"Детский садик"

http://kinder-garten.narod.ru

"Не отбей у ребенка охоту к творчеству"
Автор неизвестен

"Ваш мир в красках, формах и линиях"
По материалам книги В. Окленде "Окна в мир ребенка"

"От каракулей к картинке"
Элина Скляренко

 

 

Не отбей у ребенка охоту к творчеству
Если взрослые слишком часто ругают малыша, подчеркивая его недостатки и забывая о достижениях, ему начинает казаться, что он хуже всех, что его никто не любит, что он никому не нужен. Отсюда возникает комплекс своей неполноценности и как следствие - озлобленность на весь мир, недоверие, которое может выражаться и в агрессивности ребенка, и в его постоянной скованности, неуверенности в себе. А уж об успехах в какой-то творческой деятельности тогда вообще говорить не приходится.
Стараясь воспитать у детей полезные привычки, научить их чему-то, родители постоянно оценивают их действия - хвалят, ругают, делают замечания. Оказывается, в различные периоды дошкольного возраста дети по-разному воспринимают замечания взрослого.
Если дошкольникам 3-х лет предложить выполнить простые задания (построить домик из кубиков, разложить картинки и пр.) и, наблюдая за их действиями, время от времени хвалить их или делать им замечания в очень вежливой форме, то эти замечания особенно не волнуют малышей. Они спокойно продолжают интересное для них занятие, не беспокоясь о том, как оценивает их действия взрослый.
У детей 5 лет, напротив, появляется обостренная чувствительность к оценкам старших. Каждое замечание вызывает обиду - дети хмурятся, отворачиваются, обижаются, а если таких замечаний было слишком много, вообще отказываются выполнять задание.
В дошкольном возрасте отношение взрослых приобретает особую важность. Детям нужно, чтобы не просто заметили, но обязательно похвалили их действия. Если родители или воспитатели слишком часто делают замечания, постоянно подчеркивают неумение или неспособность ребенка к какому-нибудь занятию, у него пропадает всякий интерес к этому делу, и он стремится избежать его. И наоборот, лучший способ научить малыша чему-то, привить ему интерес к какому-то занятию - это поощрение его успехов, похвала его действий.

В качестве примера можно рассказать такой случай. Один мальчик (его звали Петя) до 6 лет никак не мог научиться рисовать. Через несколько месяцев ему нужно было идти в школу, а он даже карандаш правильно держать не умел и на бумаге выводил одни каракули. Воспитательница детского сада неоднократно жаловалась его маме. И та из лучших побуждений ежедневно заставляла Петю рисовать, всякий раз объясняя, как это для него важно: "Все ребята в твоем возрасте уже хорошо рисуют и буквы пишут, а ты даже карандаш плохо держишь! Поэтому сиди и старайся". Но мальчик, несмотря на все настойчивые мамины доводы, отказывался от этого ненавистного для него занятия, капризничал, плакал и даже специально ломал карандаши и рвал бумагу, чтобы избежать очередного урока. А мама опять ругала его и опять заставляла рисовать. И все повторялось сначала. Тогда мама решила пригласить учительницу. Она не была профессиональным художником, но хорошо понимала психологию дошкольника.
Когда Петя первый раз, держа карандаш в кулаке, нарисовал кривое, лохматое солнышко, учительница обрадовалась и похвалила его: "Какое смешное, непричесанное солнышко! Ты, оказывается, совсем неплохо рисуешь! Попробуй еще!" И Петя нарисовал редкую, кривую травку, и что-то смутно похожее на дерево. "Замечательно! - похвалила учительница. - Картинку можно повесить на стенку. Пусть твое солнышко оттуда светит". "Я еще лучше могу", - скромно признался Петя.
Когда он затем нарисовал еще одну похожую картинку, учительница показала, как удобнее держать карандаш, а Петя старался изо всех сил, чтобы его еще похвалили. Следующего урока он уже с нетерпением ждал ("Когда же придет эта странная тетя и похвалит меня за то, за что раньше ругали?"). Учительница приходила и всякий раз хвалила весьма сомнительные успехи мальчика. А Петя стал рисовать даже перед уроком, стремясь получить так нужную ему похвалу от авторитетного взрослого.
Естественно, что он стал рисовать лучше, потому что старался. И когда мальчик уже был уверен, что его уважают, что он рисует не хуже других детей, он спокойно принимал замечания по поводу недостатков в своих рисунках.
Скажешь, что это обман, что это откровенная лесть? Отнюдь нет. Учительница говорила все искренне: ведь в каждом произведении ребенка можно найти что-то хорошее, хотя бы потому, что это его первое произведение и оно чем-то отличается от других. Не надо сравнивать успехи малыша с достижениями других более способных сверстников. Главной точкой отсчета должно стать его собственное достижение неделю назад или вчера. Нужно только заметить его и акцентировать внимание ребенка прежде всего на победе, а не на поражении. Это важно для того, чтобы не отбить у малыша интереса к полезному занятию, чтобы внушить уверенность в своих силах (а эти вещи очень связаны между собой). Ведь когда тому же Пете изо дня в день, из года в год и дома, и в саду постоянно говорили, что у него никаких способностей к рисованию, что он хуже всех рисует и поэтому ему необходимо больше рисовать, он просто ненавидел это "противное" занятие, которое причиняет ему столько неприятностей. А когда учитель помог ему поверить в свои силы, отношение мальчика к рисованию в корне переменилось - оно стало способом его самоутверждения.
Кстати, проверь себя, сумела ли ты создать своему ребенку благоприятную атмосферу для развития его творческой личности…

