать фигуры, обводя внутри рамок. У малыша, конечно, это получится не сразу.
Сначала у него вообще ничего не получится. Он не сразу поймет, что ему вообще
надо делать. Поэтому начните все сами. Возьмите рамку "круг", обведите. Дайте
рамку малышу, сами возьмите другую, например, "овал". Продолжайте обводить на
своем листочке. Малыш попытается нарисовать круг по рамке, но сначала карандаш
будет съезжать в середину рамки. Не говорите, что у него не получается.
Наоборот, похвалите, даже если малыш просто попал карандашом внутрь рамки.
За одно занятие достаточно один раз попробовать. Не делайте все это нудными
уроками с обязательным обведением заданного количества фигур. А главное, для
малыша сейчас важен только процесс: какая интересная новая игра - обводить рамку
карандашом, а не результат: что получилось на бумаге. Не требуйте тщательности,
аккуратности, усердия, вообще ничего не требуйте. Постепенно все начнет само
получаться.
Если у малыша начинает получаться обводить фигуры внутри рамок, пусть попробует
закрашивать фигуры. Сначала это можно делать, прямо не снимая рамку с бумаги,
тогда и не вылезешь за край. Но только рамку надо держать так, чтобы она не
съезжала, поэтому помогите ему держать рамку. Когда он поймет, как закрашивать
(не научится аккуратно закрашивать, а только поймет, что значит водить
карандашом внутри фигуры), нарисуйте ему фигуры по рамкам сами и пусть попробует
их раскрашивать. Можете делать это вместе (раскрашивать одну фигуру). Не
требуйте от ребенка не вылезать за край, закрашивать до конца и т.д. Этому он
научится гораздо позже.
Игры Никитина
В своей книге "Интеллектуальные игры" Б.П. Никитин дает подробное
описание 18 играм.
Некоторые игры не нуждаются в специальных пособиях, достаточно простого
деревянного конструктора (игра "План и карта") или металлического (игра "КБ
САМ"), какие-то таблицы и карточки стоит изготовить самостоятельно ("Таблица
Пифагора" и "Внимание"). Однако самые известные Никитинские игры выпускаются
теперь фабричным способом. Самостоятельное же изготовление игр по описанию из
книги, как это делали родители 80-х - процесс тяжелый и неблагодарный.
Перечислим самые популярные Никитинские интеллектуальные игры в возрастающем
порядке по степени сложности: "Сложи квадрат" уровни 1,2,3 (детям от 2-х до 6
лет), "Сложи узор" (4-8 лет), "Дроби" (5-8), "Кирпичики" (5-8), "Кубики для
всех" (5-99), "Уникуб" (6-99).
Сложи квадрат.
"Эта игра возникла из головоломки, в которой требовалось из нескольких кусочков
различной формы сложить квадрат. Головоломка была трудна даже для взрослых, но
за нее брались и дети, и безуспешность их попыток натолкнула на мысль сделать
ряд более простых заданий, которые постепенно подведут к решению сложного"
(здесь и далее приведены цитаты из книги Б.П.Никитина "Интеллектуальные игры").
Таким образом, в современном варианте, каждый уровень игры имеет 12 постепенно
возрастающих заданий. "В игре "Сложи квадрат" нет строго ограниченных и
законченных заданий, как в других играх. Главная задача старших - исходить из
уровня развития ребенка. Начинать надо обязательно с заведомо легких и посильных
задач, чтобы малыша можно было похвалить и одобрить".
Сложи узор
Психологам хорошо известна эта игра. Это кубики Кооса - популярная методика
психологической диагностики детей и взрослых (пространственной ориентации,
конструктивных возможностей, уровня обучаемости, умения взаимодействовать в
группе).
Никитин её удачно адаптировал для маленьких детей и придумал множество заданий.
