"Детский садик"

http://kinder-garten.narod.ru

"Развитие речи"
Дударева Елена Александровна, логопед - дефектолог

"Этапы речевого развития ребенка"
Галина Рудковская, логопед-дефектолог детского центра

"Развитие речи (от 1 года до 2 лет)"
П
о материалам сайта kid.ru

"Методика коррекции нарушений звукопроизношения"
Автор неизвестен

"Схема проведения индивидуального логопедического занятия"
Автор неизвестен

"Советы родителям"
Наталья Мельникова www.logoped-riga.narod.ru

 

 

Развитие речи
Результаты обследования
Оценка понимания речи
Прислушивается к голосу взрослого, реагирует на интонацию, узнает отдельные словесные команды. Уровень понимания речи - 2 (6 - 10 месяцев).
Оценка основных видов речевой деятельности
Речевое подражание не сформировано. Максимальное количество слогов в слове - 2. Словесные комбинации отсутствуют. Активный словарь: правильно произносимых слов -3 (мама, папа, баба); слов - звукоподражаний - 2 (мяу-мяу, тяф-тяф); слов, не напоминающих слова родного языка - 2 ("р-р-р" в значении "мишка" и "бр" в значении "гулять"). Артикуляционный аппарат без видимых отклонений, объем движений в норме. Основные мимические движения выполняет.
Дополнительные виды деятельности
Зрительно предметы по форме, цвету, величине не соотносит. Предметно - действенное общение со взрослым сформировано недостаточно (умение устанавливать и поддерживать контакт через предметы и игрушки развито слабо). Реакция на нового человека отсутствует.
Симптомы риска:
Отставание в развитии и рудиментарность лепета, невыполнение простых словесных команд, активный и пассивный словарь сформированы недостаточно, нарушение избирательного предметно-действенного общения со взрослым, отсутствие подражательных игровых действий.
Рекомендации

Цели коррекционной работы:
развитие подражательной деятельности (в частности, речевого подражания);
формирование предметно-действенного общения ребенка со взрослым (умение общаться с помощью предметов, поддерживать контакт, участвовать в совместной деятельности);
работа над ситуативным пониманием обращенной речи (понимать речь в зависимости в конкретной ситуации);
общая стимуляция психоречевого развития;
развитие общих двигательных умений, развитие мелкой моторики пальцев рук;
стимулирование речевого высказывания;
развитие речевого дыхания.
Рекомендации по проведению занятий

Ребенок должен постоянно слышать правильную речь - необходимо оречевлять все действия, постоянно разговаривать с Витой.
Все представленные здесь игры и упражнения необходимо проводить как можно чаще, несколько раз в день - только тогда можно ожидать какого - либо четко выраженного результата. Не стоит переходить к более сложным играм и упражнениям, если Вита не усвоила более легкие. Эта программа занятий рассчитана на ежедневные игры и упражнения в течение двух - трех месяцев. Когда Вита освоит все изложенные здесь игры - программа будет дополнена и изменена за счет введения новых направлений коррекционной работы и, соответственно, новых игр и упражнений.
Каждый день проводите, по крайней мере, по одной игре из каждого коррекционного направления. Наиболее часто ( 4 - 5 раз в день ) проводите: игры на развитие мелкой моторики пальцев рук и массаж пальчиков; на развитие умения подражать действиям взрослого; на развитие и стимуляцию речевого высказывания ( особенно игры - переклички ) - игры см. ниже.
Чтобы не перегружать ребенка в течение дня, пытаясь провести все намеченные игры за один раз, советую составить примерное расписание занятий и придерживаться его в течение дня. Предлагаю примерный вариант режима для первой недели занятий (игры и упражнения прилагаются ниже):

