"Детский садик"

http://kinder-garten.narod.ru

"Олимпийский чемпион в первые три года жизни"(часть 1)
Тропп, Федотов, Данилова

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие.
1. Вступление
2. Четыре кита (немного теории)
3. Семь этапов
4.1. Рефлексы новорожденного
4.2. Занятия первого дня и первого месяца
5. Здоровье
6. Где мы находимся
7. Как догонять сверстников из Филадельфии
8-9. Кровать-трек. Ползанье
10. Массаж и ежедневный спорт
11. Спортивные достижения к трем годам жизни
12. Еще раз о шведской стенке в кровати
13. Вестибулярный аппарат
14. Упражнения начинают меняться
15. Развитие ума в первые месяцы и первые годы жизни
16. Поза, в которой вы оставляете ребенка
17. Упражнения для ленивого папы, лежащего на диване
18. Спортивный уголок
19. Висы
20. Учим ходить
21. Чужой рукой
22. Мяч
23. Правая и левая
24. Гимнастика и акробатика до трех лет
25. Задачи
26. Смелость и страхи
27. Принципы спортивной игры
28. Бег
29. Футбол
30. Баскетбол
31. Ролики
32. Хоккей (дневник очень юного хоккеиста)
33. Велосипед
34. Плаванье
35. Шахматы
36. Лыжи. Коньки. Экзотические виды спорта
37. Опасности. Вред. Переутомление
38. Экономия своих сил. Планирование
39. Отцы и дети
40. Группа
41. Ее величество Тренировка
42. Мэрам городов
43. Библиография
44. Послесловие
45. Приложение

ПРЕДИСЛОВИЕ.
Уважаемые читатели!
Книга, которую вам предстоит прочесть (или не прочесть), была написана сначала двумя людьми Евгенией Тропп и Михаилом Федотовым - родителями двух чудных малышей - Феди и Пети. Написана она была на основе их опыта воспитания этих самых детей. Они являются поклонниками методов Глена Домана, продолжателями его методов.
Когда текст книги был полностью готов к печати, авторы книги познакомились со мной - Еленой Даниловой, мамой троих детей - Миши, Лизы и Кати. Авторы предложили мне ознакомиться с содержанием книги и высказать свое мнение. После прочтения текста мне показалось, что небольшие дополнения к нему, основанные на моем опыте, не только не помешают, но и будут довольно полезными благосклонным читателям книги.
Текст, дописанный мною, выделен курсивом, чтобы удобнее было понять, где чье.

1. ВСТУПЛЕНИЕ
Нужны ли вообще олимпийские чемпионы? Это на самом деле вопрос спорный. Сами мы являемся фанатиками и знатоками спорта и можем ответить на самые каверзные вопросы о многих видах спорта, за которыми мы следим. Мы знаем, чем болела олимпийская чемпионка Вильма Рудольф и в чем фокус расслаблений Валерия Борзова, кто стоял на воротах "Спартака" в знаменитых предвоенных матчах с басками и как Леонид Жаботинский обманул перед последней попыткой Юрия Власова. Мы знаем,как распределялись удары в голову и в корпус абсолютного чемпиона по боксу Королева в его матче с полутяжем Михайловым, и какого роста были наши чемпионы Европы Лагинавичюс с Петкявичюсом...
Знание бесконечного количества подобной чепухи показывает, что люди находятся в очень близких отношениях со спортом в течение многих лет. Но сегодня у нас нет уверенности в том, что профессиональный спорт и здоровье - синонимы. Спорт давно стал средством заработка, и последние страны, где существует любительский спорт, исчезают с карты мира. Чтобы достичь результатов мирового уровня, современному спортсмену нужно превратить себя в тренировочную машину, которая проводит две-три тренировки в день, служа этим результатам и предельно сокращая любую другую человеческую деятельность - учебу, работу,творчество, чтение, семью, наконец. Так для чего же мы пишем эту книгу?
Мы видим путь, который позволит сделать движения человека совершенными не за счет превращения всей жизни в тренировку,а за счет своевременного (то есть, раннего) начала всей физической активности. Можно добиться того, что ребенок к возрасту первоклассника будет блестяще бегать, плавать, кататься на коньках и горных лыжах, владеть ракеткой и мячом, но при этом он еще будет интеллигентным, развитым, эрудированным человеком, у которого кроме спорта будет существовать полноценная жизнь.
В какой-то момент, когда за ним табуном будут бегать тренеры, ему придется решать, стоит ли заниматься спортом профессионально. Ему придется выбирать - остаться ли просто прекрасным юным теннисистом или думать об Уимблдоне, остаться ли классным велосипедистом или думать о Тур де Франс. Мы думаем, что сегодняшние результаты во всех спортивных видах так выросли, что достигнуть Олимпа смогут только спортсмены, которые узко специализировались в самом раннем возрасте,особенно это касается игровых видов спорта. Идеальным примером является лучшая теннисистка последних лет, коронованная в шестнадцать лет Мартина Хингис, которая выделяется не ростом, не физическими данными, так важными в теннисе, а только совершенством движений, которое обеспечено тем, что она начала играть в два года.