Картинок-заданий много и в прилагаемой к игре брошюрке, еще больше их в книге
"Интеллектуальные игры" - 155 штук "Сложи узор" - это 16 деревянных кубиков
размером 30х30х30 мм., каждая грань у которых имеет свой цвет: красный, синий,
желтый, белый или желто-синий и красно-белый. Кубики раскрашены таким образом,
чтобы выполнение заданий требовало от ребенка интеллектуального напряжения,
смекалки.
Есть задания простые, есть сложные даже для взрослых. Игра оставляет возможность
для самостоятельного придумывания узоров.
В некоторых школах психологи используют кубики Кооса (кстати, в их никитинской
версии) для диагностических целей при наборе в школу. Так что, если есть
возможность, перед школой потренируйтесь - поиграйте в "Сложи узор".
Дроби
"В этой игре нет четкого чередования заданий, как в других играх; и каждый раз
все 78 частей надо высыпать из коробки на стол или пол, а потом, в конце, снова
укладывать их кружками в коробку". Фактически "Дроби" - это увлекательная "собиралочка",
складывая которую ребенок невольно усваивает, тактильно ощущает "дробные"
понятия - половина, четверть, восьмая.
Кирпичики
"Эта игра - своеобразная гимнастика для ума. Она не только знакомит детей с
основами черчения, но, главное, развивает пространственное мышление ребенка.
Материалом для игры служат 8 деревянных кирпичиков и 30 чертежей-заданий, по
которым надо строить модели. Как и в других играх, задания подобраны в порядке
возрастания сложности. Первые задания можно предложить даже 3-4-летним детям. В
игре выполняются три вида заданий: построить модель из кирпичиков по
чертежам-заданиям, сделать чертежи по построенной модели, сконструировать новые
модели и составить чертежи к ним". В игре дети учатся "читать" чертежи.
Никитинские чертежи сложные, но профессионально подробные: вид сбоку, сверху,
снизу.
Кубики для всех
"Эти кубики мы когда-то давно купили в магазине. Мы, взрослые, попытались
выполнить задания, но... не тут-то было. С большим трудом нам удалось освоить
только одно - сложить куб из всех 7 фигурок. И кубики эти были забыты на много
лет. Дети росли, мы придумывали разные игры и вскоре обнаружили, что дети
намного превосходят нас, взрослых, в умении решать такие задачи. Старшие ребята
разыскали эти забытые кубики, быстро решили все задания и стали придумывать
новые. Малыши тут же присоединились к ним. Пришлось срочно изготовить еще
несколько таких же наборов из больших и из маленьких кубиков, и увлечение
охватило всю семью. Малыши предпочитали сооружать более простые модели из 2 - 3
фигурок, старшие - более сложные - из 4 - 5 или даже из всех 7". Никитин окрасил
каждую деталь в свой цвет и придумал множество - более 70 заданий к игре.
Никитин не пишет в своей книге, кубики какого именно производителя или автора
послужили основой для его "Кубиков для всех". Однако и поныне существуют
альтернативные, а возможно и первоначальные кубики - называются они "Кубики:
Играем всей семьей" и выпускает их Ярославская фабрика "Луч". Внешне они очень
напоминают никитинские (только пластмассовые), однако, разницу можно
почувствовать лишь в игре. Несколько деталей там сконструированы немножко иначе
(повернуты в другую сторону) и сборка становится сверхсложной и для взрослых.
Так что никитинский вариант, безусловно, удачен, там есть задания вполне
доступные уже 4-х летним. Да и для более старших детей выполнимость заданий
крайне важна. А такие задания, как в ярославских кубиках, способны убить веру в
себя у кого угодно.
Уникуб
"Эти универсальные кубики вводят малыша в мир трехмерного пространства. Развитие
пространственного мышления позволит ребенку в будущем овладевать черчением,
стереометрией, начертательной геометрией… Игра учит четкости, внимательности,
точности, аккуратности".
Уникуб - это 27 небольших деревянных кубиков. Грани каждого кубика выкрашены
таким образом (всего 3 цвета), чтобы это сочетание граней на кубике было редким,
если не уникальным. Именно благодаря этой особенности выполнение заданий по
прилагаемым схемам непросто.