Подъем
Массаж пальчиков, игра на развитие мелкой моторики ("Этот пальчик хочет спать").
Умывание
Игра - перекличка
Завтрак
Игра - перекличка, развитие внимания и слухового восприятия ("Где позвонили?"), стимулирование речевого высказывания ("Кто как плачет?"), развитие умения подражать действиям взрослого ("Ладушки"), развитие мелкой моторики ("Этот пальчик хочет спать"), массаж пальчиков.
Обед
Развитие мелкой моторики ("Этот пальчик хочет спать"), массаж пальчиков, игра - перекличка.
Дневной сон
Сюжетная подвижная игра ("Прячем мишку"), развитие речевого дыхания ("Снежинка"), развитие внимания и слухового восприятия ("Где позвонили?"), стимулирование речевого высказывания ("Кто как плачет?"), развитие мелкой моторики ("Этот пальчик хочет спать"), массаж пальчиков.
Прогулка
Стимулирование речевого высказывания ("Кто как плачет?"), игры - переклички, развитие мелкой моторики ("Этот пальчик хочет спать"), развитие умения подражать действиям взрослого ("Ладушки"), развитие внимания и слухового восприятия ("Где позвонили?").
Ужин
Развитие мелкой моторики ("Этот пальчик хочет спать"), массаж пальчиков, игры - переклички, развитие умения подражать действиям взрослого ("Ладушки").
Сон
Режим дня дан для примера, после каждого режимного момента даны направления коррекционной работы. Общее количество игр и упражнений в день:

Игры, развивающие внимание и слуховое восприятие - не меньше трех раз в день.
Игры и упражнения для стимулирования речевого высказывания - игры - переклички как можно чаще (5 - 6 раз в день), "Кто как плачет?" - не меньше трех раз.
Игры и упражнения, развивающие речевое дыхание - 1-2 раза в день.
Игры и упражнения, развивающие умение подражать действиям взрослого - 2-3 раза в день.
Игры для развития мелкой моторики - как можно чаще (5-6 раз в день).
Сюжетные подвижные игры - 1-2 раза в день.
Ниже предлагается список игр по каждому направлению. Эта разработка рассчитана на ежедневные занятия в течение 8 - 10 недель. Примерная разбивка игр и коррекционных упражнений по неделям (игры и упражнения расположены по степени сложности, не переходите к более сложному варианту, не освоив более легкого).

1 неделяя

Игры, развивающие внимание и слуховое восприятие
"Кто что услышит?".

Игры и упражнения для стимулирования речевого высказывания
Игры - переклички, "Кто как плачет?".

Игры и упражнения, развивающие речевое дыхание
"Снежинки", различные варианты этой игры.

Игры и упражнения, развивающие умение подражать действиям взрослого
"Ладушки".

Игры для развития мелкой моторики
Любая игра из представленных ниже.

Сюжетные подвижные игры
"Прячем мишку".

2 неделя

Игры, развивающие внимание и слуховое восприятие
"Кто что услышит?".

Игры и упражнения для стимулирования речевого высказывания
Игры - переклички, "Кто как плачет?" (увеличивается количество разучиваемых звуков на 1 - 2 в неделю. Выученные звуки постоянно повторяются).

Игры и упражнения, развивающие речевое дыхание
"Снежинки", различные варианты этой игры.

Игры и упражнения, развивающие умение подражать действиям взрослого
"Ладушки".

Игры для развития мелкой моторики
Любая игра из представленных ниже.

Сюжетные подвижные игры
"Прячем мишку".

3 неделя

Игры, развивающие внимание и слуховое восприятие
"Где позвонили?".

Игры и упражнения для стимулирования речевого высказывания
Игры - переклички, "Кто как плачет?" (увеличивается количество разучиваемых звуков. Выученные звуки постоянно повторяются).

Игры и упражнения, развивающие речевое дыхание
"Снежинки", различные варианты этой игры.

Игры и упражнения, развивающие умение подражать действиям взрослого
"Ладушки" и "Мы ногами топ-топ-топ".

Игры для развития мелкой моторики
Любая игра из представленных ниже.

Сюжетные подвижные игры
"Прячем мишку" (вместо мишки берем любую другую игрушку и проводим игру с ней).

4 неделя

Игры, развивающие внимание и слуховое восприятие
"Где позвонили?".

Игры и упражнения для стимулирования речевого высказывания
Игры - переклички, "Кто как плачет?" (увеличивается количество разучиваемых звуков. Выученные звуки постоянно повторяются).

Игры и упражнения, развивающие речевое дыхание
"Снежинки", различные варианты этой игры.

Игры и упражнения, развивающие умение подражать действиям взрослого
"Ладушки" и "Мы ногами топ-топ-топ".

Игры для развития мелкой моторики
Любая игра из представленных ниже.

Сюжетные подвижные игры
"Прячем мишку".

5 неделя

Игры, развивающие внимание и слуховое восприятие
"Узнай по слуху".