"Я не собираюсь мучить своего ребенка тренировками в два года!" - говорит любая мать. Подождите, еще секунду не закрывайте книгу! Во-первых, мы пишем о еще более крамольных вещах - о начале спортивной подготовки в возрасте, намного более раннем. А во-вторых, мы верим, что вы сможете добиться невероятных успехов благодаря началу занятий именно в этом самом раннем возрасте, когда движения становятся совершенными естественно, без ломки и мучений.
Мы пишем о воспитании физически развитого ребенка, но этот ребенок вовсе не обязательно должен стать спортсменом в будущем. Ведь выучивший японский язык не обязан эмигрировать в Японию или становиться японцем! Но, с другой стороны, положения, о которых мы пишем, будут обязательны для тех, кто бредит спортом и готовит своего ребенка к спортивной карьере. Для них возможность удачи целиком зависит от раннего старта.
Вы, может быть, знаете чемпиона по плаванию, который начал плавать в пятнадцать лет, а до этого никогда не видел воды, или чемпиона по шахматам, который научился играть только в двенадцать лет... Не стоит тешить себя подобными примерами. Понятно, что возраст начала в большинстве видов спорта неуклонно ползет вниз, и большинство ведущих гроссмейстеров мира играют с четырех-пяти лет. Бывают, конечно, исключения, и каждое из этих "хороших исключений" можно анализировать отдельно, но ясно одно: малоподвижный ребенок ВДРУГ преобразиться и стать знаменитым спринтером не может.
Мы пишем о воспитании детей, ПОТЕНЦИАЛЬНО ГОТОВЫХ достичь немыслимых сегодня результатов. И ключ к этому единственный - движение с рождения.

2. ЧЕТЫРЕ КИТА (НЕМНОГО ТЕОРИИ)
"Теорию читать скучно, "- считает читатель, но, пусть коротко и самыми маленькими буквами, потеоретизировать все же придется. Один читатель нашей первой брошюры о воспитании одаренных детей сказал, что все очень интересно, но слишком часто упоминается имя Глена Домана. Исправить этот недостаток нам пока не удается. Очень трудно писать о марксизме, совсем не ссылаясь на Маркса.
Наш "Маркс" - американский врач, который несколько десятилетий занимается лечением детей, страдающих различными нарушениями мозговой деятельности. В руководимом им Институте Развития Человеческого Потенциала (Филадельфия,США) разработаны уникальные методики, помогающие больным детям с поврежденным мозгом восстановить нарушенные функции, догнать и даже, каким бы невероятным это ни казалось, обогнать в развитии своих здоровых сверстников. Но открытия, сделанные группой Домана, имеют значение не только для медицины.
Эти открытия, касающиеся возможностей человеческого мозга, совершили "мягкую революцию" в педагогике. Система, разработанная для больных детей, оказалась необходимой здоровым. Мы кратко остановимся на основных положениях этой системы, тем, кто захочет разобраться во всех ее тонкостях, нужно прочитать книги Глена Домана (См.: Библиография, Доман).
Итак, открыто, что путем активной стимуляции одного из органов чувств можно подвергнуть воздействию мозг в целом. У детей с мозговыми травмами таким образом - через здоровые функции - воздействовали на поврежденные. Выяснилось, что обездвиженным помогает, в частности, стимуляция зрения. Детей учили читать, показывая им карточки с написанными словами, и добивались необыкновенного эффекта: приговоренные к неподвижности, немые дети начинали ползать, говорить, а вскоре выяснилось, что многие из них в четыре года читают лучше, чем "нормальные" в семь.
Раннее чтение - вот первый "кит" системы Домана. Обучение чтению в самом раннем возрасте (по Доману, начинать можно с года, а то и раньше) дает сильнейший толчок всему развитию ребенка. (Речь идет не о стандартном заучивании букв и разбору по слогам, подробнее см.: Доман Г.Дошкольное обучение ребенка).
В нашей стране пропагандой раннего чтения начали заниматься супруги Никитины двадцать лет назад, правда они не предложили никакой оригинальной методики, но показали, что если очень захотеть, можно и обычными методами и большой любовью к ребенку добиться ранних результатов.
Настоящим прорывом вперед стала методика Николая Александровича Зайцева из Петербурга, которая называется "Кубики Зайцева". Это оригинальное пособие позволяет ребенку без особых затрат времени и сил начать говорить и читать одновременно, то есть в 10 мес.- 1 год.
Есть еще два кита, от которых зависит рост ума и одаренность: раннее обучение математике и передача ребенку энциклопедических знаний о мире (включая иностранные языки, музыку, живопись, географию, историю, зоологию и т.д.) тоже по специально разработанной в институте Домана системе.