60 заданий предлагает Никитин для "Уникуба". Первые из них автор выполнял с
детьми 1,5-3 лет, а самые сложные (последние) задания "доступны немногим… А
можно ли составить задание более высокой (чем 60-е) степени сложности не знает и
сам автор книги".
Все описанные выше игры требуют соблюдения некоторых правил:
Обязательно участие в игре заинтересованного взрослого. Неинтересно родителю -
неинтересно и малышу. Поэтому прежде чем предложить игру ребенку, сыграйте в нее
сами (лучше на глазах у ребенка - это его заинтригует).
"..Нельзя развивающие игры превращать в обычные, всегда доступные игрушки.
Сделали вы кубики для игры "Уникуб", поиграли с малышом и... оставили на полу
вместе с другими игрушками. Хочешь - бери, не хочешь - не надо, можно их смешать
с другими кубиками и пустить в "строительство", а можно "подфутболить" под шкаф
или под диван..."
При таком подходе "игра становится доступной, привычной и теряет свою
привлекательность. Вот почему после игры надо все аккуратно уложить и поставить
на место, недоступное для ребенка, но все-таки такое, чтобы игра была видна
самому малышу.."
если Вы предложили малышу развивающую игру, а она не произвела на него никакого
впечатления, имейте терпение ждать, либо когда ребенок захочет, либо (особенно
для маленьких) когда созреет.
Никитин во время выполнения заданий рекомендует не делать никаких, в том числе и
одобрительных замечаний, не подсказывать "ни словом, ни жестом, ни вздохом, ни
взглядом". Это пожелание может вызвать недоумение, однако скорее всего оно
справедливо. Стоит предоставить ребенку возможность открывать истины, известные
другим.
Интерес к играм возникает у ребенка волнообразно, этапы охлаждения естественны.
"Не надо настаивать на продолжении игры. Ведь невозможно справиться со всеми
заданиями за неделю или за месяц, рассчитанными на несколько лет… Но когда
малыш, забыв об игре, снова возвращается к ней, она приобретает прелесть почти
новой".
Интеллектуальные игры Никитина: с чего начать и как играть?
Главное, чем отличаются развивающие игры Никитиных от многочисленных
подделок и игр, именуемых "развивающими", является их многофункциональность и
безграничный простор для творчества. Эти игры, как пишет сам Никитин, - игры для
всей семьи. В них может играть и стар, и млад. Возраст определяется только
степенью сложности заданий. У самого Б.П.Никитина игры сопровождаются достаточно
сложными заданиями, поэтому для совсем маленьких интеллектуалов задания придется
придумывать самим родителям. Но об этом мы расскажем отдельно и на примерах.
Зачем нужны развивающие игры? Да затем, что в одну и ту же игру ребенок сможет
играть и в год, и в три, и в пять, и в десять лет. А некоторые задания к этим
играм, я знаю это из личного опыта, не так просто решить и нам, просвещенным
взрослым, забывшим порой, что такое напряженная умственная деятельность. Эти
игры учат наших детей, переходя от простых все к более сложным заданиям,
получать радость и удовлетворение от умственной деятельности, думать, мучиться и
радоваться, когда задача решена и одержана победа. Вот он - миг счастья: "Я это
сделал! Смотри, мама, у меня получилось".
Так как же сделать так, чтобы знакомство с этими играми запомнилось ребенку
навсегда, чтобы отношение к ним было особенным, а игры оставались желанными на
протяжении долгого времени. Б.П.Никитин пишет: "Очень важно первое впечатление
от игры". Совсем не безразлично, как вы выложите первый раз кубики на стол. Если
вы на глазах ребенка открыли крышку и - бух! - с грохотом высыпали все кубики на
стол, что они разлетелись в стороны, не удивляйтесь потом, когда самым любимым
занятием ребенка станет точно такое же вынимание из коробки, а не складывание
поездов и башен из них.