Ваш мир в красках, формах и линиях
В. Окленде Обычно процесс фантазирования, то, как ребенок размышляет и действует в своем фантастическом мире, отражает его мышление и поведение в реальной жизни. Мы можем заглянуть во внутренний мир ребенка через его фантазии. Мы можем выяснить, что таится в нем или чего он избегает, а также узнать, чего ожидать от него в будущем, исходя из перспективы в его фантазиях. В этой связи мы создаем условия, способствующие фантазированию, и используем фантазию как терапевтическое средство.

Некоторые родители интересовались у меня различиями между фантазиями и ложью. Другие проявляли беспокойство по поводу того, что их дети оказывались затерянными в мире фантазий. Ложь является симптомом какого-то неблагополучия в жизни ребенка. Это скорее способ поведения ребенка, нежели фантазия, хотя иногда оба процесса сливаются друг с другом. Дети лгут потому, что боятся увидеть себя в истинном свете, столкнуться с действительностью, как она есть. Они часто впадают в страх, сомнения, склонны к пониженной самооценке или чувству вины. Они неспособны справиться с окружающей их действительностью и поэтому прибегают к защитному поведению, и их действия могут быть противоположны их чувствам. Часто детей вынуждают лгать их родители.

Родители могут быть слишком жестокими или непоследовательными. Ребенок может быть слишком трудным, чтобы соответствовать их ожиданиям, а родители могут быть неспособны принимать ребенка таким, как он есть. Тогда ребенок вынужден прибегать ко лжи ради самосохранения. Когда ребенок лжет, он часто верит себе. Он сопровождает фантазией поведение, приемлемое для себя. Фантазия становится способом выражения того, что в реальности вызывает у него беспокойство. Я отношусь к фантазиям ребенка серьезно, считая их выражением его чувств. Поскольку другие люди как правило не слышат, не понимают или не принимают его чувств, так же поступает и он сам. Он не принимает себя и вынужден прибегать к фантазиям и последующей лжи. Поэтому в таких случаях необходимо ориентироваться скорее на чувства ребенка, чем на его поведение, начинать узнавать его, слушать, понимать и принимать. В чувствах ребенка его истинная суть. Через отражение своих чувств в окружающих он будет начинать познавать и принимать их. Только тогда можно реально оценить, во имя чего была его ложь, т. е. поведение, которое ребенок использует для выживания.