Раннее обучение математике и энциклопедическим знаниям возможно не только по методу Домана - это показал опыт тех же Никитиных, многих последователей методики и Зайцева и других родителей-энтузиастов.
После десятилетий работы с тысячами больных и здоровых детей Доман и его коллеги утверждают: наибольший эффект любых занятий наблюдается в период РОСТА МОЗГА, то есть до семи с половиной лет. После этого возраста возможность научить чему-либо человека резко падает. Отсюда вывод Домана: чем младше ребенок, тем легче и быстрее он воспримет любую информацию в неограниченном количестве, тем проще ему будет овладеть любым умением.
В институте Домана огромное значение придают физическому развитию. Дети, занимающиеся по его системе, - это вовсе не классические заученные болезненные вундеркинды. Нет, это пышущие здоровьем и энергией тренированные спортсмены. В парке рядом с институтом четырехлетние дети бегут кроссы по
пять-десять километров вместе с родителями. И это никого не удивляет: так выглядит норма Домана. Итак, четвертым и очень существенным китом, на котором держится вся система Домана, является раннее физическое развитие и активное движение с рождения.
Идеи Глена Домана наиболее полно представлены в книге "Гармоничное развитие ребенка", которую обязательно нужно прочесть и освоить. Написана она не очень простым языком, поэтому мы сочли необходимым часть положений оттуда пересказать в нашей брошюре.
Нам кажется, что знакомясь с какой-то новой идеей, стоит на время забыть, что по этому поводу думает все остальное человечество.Общепринятые взгляды не всегда оказываются правильными, и выражение:"Вся рота идет не в ногу, один я иду в ногу", - может быть и верно по отношению к Доману. А расхождения между "всей ротой" и институтом в Филадельфии весьма заметны.
Например,по данным большинства авторов, пишущих о развитии детей, младенцы начинают ползать в шесть-семь месяцев, по Доману они должны это делать через несколько минут после рождения, сразу после того как новорожденного обработает акушерка. Разница во времени принципиальная. К месячному возрасту тысячи детей, которые развиваются по системе Домана, уже активно ползают, но дело даже не в формальных сроках. Эти дети в месяц уже активно участвуют в жизни, активно "умнеют" и взрослеют, потому что им предоставлены возможности и созданы условия для движения. Время же, которое ребенок пролежит на спине туго спеленутым, можно считать потерянным для развития интеллекта, и восполнить его будет непросто.
Доказано, что чем раньше ребенок научился какому-нибудь движению,тем это движение совершеннее, точнее, сильнее. Вот они - первые движения, первые шаги, которые выделят олимпийских чемпионов из сотен тысяч перворазрядников. А кто вообще решил, что дети в шапочках, завернутые в одеяла по горло, должны пролежать так много первых месяцев? Чьи-то бабушки? Прабабушки?.. По этому поводу можно привести данные исследований: выяснено, что в Конго, где дети раздеты (да еще и поголовно недоедают) и ими совершенно никто не занимается, они начинают ходить в среднем в девять месяцев, а в Швеции, где все условия противоположны, дети делают первые шаги в тринадцать-четырнадцать месяцев и до двух лет отстают в развитии от своих африканских ровесников. ПОЧЕМУ?
Единственно потому, что мы мешаем нашим детям свободно двигаться, стараясь укутать их потеплее и уложить поудобнее (для нас), а в нецивилизованных странах это никому не приходит в голову.
Вот о том, как двигаться в первые годы жизни, мы и пишем нашу брошюру. Есть ли смысл в дополнительных разработках и публикациях, если уже существуют труды Домана? Да, несомненно. Доман склонен к теоретизации, он дает направление работы, идею занятий, но очень много его рекомендаций приходится приспосабливать к реальной жизни, реальному ребенку. Кроме того, прекрасно относясь к спорту и пользуясь консультациями известных спортсменов, институт Домана все же не планирует подготовку спортсменов, а мы пишем руководство для родителей-тренеров. Нам самим при работе с детьми очень не хватает книг, которые написаны не педагогами или врачами, а книг-записок родителей, которые были бы полны практических деталей - они совершенно бесценны.
Для России основоположниками раннего физического развития детей являются опять же супруги Никитины, которые в своих книгах дают советы и рекомендации, как правильно относиться к ребенку, какой образ жизни нужно вести, чтобы ребенок был физически здоров и хорошо развит. Причем все их советы не требуют особых затрат или специальной подготовки родителей.

3. СЕМЬ ЭТАПОВ
В своем развитии от рождения и до шести лет ребенок проходит семь стадий, которые соответствуют семи этапам созревания мозга.
Сначала управление слухом, зрением, мануальными навыками, движением осуществляется на уровне верхних отделов спинного мозга - это первый этап. Последним, седьмым уровнем являются верхние отделы коры головного мозга. Каждый мозговой уровень постепенно включается, вытесняя предыдущий и беря на себя контроль над различными функциями.