Со мной как раз это и произошло. Разыскав с большим трудом вожделенные кубики
"Сложи Узор", я примчалась домой и, просто вытряхнув их на пол, побежала на
кухню готовить ребенку обед. На долгое время эти замечательные кубики были для
нас потеряны. Когда я заглянула в комнату, мой сын уже возил их в кузове
грузовика и строил что-то из них. На пол года пришлось убрать мне кубики прежде,
чем мы смогли приступить к выполнению первых заданий с их помощью.
Сложи Узор
Кубики "Сложи Узор" как нельзя лучше подходят для первого знакомства с
развивающими играми. Что же они представляют собой? Это 16 деревянных кубиков с
ребром размером 3 см., уложенных в деревянную или картонную коробку (наличие
коробки обязательно). Грани кубиков имеют определенную раскраску: передняя грань
у него - белая, задняя - желтая, правая - синяя, левая - красная, верхняя -
желто-синяя, нижняя - красно-белая (см. рис.). Никитин в своей книге
"Интеллектуальные игры" советует начинать играть в них с полутора лет. Они
способствуют "развитию пространственного воображения, аккуратности, внимания,
графических способностей, умению анализировать, синтезировать и комбинировать".
Начинать нужно с того, особенно с самыми маленькими, что просто, сев рядышком с
ребенком, вместе рассмотреть кубики: "Смотри, какие красивые кубики! Вот я взяла
4 кубика: один, два, три, четыре. Смотри, это - синяя сторона, а это - желтая.
Какая красивая синяя дорожка у меня получилась. Вот давай возьмем зайку, видишь,
как ему нравится прыгать по синей дорожке. А теперь дорожка стала разноцветной:
синий, желтый, синий, желтый". Может быть, ваш малыш уже давно не слушает вас, а
смотрит по сторонам? Значит и первое знакомство надо было закончить на несколько
минут раньше. У ребенка все время должно сохраняться чувство "недоигранности".
Игра должна храниться в таком месте, где ее видно, но достать самому никак
нельзя. Но если вдруг захотелось поиграть, то можно подойти и показать. Это
может легко сделать даже не умеющий говорить ребенок.
Сначала вы все будете делать сами: строить дорожки, водить по ним зайцев и
кукол, собирать первые задания и придумывать свои, а на каком-то этапе ребенок
присоединится к вам и тогда ему можно предложить сделать так же или продолжить
дорожку.
Играть в кубики нужно периодически, когда у вас есть настроение и время. Иногда,
когда вы чувствуете, что на этом этапе вы достигли всего, чего могли, можно их
забыть на несколько месяцев, а потом, когда вы соскучитесь по игре, можно
вернуться к ней опять, и чаще всего возвращение к игре бывает не просто
повторением уже известного набора игр, а новым этапом, новым скачком от
пассивного восприятия к активному участию в игре, от воспроизведения сделанных
мамой образцов к самостоятельной деятельности.
Рамки и вкладыши Монтессори
Второй из игр, которые Никитин предлагает для самых маленьких, является "Рамки и
вкладыши Монтессори". Автором этой игры является Мария Монтессори, выдающийся
педагог и новатор идеи которой были популярны в России начала века, но долгие
годы были недоступны широкой публике и переживают новый взлет популярности в
наше время. Благодаря книгам Никитина некоторые наши соотечественники имели
возможность использовать эту малую часть наследия Монтессори в развитие своих
детей. Б.П.Никитин рекомендует начинать знакомство с этой игрой с полутора лет.
Цели, которые она преследует, сформулированы следующим образом: "развитие
техники владения карандашом, умение обводить и раскрашивать, знакомство с
геометрическими фигурами". Игра представляет собой 16 рамочек одного цвета и
столько же вкладышей к ним другого. В набор входят простые геометрические
фигуры: круг, квадрат и т.д.
Почему именно такая игра, а не куб для проталкивания? Да потому, что многие из
тех заданий, которые можно сделать с рамками и вкладышами, не сделаешь с этим
кубом.