Игры и упражнения для стимулирования речевого высказывания
Игры - переклички, "Кто как плачет?" (увеличивается количество разучиваемых звуков. Выученные звуки постоянно повторяются).

Игры и упражнения, развивающие речевое дыхание
"Снежинки", различные варианты этой игры.

Игры и упражнения, развивающие умение подражать действиям взрослого
"Ладушки", "Мы ногами топ-топ-топ", "Мы захлопали в ладоши".

Игры для развития мелкой моторики
Любая игра из представленных ниже.

Сюжетные подвижные игры
"Прячем мишку".

6 неделя

Игры, развивающие внимание и слуховое восприятие
"Узнай по слуху".

Игры и упражнения для стимулирования речевого высказывания
Игры - переклички, "Кто как плачет?" (увеличивается количество разучиваемых звуков. Выученные звуки постоянно повторяются).

Игры и упражнения, развивающие речевое дыхание
"Снежинки", различные варианты этой игры.

Игры и упражнения, развивающие умение подражать действиям взрослого
"Ладушки", "Мы ногами топ-топ-топ", "Мы захлопали в ладоши".

Игры для развития мелкой моторики
Любая игра из представленных ниже.

Сюжетные подвижные игры
"Прячем мишку".

7 неделя

Игры, развивающие внимание и слуховое восприятие
"Ручками похлопаем, ножками потопаем".

Игры и упражнения для стимулирования речевого высказывания
Игры - переклички, "Кто как плачет?" (увеличивается количество разучиваемых звуков. Выученные звуки постоянно повторяются).

Игры и упражнения, развивающие речевое дыхание
"Снежинки", различные варианты этой игры.

Игры и упражнения, развивающие умение подражать действиям взрослого
"Ладушки", "Мы ногами топ-топ-топ", "Мы захлопали в ладоши", "Мы топаем ногами".

Игры для развития мелкой моторики
Любая игра из представленных ниже.

Сюжетные подвижные игры
"Прячем мишку".

8 неделя

Игры, развивающие внимание и слуховое восприятие
"Ручками похлопаем, ножками потопаем".

Игры и упражнения для стимулирования речевого высказывания
Игры - переклички, "Кто как плачет?" (увеличивается количество разучиваемых звуков. Выученные звуки постоянно повторяются).

Игры и упражнения, развивающие речевое дыхание
"Снежинки", различные варианты этой игры.

Игры и упражнения, развивающие умение подражать действиям взрослого
"Ладушки", "Мы ногами топ-топ-топ", "Мы захлопали в ладоши", "Мы топаем ногами".

Игры для развития мелкой моторики
Любая игра из представленных ниже.

Сюжетные подвижные игры
"Прячем мишку".

Игры, развивающие внимание и слуховое восприятие

Необходимы для развития умения сосредоточиваться на звуке - без этой способности нельзя научиться слушать и понимать речь.

Кто что услышит?
Цель: развитие остроты слуха, умения правильно воспринимать словесную инструкцию, независимо от силы голоса, которым ее произносят.
Материал: различные игрушки
Ход игры: Шепотом с расстояния 2 - 3 метра окликать Виту. Затем давать шепотом краткие и простые задания, а произносить их тихо, но очень четко. Например: Принеси куклу, Подними мишку.

Где позвонили?
Цель: развитие направленности слухового внимания, умения определять направление звука, ориентации в пространстве. Материал: звоночек Ход игры: играть в прятки, и кроме голосовых команд ("Ау!"), звенеть в звоночек. Через какое - то время прятаться и только звенеть в звоночек. Когда Вита привыкнет к звоночку, проводить следующий вариант игры: закрывать Вите глазки, и звенеть колокольчиком с какой - либо стороны от Виты. Когда глазки открыли - Вита показывает(смотрит), откуда звенел колокольчик (руку с колокольчиком не убирать). Впоследствии Вита с закрытыми глазками должна тянуться за звенящим колокольчиком.

Узнай по слуху
Цель: развитие слухового внимания Материал: различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки (книжка, бумага, ложка, барабан, звонок, дудка и т.д.). Все игрушки назвать - познакомить Виту с их названиями. Ход игры: привлечь внимание Виты к различным звукам, издаваемым этими предметами, дать ей самой попробовать произвести эти звуки. Затем взять два предмета, издающих характерные шумы. Вите закрыть глазки, и пошуметь одним из предметов. Глазки открыть, вместе с ней определить, какой предмет звучал. Постепенно увеличивать количество предметов.