От одного этапа к другому мы переходим, освоив и выполнив массу определенных движений. Эти семь стадий обычный ребенок, с которым ничем специально не занимаются, проходит за шесть с половиной лет, но их же можно пройти за три с половиной года, если знать , чему и в какой момент следует обучать ребенка. К этим этапам, подробно описанным и проанализированным в книге Домана, мы еще вернемся. А теперь нужно сказать об очень важных рефлексах, с которыми человек появляется на свет.

4.1. РЕФЛЕКСЫ НОВОРОЖДЕННОГО
Необходимо уточнить: мы имеем в виду не все рефлексы, которых много сотен, а те главные, которые мы можем использовать в своей работе: хватательный, ползательный, шагательный, плавательный и отчасти другие. Эти рефлексы, если их не использовать, постепенно исчезнут, и ребенка придется заново учить ползать, плавать, ходить. Но в нашей власти эти рефлексы "законсервировать" на много месяцев и не дать им бесполезно пропасть. С помощью врожденных рефлексов мы начинаем двигаться по "лестнице" Домана. Похоронив эти рефлексы, мы тоже неминуемо будем взрослеть, но с запаздыванием, по капле собирая отдельные беспорядочные движения. А нужно ли включать в действие рефлексы, с которыми человек рождается? Если нет, то зачем, скажите, он с ними рождается? А вот почему большинство людей этого не делает, несмотря на то, что все так просто, предстоит решить читателю.

4.2. ЗАНЯТИЯ ПЕРВОГО ДНЯ И ПЕРВОГО МЕСЯЦА
Мы давно живем на Западе и привыкли, что в большинстве стран отцы могут принимать участие в родах. Безусловно это делает роды более щадящими для женщины, соответственно уменьшая стресс, который испытывает ребенок, появляясь на свет. У отца не должно быть шока из-за того, что ребенок не совсем такой, какого он ждал.
Если вы надеетесь увидеть улыбающегося розового малого с рекламы, вас ждет разочарование. В первые секунды вам будет казаться, что это какой-то синеватый сморчок, покрытый странной смазкой, да еще и очень мокрый. Не нервничайте, он очень быстро изменится, а вы еще быстрее привыкнете, если уже в первые часы после родов будете интенсивно заниматься с ребенком. Вот здесь мы говорим о рефлексах: с какими умениями (как ни странно это звучит) ребенок рождается?
ХВАТАТЕЛЬНЫЙ рефлекс. Вы даете младенцу пальцы, он хватается и на ваших руках легко повисает в воздухе.
Если родитель не уверен в себе и боится, что ребенок может упасть, можно много раз протягивать ребенка, лежащего на спине и держащегося за ваши пальцы, не поднимая его вверх. Но довольно скоро вы почувствуете, что пальцы разжимаются не вдруг, а постепенно, и слабеет хватка сначала на более слабой руке. Серьезных падений, если вы делаете упражнения над детской кроваткой или над диваном, произойти не может. Не нужно сразу слишком большой нагрузки, но если в первый день вам удалось сделать пять-шесть подходов, прогресс уже будет чувствоваться.
Одно занятие может занимать несколько минут. Вот как оно приблизительно выглядит. Ребенок лежит на спине, и вы начинаете легкий массаж икр, бедер, кистей и плеч. Можно просто легко сжимать по пятьдесят-сто раз мышцы голени и бедер, несколько десятков раз прижать колени к животу,потом перейти к рукам. Положите ребенка на живот и помассируйте спину и плечи: ребенок разогреется. Все упражнения можно делать,сидя в кресле, чуть откинувшись назад и держа ребенка перед собой на коленях, можно на большой кровати.Во время занятий ребенок может быть раздет, если вы занимаетесь интенсивно, он не замерзнет.
ШАГАТЕЛЬНЫЙ рефлекс. Эксперимент по сохранению этого рефлекса проводила лет десять назад группа матерей-американок. Все их дети начали самостоятельно ходить около шести месяцев.
НАГРУЗКИ НА ПОЗВОНОЧНИК БЫТЬ НЕ ДОЛЖНО. Держите ребенка подмышками и давайте ему перебирать ногами по полу или по столу. Рефлекс образовался за счет того, что в последние месяцы внутриутробного развития легкие удары ногой в стенку матки помогали ребенку занять более удобное положение. Рефлекс слабенький, но его полезно "тянуть" до того момента, когда ребенок начнет вдоль стенки своей кроватки, то есть месяцев до пяти (мы даем сроки в группе "продвинутых" детей, к общей статистике это отношения не имеет). "Хождение" по столу очень хорошо дополнить массажем стоп.
Потом возьмите ребенка на руки и имитируйте его прыжки на двух ногах: вы поднимаете и опускаете его, легко ударяя стопами о поверхность стола. Дети испытывают удовольствие от этого упражнения, его можно повторять десятки раз. Нагрузка на ребенка очень небольшая, а отцов можно убедить в том, что так они качают себе мышцы рук. Это упражнение полезно для икр, но к нему важно добавлять массаж коленей.