Но прежде, чем перейти к заданиям, которые предлагает Б.П.Никитин, надо
познакомить и заинтересовать игрой. Знакомство следует начинать с двух - трех
рамочек, заранее приготовленных вами для этого радостного мига. Для первого раза
подойдут круг, эллипс и квадрат как самые простые фигуры. Вы выкладываете перед
ребенком эти рамочки с вкладышами к ним и одновременно рассказываете придуманную
вами сказку: "Жили-были круг, эллипс и квадрат (заодно показываете ребенку
фигурки). У квадрата в домике окошки были квадратные, пошел квадрат гулять и
заблудился. Что же ему делать? Давай поможем квадрату найти его домик. Раз - и
мы пытаемся запихнуть квадрат в круглое отверстие, но не тут-то было, - это не
его домик. Пойдем дальше искать его домик… А вот и он! Смотри, как ему хорошо в
своем домике". Сначала все действия вы будете производить сами, комментировать
их, привлекать внимание малыша, а он в это время может перебирать предложенные
вами детальки, грызть их и т.д. После того, как вы несколько раз
продемонстрировали это малышу, вы можете проделать эти действия его ручкой и
обязательно похвалить его, чтобы закрепить в нем положительный эмоциональный
настрой на игру.
Можно играть в игру наоборот: вы вставляете вкладыш в соответствующее отверстие,
а ребенок его вынимает, при этом вы ему говорите: "Это круг, это квадрат.
Молодец! Достал кружок! Умница! Открыл квадрат!" Тут тебе знакомство с
геометрическими фигурами и геометрической терминологией и взаимное удовольствие.
Дальше можно добавить еще один комплект или заменить им один из имеющихся. Так
постепенно вы освоите игру со всеми геометрическими фигурками. Возможно, что на
каком-то этапе ребенок утратит интерес к игре. Лучше убрать ее на хорошо видное,
но недоступное для ребенка место и вернуться к ней через месяц - два. А далее вы
сами можете разнообразить занятия: можно обводить контуры фигур по рамкам,
усложняя задание, делать это по вкладышам, создавать двойной контур,
заштриховывать и раскрашивать полученное изображение, рисовать фигурки на счет
(три кружка, два квадратика), дорисовывать их, создавать сюжетные рисунки
(например, из трех равнобедренных треугольников можно нарисовать елочку, кружок
- это солнце и т.д.), выкладывать орнаменты, играть в волшебный мешочек (сложить
несколько фигурок в мешочке и на ощупь определять, какая фигурка попалась),
можно играть в игры на внимание (положить 3-4 фигурки на стол, затем либо
убирать одну из них, либо поменять местами и спрашивать, что изменилось).
Игр можно придумать очень много, главное, чтобы вам нравилось этим заниматься. В
начале вы сами будете показывать и многократно повторять свои действия. Но не
думайте, что все это напрасно. Ничего подобного. Ваши действия будут только
поддерживать интерес к игре, подкидывая все новые и новые варианты ее
использования. Только обязательно на некоторое время "забывайте" об этой игре,
чтобы потом снова испытать радость встречи с ней и открыть ее новые возможности.
Сложи квадрат
Теперь об игре "Сложи квадрат". Эта удивительная по своей кажущейся простоте
игра дает такие безграничные возможности для творчества, что просто захватывает
дух. Она пользуется неизменной популярностью у малышей от двух лет и старше. Так
что же это такое "Сложи квадрат"? Эта игра имеет три категории сложности. В
каждую входит по 12 разноцветных квадратов. Некоторые цвета в разных категориях
совпадают между собой, что дает игре дополнительные возможности. Все 12
квадратов расположены на фанерке размером с альбомный лист и как бы вставлены в
окошечки. Прежде чем познакомить ребенка с игрой, подготовьте ее. Для детей
младше двух лет оставьте 4 самых простых квадрата. Пусть это будет целый
квадрат, квадрат из двух прямоугольников, из двух треугольников и разрезанный на
две части по ломаной линии. Теперь вы можете начинать: либо вы складываете их по
кучкам (в каждой кучке детали одного цвета), либо демонстрируете, как из двух
половинок у вас получается целый квадрат, комментируя свои действия, можете сами
положить одну половинку и вместе вставить вторую, порадовавшись одержанной
победе. Постепенно усложняйте задания. Так вы освоите первую категорию
сложности. Каждый раз, предлагая ребенку новый квадрат, дайте ему возможность
самому решить эту задачку, если не получается, покажите, как это сделать, но не
до конца, а до такого этапа, дальше с которым он справится сам. Дело в том , что
во всех квадратах четко соблюдается принцип "от простого к сложному" и вы
предыдущими, более простыми заданиями приводите его к умению собирать более
сложные. Никитин пишет, что эта игра способствует развитию цветоощущения,
усвоению соотношения целого и части, формированию логического мышления и умению
разбивать сложную задачу на несколько простых.