Ручками похлопаем, ножками потопаем
Цель: развитие умения переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно различному звучанию бубна, развивать умение подражать действиям взрослого Материал: бубен Ход игры: сначала один из взрослых стучит в бубен тихо - второй в это время вместе с Витой хлопает в ладоши (сначала берет ее руки в свои и делает за нее, впоследствии Вита должна выполнять движение сама). Потом бубен начинает звучать громко - вместе с Витой топать ногами. Игру повторять, меняя звучание бубна 3 - 4 раза. Добиваться все большей самостоятельности Виты при выполнении этой игры.

Игры и упражнения для стимулирования речевого высказывания

Как можно чаще проводите игры - переклички. Когда ребенок лепечет, взрослый повторяет звуки ребенка, вовлекает его в общение с помощью речи, "разговаривает", а затем произносит новые звуки и слоги, а ребенок подражает ему.

Кто как плачет?
Цель: стимулировать речевое высказывание, развивать речевое подражание; Материал: кукла, игрушки: кошечка, собачка и т.д. Ход игры: взрослый несколько раз показывает игрушку и называет ее. Вместе с ребенком нужно: укачивать куклу и тянуть: "А-а-а!" (кукла плачет). Учить повторять, как кричит ослик ("Иа!"), мяукает кошка, лает собака и т.д. Несколько раз повторить звуковые комплексы должен взрослый, затем в процесс повторения вовлекается ребенок. Впоследствии провести такой вариант игры: взрослый показывает игрушку (например, куклу) и спрашивает: "Как кукла плачет?". Вита произносит выученный звуковой комплекс. Перечень звуковых комплексов для разучивания: "А-а-а!" (кукла плачет), "Иа!" (кричит ослик), "Ау!" (дети заблудились в лесу), "Уа" (плачет ляля), "Бух" (падает что-либо), "Бум-бум" (бьют в барабан), "Мяу" (мяукает кошка), "Ав-ав" (лает собака), "би-би" (едет машина), "ту-ту" (едет паровоз).

Игры и упражнения, развивающие речевое дыхание

Проводите всевозможные игры на сдувание различных легких предметов: кусочков бумаги, ваты, различных бумажных фигурок. Например:

Снежинки
Цель: развитие речевого дыхания, формирование умения делать плавный и длительный выдох; Материал: несколько рыхлых кусочков ваты; Ход занятия: взрослый показывает кусочек ваты и говорит: "На улице сегодня чудесная погода, снежок падает. Я подула на снежинку, и она полетела. А ты хочешь подуть на снежинку?". Перед этим упражнением необходимо на улице показать ребенку снег и снежинки.

Игры и упражнения, развивающие умение подражать действиям взрослого

Эти игры развивают координацию движений, учат подражать действиям взрослого. Взрослый, произнося слова, вначале сам производит необходимые действия, затем сопровождает свои слова действиями ребенка (берет его ладошки и хлопает ими), а потом побуждает ребенка к самостоятельному выполнению движений по словесной команде.

Ладушки
Взрослый берет ручки ребенка и хлопает в ладоши, приговаривая:
Ладушки, ладушки,
Где были? У бабушки.
Побуждать Виту к самостоятельному выполнению этой игры - взрослый говорит слова, а Вита хлопает в ладошки.

Аналогичным образом формировать связь между словами: "До свидания" (махать рукой с помощью взрослого, затем самостоятельно). "Дай ручку" (давать руку по просьбе взрослого - сначала с помощью, затем самостоятельно). "Ко-ко-ко" (стучать пальчиками по столу: "Курочки клюют зерна" - с помощью и самостоятельно. Взрослый только произносит слова).

Когда Вита освоит перечисленные игры, разучивать более сложные варианты по тому же алгоритму: выполнение движений с помощью взрослого, затем самостоятельно (взрослый оречевляет движения).

Мы ногами топ - топ - топ,
А в ладошки хлоп - хлоп - хлоп!
Хлопать в ладошки, стучать ножками.

Все захлопали в ладошки
Дружно, веселее.
Застучали наши ножки
Громче и быстрее.
Хлопать в ладошки, стучать ножками.

Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Качаем головой,
Качаем головой.
Топать ножками, хлопать в ладошки, качать головой.