Очень хорошо в каждом случае найти какое-то легкое упражнение, которое ребенок любит и которое можно выполнять множество раз. Действительно, существеннее количество раз, которые ребенок повторит движение, а не самостоятельное выполнение того же движения с полной нагрузкой.
ПОЛЗАТЕЛЬНЫЙ рефлекс. Ползанье - это главное упражнение новорожденного. Заметьте: даже бабушки, враги всего прогрессивного человечества, ничего не смогут возразить против того, что ребенок всего-навсего ползает.(Эка невидаль: в возрасте одного дня!)
Вам нужно всего лишь РАЗРЕШИТЬ ребенку ползать, слегка подпирая его пятки руками и сделав небольшой угол наклона. Доман рекомендует создать трек для ползанья (См.:Доман, Гармоничное...), но мы думаем, что если вам негде его ставить, то без трека можно обойтись. В обычной деревянной детской кроватке вы можете положить плотный пробковый матрас под небольшим углом и менять этот угол, поворачивая под ним в разных плоскостях толстую книгу (если вы испытываете какое-то специальное уважение к печатным трудам, используйте в качестве опоры кирпич). Над склоном очень удобно поднимать ребенка за ручки: никакое падение не будет болезненным.
Не забывайте оставлять его в кроватке на животе, прижав его ноги к боковой стенке: наверняка вы найдете его через час в противоположном углу, даже если он спит.А разве можно спать вниз головой? На сон можно оставить наклон совсем крохотный, 15 градусов, или делать постель горизонтальной (если у младенца была желтуха, то до шести недель спать на склоне вниз головой нельзя).
Помните, что маленькие обезьянки, наши дальние родственники,засыпают в любых позах. Более того, они не прекращают пользоваться своим хватательным рефлексом во время сна, но экспериментировать в этом направлении мы пока не решаемся, оставляя это родителям следующих поколений.
Вы можете положить ребенка спать и вверх по склону, главное, что он скоро сам будет выбирать себе для сна позицию, которая ему удобна. Петя Ф. в первые две недели жизни проползал по наклонной горке около десяти метров в день. Во время сна он проползал около трех метров, такие же данные приводит Доман. Когда ребенок дополз до конца кроватки, его нужно вернуть в исходную позицию, и он начнет все сначала. Если горка крутая, он иногда поворачивается на бок, долго цепляется за склон, а потом скатывается вниз. Все эти усилия чрезвычайно полезны.
Если вы укладываете ребенка на живот, подкладывайте его руки под грудь или под живот, пусть он сам попытается их из-под себя вытащить. Если у него не получается, то покажите ему своей рукой, как это делается, и снова спрячьте его ручки под грудь. Чем больше вы сами придумаете оригинальных упражнений - тем лучше. Тем больше дополнительных стимулирующих сигналов получит детский мозг.
Не беспокойтесь: вы не можете повредить своему ребенку, позволяя ему как можно больше двигаться в собственной кроватке.
Не забывайте, что по полу ползать тоже интересно, а кроме этого - очень полезно. Некоторые малыши чувствуют себя на полу гораздо спокойнее, так как не ударяясь головкой об стенки могут ползать и крутится вокруг себя сколько пожелают. На полу можно создать целый "Диснейлэнд" для новорожденного младенца - пересеченную местность из подушек и подушечек, горку из крышки старого детского столики или чего-нибудь вроде этого. Все опасные места - края, углы заранее обложите подушками, одеялами или еще чем-то мягким. Кроме этого, положите и повесьте вокруг того места, где лежит ребенок много интересного - картинки, игрушки и так далее.
Контрольный вопрос. Подумайте сами, когда мозг развивается больше: когда ребенок лежит запеленутый в толстое одеяло и смотрит в белый потолок или когда он ползает и смотрит в разные стороны, причем в разных комнатах и на разных поверхностях?.. Ребенок развивается, общаясь с вами, и физический контакт родителей с ним - это несомненно форма общения. Все родители возятся со своим малышом, но мы предлагаем упорядочить эту "возню", превратить ее в ряд полезных целенаправленных упражнений.
ВЕСТИБУЛЯРНЫЙ АППАРАТ. Глен Доман все время цитирует русского нейропсихолога Клоссовского, который доказал, что мозг котят и щенят, подвергнутых вестибулярной стимуляции, увеличился на четверть по сравнению с контрольной группой.
Если у вас достаточно широкий трек (кроватка),можете покатать ребенка вниз-вверх, как тесто, а потом на одном месте по часовой стрелке. Попробуйте легко подбрасывать его в руках, только целуйте его после каждого "взлета", чтобы он не пугался.Покрутитесь с ним по комнате, прижимая его к себе или положив его себе на плечо. Все движения убыстряйте постепенно, пусть изменение интенсивности происходит не за часы и дни, а только за недели. Если ребенок пугается, то просто имитируйте полет вверх, не выпускайте его из рук, но руки должны резко уходить вниз.