У детей бывает множество фантастических представлений о событиях, которые в действительности никогда не происходили. Тем не менее они вполне реальны для этих детей, но дети часто скрывают их, что иногда приводит к необъяснимым поступкам. Такие образные фантазии, реальные для ребенка, нередко способствуют возникновению чувства тревоги и страха. Эти чувства должны проявиться, чтобы можно было с ними работать и избавиться от них. Существует много видов фантастического материала. Игра воображения ребенка - это форма фантазий, которую можно развить далее в импровизированных спектаклях с участием других детей. Другой способ выражения фантазии - это изложение историй в самых разнообразных формах: устной, письменной, в виде кукольных и настоящих представлений на сцене. Поэзия также может быть способом выражения фантазии. Существуют пространные, направленно развиваемые фантазии и короткие самопроизвольно возникающие фантазии. Направленные фантазии в основном проводятся при закрытых глазах, но они могут возникать и при открытых. Иногда мы выражаем фантазии в рисунках или лепке. В этом случае я прошу детей создать свой собственный мир на бумаге, используя для этого разные формы, прямые и кривые линии, цвета, но не изображая ничего реального. Я говорю: "Закройте глаза и войдите в свое собственное пространство. Всмотритесь в свой мир. На что он вам кажется похожим? Как бы вы изобразили свой мир на бумаге, используя для этого только линии (прямые и кривые) и формы? Подумайте о цвете в вашем мире. Сколько места займет ваше изображение на бумаге? Где на картинке вы расположите себя?"

Пример: Томми, девяти лет, изобразил серию кривых, нечто, похожее на холмы, и огромное улыбающееся солнце, выходящее из-за холмов. Он рассказал нам, что он - это маленькая точка за темным холмом, у самого его подножия. Некоторые из холмов были раскрашены в яркие цвета, а некоторые были темными. Он использовал кисточку, пастель, простой и цветной карандаши, чтобы достичь различных оттенков. Он сказал: "Я дорога у подножия холмов и я хочу взобраться на них. Это сделать нелегко. Некоторые холмы приятные, а некоторые трудные. Я могу отдохнуть и поиграть на некоторых холмах. Я стараюсь добраться до вершины, где солнце. Для этого потребуется много времени". Я попросила его быть солнцем и поиграть с маленькой точкой. Томми (в роли солнца). "Я вижу, как ты присел отдохнуть. Тебе нужно проделать длинный путь. И все-таки ты это сделаешь. Я всегда здесь". Он же (в роли точки). "Я стараюсь. Я чувствую, что, похоже, предстоит длинный путь. Я вижу тебя там, и ты даешь мне тепло. Я буду стараться". Сам по себе рисунок уже говорит о многом, что уходит глубоко во внутренний мир Томми. В процессе работы с рисунком я могла бы попросить его подробнее рассказать о каждом из его холмов, о том, как он ощущает себя в качестве маленькой точки за холмом, на что это похоже - быть солнцем. Меня всегда поражает глубина чувств и внутреннее содержание, которое выражают дети младшего возраста. Когда я пишу об этом через 5 лет, я испытываю такой же трепет, как тогда, когда я впервые слышала слова Томми, отражающие его внутреннюю мудрость. Три месяца спустя после этого занятия та же самая группа, включая Томми, работала с глиной. Я объяснила детям, как делать абстрактные фигуры, которые могли бы быть их миром в настоящее время и определить с помощью символа свое место в этом мире. Томми вылепил высокую пирамиду с маленьким мячиком, покоящимся на вершине. Он описал свой глиняный мир, свои чувства во время работы с глиной и под конец сказал: "А этот маленький шарик на вершине - это я". Тот час же один ребенок вспомнил его прежний рисунок и напомнил ему об этом. С сияющим лицом Томми сказал: "У! Я полагаю, что в конце концов мне не пришлось слишком долго добираться до вершины!". Это поразило меня как яркое подтверждение возрастания положительного отношения Томми к его собственному миру.