Игры для развития мелкой моторики

Игры по совершенствованию движений пальчиков должны проводиться как можно чаще - развитие мелкой моторики стимулирует развитие речевых зон коры головного мозга (эти зоны расположены рядом). Проводить массаж пальчиков (каждый пальчик погладить, растереть).

Цель: развитие подвижности пальцев рук
Ход игры: ребенок сидит перед взрослым на стуле. Взрослый читает стихи, сопровождая их последовательным загибанием пальцев на обеих руках.

Варианты песенок - потешек:

Мой Мизинчик, где ты был?
С Безымянным щи варил,
А со Средним кашу ел,
С Указательным запел.
А Большой меня встречал
И конфетой угощал.
Указательный на правой
Вел в поход нас всей оравой.
Средний брат несет рюкзак,
Безымянный ходит так,
А Мизинец стал играть:
Братьев слушать приглашать.
Правый же Большой плясал
И на танец приглашал.

Ивану - большаку - дрова рубить,
Ваське - указке - воду носить,
Мишке - среднему - печку топить,
Гришке - сиротке - кашу варить,
А крошке - Тимошке - песенки петь.
Песни петь и плясать
Родных братьев потешать!

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики - "Ура"!
В детский сад идти пора!

При этих стишках можно сгибать (разгибать, если ручку сделать в кулачок) пальчики начиная то с большого, то с мизинца, то на правой, то на левой руке.

Сюжетные подвижные игры

Прячем мишку
Ход игры: Взрослый прячет знакомую ребенку большую игрушку (например, медведя) так, чтобы она была немного видна. Говоря: "Где мишка? Ищи мишку! Мишка ау!", взрослый ищет его вместе с ребенком. После игры с мишкой прячется сам взрослый крича "Ау"!.

Этапы речевого развития ребенка
Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, счастливым, общительным. К сожалению, не каждый ребенок может легко вступать в контакт со сверстниками и со взрослыми. И причины тому могут быть самые разные: природная застенчивость, психологические, речевые или физиологические проблемы.
Задача родителей - вовремя заметить трудности, которые испытывает малыш, разобраться в этой проблеме, установить причину его неудач и помочь ребенку. Порой родители самостоятельно не могут с этим справиться, и тогда приходится обращаться за помощью к специалистам: психологам, педагогам, врачам, логопедам. Очень важно вовремя обнаружить проблему и обратиться к хорошему специалисту, когда проблема еще не приобрела серьезных масштабов, т.к. чем больше она запущена, тем сложнее и дороже будет ее устранение. А порой исправить сложившуюся ситуацию бывает и невозможно.
Что же должны знать родители о речевом развитии ребенка? Нужно ли обращать внимание на то, когда заговорил ребенок и как он пользуется речью? Нужно ли заниматься с ребенком, если вы видите, что он отстает от сверстников в речевом развитии или ждать, что все произойдет "само собой", "когда-нибудь он научиться говорить"?
Родителям четко надо усвоить простую истину: ребенка необходимо воспринимать как собеседника с момента его нахождения в утробе матери. Очень важно как можно больше говорить с малышом, даже тогда, когда он еще не научился вам отвечать. Помните - он запоминает, что вы говорите и как вы говорите. Именно вашей речью пополняется активный и пассивный словарный запас, а в дальнейшем и связная речь ребенка.
Речевые проблемы - это бич нашего времени. Нужно насторожиться, если ребенок примерно к 1 году 2 месяцам не повторяет за взрослым слоги и односложные слова ("ба", "да" и т.п.), у малыша отсутствует звукоподражание, если в 2 года малыш не строит самостоятельно предложения из двух слов. Нудно бить тревогу, если ребенок в 2 года и 6 месяцев не строит предложение из трех-четырех слов, простые и сложносочиненные.
Для того чтобы понять, все ли в порядке с речевым развитием малыша, родителям необходимо знать этапы развития речи ребенка.