Хорошо покачать его, держа за руку и ногу, но ОН ДОЛЖЕН ДЕРЖАТЬ ваш палец, и никогда наоборот. Поднимите его за ноги вниз головой... Бабушки, пожалуйста, не причитайте: любая акушерка держит так новорожденного и он еще получает классический акушерский удар по попе, и никому не приходит в голову этого бояться. Это совсем не "страшная", а полезная поза для покачивания и тренировки вестибулярного аппарата. Для хвоста упражнений нет - на этом аналогии с животным миром окончены.
Упражнения такого типа называются ДИНАМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА. Комплекс этих упражнений разработан последователями идей И.Б.Чарковского (автор идеи водных родов) и подробно описан в книге М.Трунова и Л.Китаева "Экология младенчества". Если вы найдете эту книгу и заинтересуетесь динамической гимнастикой, внимательно ознакомьтесь с описанием и смело выполняйте. Если книги нет - то поищите в вашем городе последователей идеи водных родов и проконсультируйтесь с ними - что и как делать.
Дети, с которыми занимались динамической гимнастикой и не делали больше ничего, уже были развиты значительно лучше своих сверстников.
Если вы не можете найти сведения о динамической гимнастике, не отчаивайтесь, прочитайте книгу до конца и найдите те советы, которые вам точно помогут
Итак..
Если ребенок не спит и не ест, он должен двигаться. А когда спит и ест? Во время кормления руки его нужно оставлять свободными, и во сне возможность шевелиться должна всегда быть при ребенке.
Если у вас нет большого опыта, делайте все упражнения с максимальной осторожностью, медленно и постепенно увеличивая активность. Особенно это касается хватательного рефлекса. Если вы считаете себя неловкой матерью, способной выронить ребенка, пусть это будет над мягкой поверхностью и на маленькой высоте. В первые дни во время одного занятия можно поднять его десять-пятнадцать раз - так сильна рефлекторная хватка. Петя Ф. висел в первые две недели по десять-двенадцать секунд по несколько раз за занятие. На девятый день он провисел на пальцах сорок пять секунд, после чего его положили, чтобы не рисковать.
Но заметьте: не менее важным, чем само хватание, является, наоборот, "освобождение" руки, момент, когда ребенок почему-то (чаще всего из-за веса) отпускает ваши пальцы. Именно это является признаком, что с уровня медуллы - первого уровня управления - мы перебираемся "во второй класс".
Упражнения "на освобождение" можно делать для всей кисти, а можно и для каждого пальчика: вы даете ребенку палец и потом с силой вырываете их у него. Только страхуйте лицо ребенка, чтобы он сам себя не ударил при "отдаче", когда вы вырвете свой палец. Вообще, чем больше разнообразных движений вы будете совершать, тем богаче его опыт, тем мощнее становится его физический интеллект - это специальный термин, введенный Доманом. Когда вы делаете сотни легких чередующихся упражнений, вы добиваетесь долгого физического контакта с ребенком. ЕСТЕСТВЕННО для ребенка (как это может быть естественно для животного) быть с матерью. Ни один из видов обезьян не отдает своих детей в чужие руки, в детские палаты родильных домов: матери держат детенышей постоянно на себе, не слишком портя им этим характер. Подобный контакт - кожа к коже - особенно энергетически важен при любом физическом неблагополучии. Можно ли делать упражнения при легкой желтухе новорожденного? Каждый случай должен быть рассмотрен отдельно, но чаще всего там, где врачи требуют полного покоя, нужна обязательно нетяжелая физическая активность. Можно ли заниматься после еды, если младенец бодрствует? Вверх ногами поднимать его не стоит, а поползать или повисеть он может прекрасно.
Еще о хватательном рефлексе. Сложность в том, что если вы даете пальцы слишком медленно, то ребенок их не возьмет или сразу отпустит, а если вы вкладываете в его ладонь пальцы и сразу тянете руки вверх, то вам кажется, что вы можете ребенка выронить. Между двумя этими вариантами приходится лавировать - давать пальцы и не слишком быстро (он должен успеть ухватиться как следует), но и не давая ему времени на раздумье. Вспомните, как действует страховочный ремень в автомобилях: он вытягивается, если его медленно тащить, и тормозится при резком рывке. Именно так ребенок хватает ваши пальцы.
Сколько занятий может быть проведено за день? Пять, шесть девять. Ребенок может заниматься и чаще, просто у вас не хватит на это времени. Если он устанет, он уснет. Но переутомить ребенка короткими, частыми занятиями вы не сможете - у вас не хватит сил на это. Наши прабабушки, человекообразные обезьяны, тренируют детей все двадцать четыре часа в сутки, а хомо сапиенс ухитряется почти полностью обездвижить своих детенышей, ожидая при этом высоких физических достижений. Мы предлагаем промежуточный вариант.