Как и со всеми остальными интеллектуальными играми, этот процесс может
растянуться у вас на несколько лет, но каждая новая встреча со старым другом
будет открывать вам новые его возможности и показывать, насколько подрос ваш
ребенок.
Дроби
Хочу представить еще одну из серии игр Никитиных. В различных инструкциях к игре
дан разный возраст начала её использования: 3 года или 5 лет. Мы начали, когда
нам не было ещё и 2-х лет. Игра представляет собой комплект из 3-х фанерок
размером с альбомный лист. На каждой из них расположено по 4 круга. Все 12
кругов имеют одинаковый размер и разные цвета. Первый круг - целый, второй
разрезан на две равные части, третий - на три части и т.д. вплоть до 12 равных
частей.
Сначала для игры оставьте только 1-ую фанерку с 4-мя кругами. С их помощью вы
можете повторить цвета, посчитать вкладываемые кусочки, сравнить их между собой.
Таким образом, вы знакомите ребенка с математической терминологией. Можно
попробовать сделать цветной кружок. При использовании этой игры соблюдайте те же
принципы, о которых говорилось выше. Никитин определяет цели этой игры следующим
образом: "развитие навыков устного счета, усвоение дробей". Но наши просвещенные
родители пошли дальше: с помощью дробей можно ввести понятие кратности, научить
ребенка операциям с дробями, узнать кое-что об углах, которые могут быть острыми
и тупыми, прямыми и развернутыми. Очень интересно строить лесенку: вниз кладется
целый круг, сверху половинка, затем треть и т.д., кусочки выравниваются по одной
стороне, замечательная лестница в небо построена. С её помощью можно наглядно
увидеть, почему 1/2 больше, чем 1/3, тогда как 3 больше чем 2. Ответ на этот
долго не укладывается в голове ребенка. Можно выложить последовательность из
разных частей в ряд на столе и, посчитав кусочки, сравнить их между собой (для
самопроверки с обратной стороны можно подписать: 1/7 , 1/8, потому что на глаз
это определить сложно). Игра можно усложнить, если работать с неокрашенными
сторонами фигур. А далее идут задачки, над которыми придется подумать и
родителям, например, сколько цветных кругов можно сложить из имеющегося набора
деталей; можно ли сложить 12 разноцветных кругов и т.д. Есть мнение, что с
помощью этой замечательной игры можно пройти половину школьного курса
математики.
Игр можно придумать очень много, главное, чтобы вам нравилось этим заниматься. В
начале вы сами будете показывать и многократно повторять свои действия. Но не
думайте, что все это напрасно. Ничего подобного. Ваши действия будут только
поддерживать интерес к игре, подкидывая все новые и новые варианты ее
использования. Только обязательно на некоторое время "забывайте" об этой игре,
чтобы потом снова испытать радость встречи с ней и открыть ее новые возможности.
Литература: Масару Ибука. После трех уже поздно. - 1991. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или Развивающие игры. - 1990. Никитин Б., Никитина Л. Мы, наши Дети и Внуки. - 1989. Леви В. Нестандартный ребенок. - 1992.
Материалы. 60 заданий с Уникубом:
|
| |