Примерный возраст Умения ребенка
4 месяца Произносит гласные звуки, близкие к "а", "ы", "у", возможно с сочетанием с согласным "г" (гулит).
8 месяцев Начинает понимать слова и жесты, повторять услышанное и увиденное.
10 месяцев Произносит серии одинаковых слогов: "дядядя", "бабаба", "мамама" (лепечет).
1 год 2 месяца Повторяет за взрослыми слоги и односложные слова, которые уже умеет произносить: "ба", "дя" и т.п. Реагирует на свое имя.
1 год 6 месяцев "Говорит на своем языке" - произносит множество слогов и их сочетаний, напоминающих слова. Знает, кто такие "папа", "мама", "деда", "баба" и т.п. Хорошо развито звукоподражание. Произносит односложные или двухсложные слова: "папа", "мама", "на",
"да", "дай" и т.п. Показывает где у куклы глазки, носик и т.д., те же части тела показывает и других.
1 год 8 месяцев Активно произносит двухсложные слова: "тетя", "кися" и т.п. Стремительно растет словарный запас.
1 год 10 месяцев Произносит двухсложные слова и два слога их трехсложных слов ("синя" - машина). При произношении слов опускает первый звук в слове или конечный согласный. Использует именительный и винительный падежи для обозначения места.
2 года - 2 года 2 месяца Говорит словосочетания: "мама Лена". Строит предложения из двух слов: "мама, дай", "баба, ди (иди)". Пытается произносить трехсложные и четырехсложные слова. Вставляет отдельные слова в знакомые стихотворения, называет картинки. Свои просьбы оформляет в виде словосочетания или простого предложения с пропуском предлогов: "положи мяч стол". Использует дательный падеж для обозначения лица: "дай Вове", обозначает направление, опуская предлог: "иди маме". Использует творительный падеж в значении орудийности действия: "бить молотком", предложный падеж со значением места: "лежит сумке".
2 года 2 месяца - 2 года 6 месяцев Произносит простые предложения из трех - четырех слов. Сложносочиненные предложения: "это мой большой мишка". Начинает употреблять в речи предлоги.
3 года Повторяет наизусть двустишия и четверостишия. Строит многословные, в том числе сложноподчиненные предложения: "когда папа придет с работы, мы пойдем гулять". Ребенок понимает кто он: мальчик или девочка. Выдумывает забавные словечки и выражения. Наступает возраст негативизма, так называемый "кризис трех лет". Родители должны понимать, что в этот период малыш просто учиться управлять собой, познает границы дозволенного, ищет выходы из конфликтных ситуаций. Для будущей жизни такой опыт ему просто необходим. Задача родителей - проявить терпение и понимание.
4 года В этом возрасте малыш должен уметь правильно пользоваться предлогами, согласовывать существительные с прилагательными и числительными, образовывать существительные с уменьшительно ласкательными суффиксами. Постепенно уходят дефекты звукопроизношения.
5 лет В этом возрасте малыш использует сложные предложения, все грамматические формы, овладевает всеми типами склонений. В речи появляются деепричастия (сидя, лежа, прыгая и т.д.). Употребляются все предлоги, в том числе в активную речь входят сложные предлоги (из-за, из-под и т.п.). Совершенствуются возможности пересказа. Образуют прилагательные от существительных (железо - железный). Заканчивается формирование правильного произношения согласных.
6 лет Дети этого возраста должны правильно произносить и различать все фонемы родного языка. Полностью усваивается слоговая структура слов. Самостоятельно определяют наличие звука в слове, отбирают картинки, придумывают слова с заданным звуком, выделяют ударный гласный, первый и последний звуки в слове. Идет пополнение активного и пассивного словарного запаса. В этом возрасте ребенок должен самостоятельно обобщать и классифицировать предметы по различным признакам.

Развитие речи (от 1 года до 2 лет)
12—15 месяцев
Второй год можно назвать "спрашивай — отвечаем". Два основных направления сейчас — это разговор самого малыша и то, что он понимает. В начале второго года ребенок говорит еще очень мало, но понимает практически все. Он произносит первые слова, которые начинаются на согласные — "б" (баба), "к" (киса), "д" (деда) и т. д. Часто произносит только первую часть слова, но уже твердо может выразить свое недовольство словом "нет".
Для того чтобы интерес к речи у ребенка не угасал, продолжайте называть каждый предмет, который присутствует в повседневном его обиходе. Чаще совершайте совместные прогулки, называя те или иные предметы. Называйте то, что больше всего интересует малыша; если он покажет на жука, скажите ему: "Жук". И пусть он повторит: "Жу..." . Тогда согласитесь с ним и ответьте: "Да, это жук". Малыш почувствует, что правильно вас понял, и с большим усердием будет вторить, осваивая новые понятия.
В этом возрасте ребенка можно назвать "маленьким попугаем". Он будет вторить не только вам, но и различным звукам. Малыш будет передразнивать животных и машины, звуки телевизора и радио.
Внимательно отнеситесь к жестам своего ребенка, ему необходимо вам многое сказать, и надо относиться к этому е уважением. Если же вы не будете реагировать на знаки, которые подает вам малыш, заработает "хныкалка". Ребенок привыкнет, что только так он сможет привлечь ваше внимание.
В это же время ребенок может выполнить односложные указания ("Принеси печенье!") , так как он уже понимает связь между словами и изображениями-образами.