Разговаривайте с новорожденным, развивайте его слух (кстати,вертикальная поза, в которой вы подпрыгиваете на столе, идеальна для общения). Короткие занятия могут быть проведены, когда вы просто взяли ребенка на руки. Это очень хорошая привычка. Вы проводите не весь комплекс, а выбираете упражнения на руки или кружите ребенка по комнате. Любая активность будет ускорять его развитие. Когда вы, используя хватательный рефлекс, тащите ребенка вдоль кровати, он может выпустить одну руку, и вы увидите, что и одной руки ему достаточно для этого упражнения. Это еще одна информация, которая передается в мозг: можно висеть и на одной руке.
Не торопитесь давать ребенку соску или вынимайте ее, как только он засыпает. Новорожденный, которому дали соску во время ползанья, мгновенно перестает ползти. Соска в любом возрасте является тормозящим фактором для развития (это данные английских педиатров). Во время выполнения некоторых упражнений,а иногда и ползая, ребенок может кричать. Заметьте, что о при этом он продолжает ползти. При определенной физической нагрузке ему требуется больше воздуха: он "вентилирует" легкие с помощью крика. Если это не истошный крик, нет повода прекращать занятие.
Чтобы первая неделя жизни ребенка не застала вас врасплох, необходимо к ней готовиться.Не пропустите самое ценное для учебы время!
В какой позе ребенку спать? На животе его меньше мучают газы, он меньше просыпается и проползает за ночь много метров,которые вам скоро надоест считать. Куда он ползет?.. Вы никогда не удивлялись, заметив кошку, которая далеко от города куда-то сосредоточенно движется? Это таинственная загадка. Ответ еще не получен. Может быть, младенец ползет к теплой материнской груди. В любом случае он сейчас резко меняет свое спортивное будущее.

5. ЗДОРОВЬЕ
Относятся ли вопросы здоровья к нашей "олимпийской" теме? Несомненно. В первые годы жизни физическое развитие напрямую связано со здоровьем: любая болезнь отбрасывает ребенка далеко назад. Мы не собираемся слишком подробно останавливаться на этой теме, нам важно охарактеризовать свой подход. Принципиально он совпадает с позицией семьи Никитиных, подробно изложенной в их книгах (См.Библиографию). Главные требования - это естественное вскармливание, закалка, минимальная одежда, простая еда.
Мы думаем, что важен даже минимальный срок кормления ребенка грудью (если по каким-то причинам невозможно делать это весь первый год жизни). Это существенно и для здоровья и для контакта с матерью. Между полностью искусственным вскармливанием и хотя бы месяцем грудного кормления есть огромная разница. Прикармливание молочными смесями, как бы их ни рекламировали, всегда аллергизирует ребенка, поэтому не нужно торопиться к ним прибегать. Мы придаем большое значение небольшим очистительным клизмам, которые выводят из организма все лишнее, устраняют газы - причину плача, помогают ребенку спокойно спать. Может быть, в каких-то идеальных сказочных условиях в этом нет необходимости, но сегодня об экологически чистых продуктах говорить не приходится, мы не едим ничего без консервантов. Чтобы ребенок был здоров, отработанным материалом лучше его не отравлять. "Да у него и так самостоятельный стул!" - говорят многие матери.Поверьте, со стулом выводится только малая часть того, что необходимо удалять. (Разумеется, это относится еще в большей степени ко взрослым, в том числе и к беременным, и кормящим матерям).
Мы являемся сторонниками водной закалки новорожденного - "светский" вариант крещения - в холодной воде (от шести до двенадцати градусов).После него дети становятся намного крепче, редко болеют, вы гарантируете их от простудных заболеваний. После водной закалки включается естественный механизм терморегуляции, который помогает ребенку компенсировать перепады температуры, сквозняки. Слишком тепло одевая ребенка, перекутывая его, мы сбиваем работу этого механизма, вмешиваемся в естественные процессы
терморегуляции в организме. Подробнее о водной закалке и "светском" крещении новорожденного см.книги Никитиных и Скрипалева. Мы не хотим, чтобы это путали с церковным крещением, которого мы не касаемся. В прошлом в России крестили только в ледяной воде, сегодня этого никто не придерживается, а механизм терморегуляции включается только при погружении ребенка в холодную воду.
Среди ежедневных процедур хотим предложить обтирание снегом. Мы живем в жаркой стране, снег у нас есть только в морозилке (есть, оказывается, свои преимущества и у старых холодильников). Мы начали обтирания, когда ребенку было две недели. Это микрошок, но воздействие должно быть предельно коротким - секунду. Натуропаты считают, что это способствует вымыванию токсинов из организма. Важен момент очищения.
Еще одно обыденное закаливающее действие: обливание холодной водой. Мы всегда подмываем ребенка теплой водой, но под конец окатываем ледяной. Ребенок не слишком счастлив, но после этого лежит спокойно и почти никогда не мерзнет.