Побольше идей для фантазий и рисунков. Далее я излагаю некоторые указания и описываю методики, используемые мною для того, чтобы дать возможность ребенку выразить свои эмоции и фантазии. Ими ни в коей мере не исчерпываются все возможности; они, скорее, перечисляются, чтобы наметить общую концепцию занятий, которые я провожу с детьми сама, о которых я читала, слышала, думала или которые собиралась использовать. Простор для идей в этой области так же безграничен, как и воображение. Некоторые из этих идей описываются более подробно в других разделах книги. Предоставьте ребенку разнообразные материалы на выбор бумагу разного формата (прекрасным материалом являются газеты, краски, кисточки, карандаши, пастель, цветные карандаши, толсты кисти. Дети также получают удовольствие от технических приспособлений. Используйте иногда кухонные таймеры, секундомеры, различные счетчики (например, для подсчета стоимости продуктов на рынке), счеты и т. д. Вы можете сказать. Сейчас мы будем в течение минуты смотреть на этот цветок. Я засеку время по секундомеру и затем попрошу вас сделать рисунок - не цветка, а тех чувств, которые вы испытываете, глядя на него, или того, что вы почувствуете, когда закончится время. Попробуйте выразить свой мир в виде зрительных образов, представленных в цветах, линиях, формах, символах. Как выглядел бы мир, если бы он был таким, как вам хочется. Проделайте некоторые дыхательные упражнения; изобразите теперь то, что вы чувствуете. Нарисуйте, что вы делаете, когда вы сердиты; что заставляет вас быть сердитым. Изобразите жуткое место, еще что-нибудь жуткое; последний раз, когда вы плакали, место, которое делает вас счастливыми; как вы себя чувствуете в данный момент; как бы вы хотели себя чувствовать. Для детей дошкольного возраста можно использовать макрамэ, рисование бабочек, живопись красками с помощью пальцев, автомобильную краску (автоэмаль высыхает быстро и с помощью ее капель можно создавать прекрасные фантастические картины). Вы можете сами нарисовать ребенка и предложить ему прокомментировать рисунок. В группе могут выделяться пары, в которых один рисует другого, рисуют какую-нибудь вещь совместно с партнером, согласуя тему, смешную картинку, головоломку и т. д.; карту дорог своей жизни (отметьте хорошие места, ухабы, препятствия), изображающую места, где вы когда-то бывали или те, которые собираетесь посетить. Пусть дети используют краски, линии, формы, легкие мазки, жирные мазки, длинные и короткие штрихи, яркие цвета, темные и матовые цвета, длинные и короткие, тонкие и толстые фигуры. Пусть дети работают быстро. Если вы заметили какой-то стереотип, заставьте их поупражняться в действиях, противоположных тем, к которым они привыкли. Предложите ребенку сказать вам, что нарисовать и когда вам это рисовать. Многие из описанных тем могут быть использованы не только для рисования, но и для литературного творчества, лепки и т. п.

Побольше идей для фантазий и рисунков
Семья или группа, в которой роли распределены, как в семье, могут выбрать себе тему и рисовать вместе (поддерживайте связь с группой во время этих занятий и следите за взаимодействием участников). Темы могут быть также заданы: где я нахожусь в настоящей жизни, откуда я прихожу, где бываю, куда я хочу уйти, что мешает мне пойти или оставаться здесь (преграды, препятствия); "Я обычно бываю... но сейчас...". Предложите передавать рисунок по кругу и пусть каждый добавляет что-то свое, когда подходит его очередь.

Нарисуйте: как вы чувствовали себя вчера, сегодня, как чувствуете себя сейчас и как будете чувствовать себя завтра; что значит быть эгоистичным, глупым, сумасшедшим, безобразным. Изобразите что-нибудь из того, что вам хочется, какой-нибудь секрет. Что значит быть одиноким, быть вместе с другими, быть серьезным, быть глупым? Нарисуйте картинку, изображающую вас самих соответственно вашим представлениям о том, как вы выглядите. Предоставьте себе возможность просто водить рукой по бумаге и делать ею все, что угодно.

Работая с детьми, можно также произносить слова и предлагать детям быстро рисовать то, что представляют эти слова: любовь, ненависть, красота, тревога, свобода, милосердие и т. д.