6. ГДЕ МЫ НАХОДИМСЯ
Легко можно себе представить, что сейчас вашему ребенку уже не месяц и даже не год. Вы захотели с ним активно заниматься, несмотря на то, что много времени уже потеряно.Прежде всего необходимо выяснить, какого этапа своего развития достиг ваш ребенок. Доман сопроводил свою книгу о физическом развитии детей специальной таблицей, которая до русского читателя не дошла. Таблица эта называется "контур развития". Этот контур начинается с хронологического возраста, который делится на семь стадий и дан в месяцах (до 72 месяцев, то есть, шести лет). Существуют основные показатели так называемого физического и мануального (развитие рук) интеллекта, по которым можно определить, на какой стадии находится ребенок.
Напоминаем, что каждая из ступеней означает включение следующего уровня мозга, который начинает контролировать самые сложные на сегодняшний день движения.
Стадия 1. Медулла (костный мозг). Показатели: движения рук и ног при неподвижности тела. Возраст: момент рождения
Стадия 2. Управление принимает участок мозга, называемый понс ("мост"). Показатели: ребенок начал ползать (перемещаться в пространстве) и сознательно разжимать ладонь. По Доману, дети в среднем достигают этого уровня в 2,5 месяца. Пожалуй, это единственный показатель Домана, который нам непонятен. Нам кажется, что для Европы этот возраст "среднего ползанья" наступает гораздо позднее.
Стадия 3. Управление переходит к среднему мозгу. Ребенок встает на четвереньки и начинает сознательно поднимать предметы. Средний возраст: 7 месяцев.
Стадия 4. Участок "первоначальной коры" головного мозга. Ребенок пошел. Он овладел способностью брать мелкие предметы большим и указательным пальцами.Это действие называется "корковым противопоставлением".В среднем дети достигают этой стадии в 12 месяцев.
Стадия 5. Кора головного мозга на ранней стадии ("ранний кортекс").
Ребенок ходит, держа в руках предмет, не используя руки для балансирования. Он научился поднимать различные предметы двумя руками одновременно. Возраст: 18 месяцев.
Стадия 6. "Первобытная кора". Ходьба и бег с помощью перекрестного способа движения (левая рука и правая нога впереди, правая рука и левая нога позади; потом наоборот). Ребенок использует одновременно обе руки, причем одна из них помогает другой (какая-то рука начинает преобладать и становиться доминантной). Нормальный ребенок достигает этого в 36 месяцев.
Мы еще не описали все стадии, но в этом месте должна быть оговорка. Мы пишем книгу о ребенке до трех лет. Обычный ребенок, с которым не производятся специальные занятия, в этот момент добирается до шестой стадии. "Домановский ребенок" достиг ее еще полтора года назад.
Стадия 7. Переходим к взрослой "развитой коре". Показатели: использование одной ноги в качестве опорной, использование при письме доминантной руки. Возраст: 72 месяца (шесть лет).Это вехи пути ребенка, с которым специально ничем не занимаются. Видимо, большинство из нас выросло по этим данным.
А вот результаты, которых может добиться любой ребенок, занимающийся по системе Домана:
2-я стадия: 5 недель
3-я стадия: 3,5 месяца
4-я стадия: 6 месяцев вместо 12
5-я стадия: 9 месяцев вместо 18
6-я стадия: 18 месяцев вместо 36
7-я стадия: 36 месяцев вместо 72
Таким образом, средний результат ускоренного развития - вдвое выше обычного. Есть еще сверхспособные дети или их сверхспособные родители, которые добьются еще больших успехов. В таблице Домана есть еще рубрика "мировой рекорд" для каждой стадии, но эти феноменальные результаты относятся к области экспериментов, а мы пишем о стабильных показателях, которых добиваются сотни тысяч "домановских" детей. То, чего мы, без каких-нибудь сверхусилий, только последовательными занятиями смогли достичь сами, может быть "экспериментом" только для отдаленных сел Ирана.
"Для чего все это нужно?" - остановимся еще раз на этом материнском вопросе. Лет двести назад таким же наивно-естественным был вопрос, для чего нужно учить ребенка читать. Ведь никто в нашей деревне (городе, стране) не читает! Мы считаем, что не нужно ориентироваться на то, что делает (и чего не делает) "население". Волновать вас должно только то, что будет естественной, не тяжелой программой для вашего ребенка. Так вот, ползать с первых дней жизни для ребенка (котенка, слоненка и других млекопитающих) не является "неестественной нагрузкой". А все остальные этапы из этого вытекают.
Давая таблицу Домана, мы приводим только данные по мануальному и двигательному развитию, но есть еще таблицы
для развития зрения, слуха, тактильной чувствительности и языковых навыков: они проходят те же стадии. Мы должны еще добавить, что в своей работе с ребенком мы не стремились скорее добраться до последней стадии, решив развивать оба полушария мозга, а это чуть задерживает развитие.
 
 

Идея и создание сайта, web-дизайн: Колонтаевская Елена Александровна
Последнее обновление 01.02.2007



Hosted by uCoz