Изобразите, как вы чувствуете себя в роли женщины или мужчины, ребенка или взрослого, мальчика или девочки. Как вы себе представляете, какие ощущения вы испытывали бы, если бы были лицом другого пола? Нарисуйте себя в виде зверя и среду, в которую вас поместили, образ вашей матери (отца), используя цвета, линии и формы. Мысленно вернитесь назад к тому времени, когда вы были очень маленькими, и изобразите что-нибудь, что делало вас счастливыми, приводило в состояние возбуждения, вызывало хорошее самочувствие; что-нибудь из того, что вы имели, что-нибудь из того, что вы делали, кого-нибудь из ваших знакомых, что-нибудь, что вас огорчало, и т. д. Рисуйте это так, как будто вы находитесь в том возрасте, когда это происходило. Нарисуйте что-нибудь, чего бы вы хотели, когда были маленькими. (Когда ребенок рассказывает или упоминает о чем-нибудь, попросите его нарисовать эту вещь: физическую боль, происшествие, чувство и т д.)- Нарисуйте воображаемое животное. Будьте этим зверем: что он мог бы делать? (Работая с группой, предложите изобразить двух зверей, сражающихся друг с другом. Пусть каждый нарисует одного из этих зверей или обоих и напишет или продиктует по три слова, чтобы описать каждого зверя.) Теперь побудьте в роли зверя и расскажите о себе. Нарисуйте что-нибудь, что вам не нравится из того, что я делаю, а я нарисую что-нибудь, что не нравится в ваших действиях мне. Нарисуйте что-нибудь, тревожащее вас. Изобразите три желания. Представьте себе, что у вас сегодня есть возможность достичь чего-то из того, что вы хотите получить в этом мире. Нарисуйте то, чего вы хотели бы достичь. Если бы вы были волшебником, где хотелось бы вам быть?

Нарисуйте подарок, который вам хотелось бы получить; что вам хотелось бы подарить. Кто мог бы вам его подарить? Кому вы могли бы его подарить? Нарисуйте: что-нибудь из того, что вы не хотели бы делать; что-нибудь из того, из-за чего вы чувствуете себя виноватым; ваши возможности, что-нибудь из того, чего вам нужно избежать. В качестве тем для рисунков можно использовать множество других вещей: фантазии, рассказы, звуки, движения, достопримечательности. Можно также комбинировать рисование с сочинением литературных произведении, стихов.

От каракулей к картинке
"Дети, конечно, не делаются художниками оттого, что в течение дошкольного детства им удалось создать несколько действительно художественных образов. Но в развитии их личности это оставляет глубокий след, так как они приобретают опыт настоящего творчества, который приложат к любой области труда" Н.П. Сакулина
В каком возрасте ребенок начинает рисовать? Все зависит от того, когда близкие ему люди дадут первый в его жизни карандаш или краски.
Многие современные родители доверяют эти “развивающие” пособия очень рано своему малышу, еще до года. И правильно делают! Не сомневайтесь, польза от рисования огромная!
Рисование – это своеобразная игра для вашего малыша, это игра в творчестве, это развитие его органов чувств, эмоций, сенсорных способностей, фантазии и интеллекта.
Чем раньше вы предоставите малышу возможность развивать себя в таком творчестве, тем лучше. Не бойтесь давать крохе краски или карандаши; не бойтесь, что он будет пробовать их на вкус…. это все временно.
Сегодня можно купить абсолютно безопасные краски и материалы для вашего совместного первого рисования. Например, фирма Krayola выпускает краски, глину для лепки, первый пластилин и прочие материалы для малышей, которые безопасны, если ребенок решит попробовать их на зуб.
Рисование в таком юном возрасте принесет несомненную пользу не только крохе, но и вам. Многие современные психологи подчеркивают, что в таких совместных играх и занятиях налаживается эмоциональный и творческий контакт. Рисование снимает стресс, переутомление и напряжение, оно помогает справиться с депрессией у молодой мамы после родов.

А теперь давайте вернемся к детскому рисунку
Что же такое детский рисунок? Как малыши учатся рисовать?
Создание сложной картинки шестилетним непоседой - это целая история творения "шедевра".
Чтобы научиться рисовать такой “шедевр”, малыш обязательно проходит все этапы эволюции "учебы" рисованию. Сложно? Странно? Да - это Учеба, это Труд для малыша! Давайте понаблюдаем, как создается рисунок вашим крохой месяц за месяцем, год за годом.
Если вы дали первые краски малышу раньше года, то, скорее всего, ваше совместное рисование начнется не кисточкой, а ладошками или даже ножками (стопами) малыша. Это абсолютно нормально для начала, не стоит переживать, что кроха измажется или у него ничего не получится. А многие психологи подчеркивают, что такое рисование полезно для развития тактильных ощущений – на ладошках и стопах располагается множество активных чувствительных точек!
Что делает малыш? Он с огромным удовольствием размазывает гуашь по белому листу и наблюдает своими внимательными глазенками за процессом появления красивых разноцветных пятен. Эти пятна и следы наносятся как попало, но с огромным восторгом. Рисование у младенцев занимает всего пару минут, но это огромный труд для них. Не поленитесь разложить на полу побольше листов бумаги, дайте крохе выбрать краску (может быть ему понравится красная или ярко желтая краска – не мешайте в выборе!) и пусть он творит свои произведения. Не надо напрягаться сложностью рисунка или идеей будущего произведения, дайте волю вашей фантазии! Творите вместе!
После года, когда ручки крохи окрепнут, ему можно предложить порисовать кисточками и карандашами. Первые кисточки должны быть толстые, чтобы их легко было удержать.
Размашистые и свободные движения вашего малыша карандашом или кисточкой на листе бумаги уже можно считать рисунком. А первый рисунок - это первые каракули.

Именно к полутора годам он начинает чиркать по листку, на котором появляются скопления из множества штрихов и точек. Ваш ребенок постепенно будет совершенствовать моторику речи и с карандашом в руках – движение кисти. Вы должны понимать, что развитие речи, моторики и рисование – это единый и очень важный процесс развития интеллекта у малыша.
Позаботьтесь, чтобы первые карандаши были средней мягкости, а грифель коротко и кругло очинен. Бумагу подберите плотную (ватман), иначе она порвется под размашистым и энергичным ударом-натиском вашего непоседы! После года, уроки рисования можно проводить за столиком, на полу или просто на стенах – как вам удобнее. Например, известные педагоги Никитины, рекомендуют прикрепить листы или рулоны бумаги по периметру комнаты малыша, и пусть себе рисует! Так создается развивающая обстановка в доме. Легко и просто, ненавязчиво и без напряжения ваши уроки продвигаются все дальше и дальше. Главное, создайте творческую атмосферу в вашем доме и не ругайте малыша, за обрисованные обои (кстати, психологи считают это вредным!). Дайте малышу подрасти, а потом вы сделаете ремонт в квартире.
Малыш растет и к двум годам он уже начинает исследовать и пытаться осознавать связь между различными движениями руки и получающимися на листе изображениями. В этом возрасте чаще всего малыши изображают многочисленные кругообразные каракули, точки и палочки. Иногда появляется прямая линия, как оборванный кружочек, или кривая, которая легко прерывается.
Кроха уже способен замечать границы листа бумаги и даже понимает, что его рисунок может переместиться на стол. Но, конечно, пока его главный интерес заключается в самом процессе рисования, а не в его конечных результатах.
Дети учатся отображать действительность в символах. Малыши рисуют кружочки и палочки, в которых они видят - "машинку", "маму", "собачку" и другие предметы. Все эти элементы изображений уже можно назвать “Образами”, но только на данном, начальном этапе создания рисунка. Для ребенка эти элементы составляют полный и законченный рисунок.
Начальный этап создания рисунка, все эти элементы - это основа для будущего обучения письму. Со временем из таких кружочков и палочек составятся буквы, слова и фразы.

 

Идея и создание сайта, web-дизайн: Колонтаевская Елена Александровна
Последнее обновление 07.01.2007



Hosted by uCoz