15—18 месяцев
Ребенок узнает все больше слов. Новые слова он все еще произносит забавно и невнятно, а вот тс, которые знал раньше, проговаривает хорошо. Малыш пробует произносить более сложные слова, а односложные складывает вместе: "бай-бай", "нет-нет". Он ухватывает суть разговора, даже если разговор не касается непосредственно его. Начинает произносить первые предложения: "Я пошел", — и понимает вас даже без жестов. Теперь можете беседовать. Многие слова, которые произносились сотни раз, будут употребляться в беседах. Учите его названию имен и понятий, таких как "горячо", "больно", "холодно".
Пойте вместе, или пусть малыш с вашей помощью жужжит, мяукает или "пикает". Рассматривайте и обсуждайте вместе картинки в книжках, тем самым расширяя кругозор ребенка: "Птичка летит в небе, а рядом облака". Но не говорите слишком быстро и много, делайте паузы, чтобы ребенок мог подумать и понять вашу речь. Разговаривая, смотрите в глаза ребенку и обращайтесь к нему по имени. Не старайтесь особенно исправлять речь ребенка, так как он накапливает информацию и экспериментирует со словами. Старайтесь, чтобы разговор приносил малышу радость, а не был предметом специальных занятий. Чем большее удовольствие ваш ребенок будет получать от общения, тем лучше он научится говорить.

18—24 месяца
Ни дня без нового слова. Малыш учится использовать слова в разных ситуациях и разучивает новые. Ребенок понимает, что у каждого предмета есть свое название, и будет бесконечно спрашивать: "Что это?" . Отвечайте, насколько хватит терпения. Комментируйте занятия при одевании, еде. Ребенок способен произносить вместе с вами глаголы. Также он знает, что каждый предмет имеет свои особенности, сообщайте ему и об этом.
В это время малыш интересуется словами типа "вертолет", "Каракумы", т. е. сообщает вам трудные слова исковерканно. Это забавно. Учитесь понимать своего ребенка, это ему необходимо. Играйте в игры "Назови части тела", "Назови этих людей".
Малыш уже способен выражать радость, грусть возгласами и словами. Он готов обращаться к вам "мама", "папа". Может "приказывать", но это не является приказом. "Иди сюда", "Дай воды" — это никоим образом не означает, что малыш пытается установить свое главенство. Просто малыш еще не умеет обращаться к людям вежливо, и ваша задача состоит в том, чтобы научить его этому. Период в канун второго дня рождения ребенка похож на окончание школы по языку младенца. Хотя предложения до сих пор телеграфные, но они уже полные: "Я хочу больше каши".
Малыш способен полностью выполнить двусложные задания: "Иди на кухню, принеси мне хлеб". И, наконец, он способен выразить свои эмоции: "Мне весело!" или "Мне грустно", используя мимику и жесты.

Методика коррекции нарушений звукопроизношения

В процессе коррекции дефектов звукопроизношения осуществляется развитие познавательной деятельности, развитие операций анализа, синтеза, сравнения. На всех этапах работы по устранению нарушенний звукопроизношения широко используется прием сравнения. Так, на этапе постановки звука сравнивается правильное и неправильное произношение звука. На этапе автоматизации звук сравнивается с фонетически далекими звуками. В дальнейшем на этапе дифференциации проводится сопоставление отрабатываемых звуков с фонетически близкими звуками. В процессе коррекции нарушений звукопроизношения анализируются различные слова по количеству, месту отрабатываемого звука в словах.
Большое внимание уделяется развитию общей и речевой моторики, воспитанию слухового восприятия, внимания, памяти, нормализации всех тех процессов, которые лежат в основе нарушений звукопроизношения.
Коррекция нарушений звукопроизношения связывается с формированием речевой функции в целом, т.е. с развитием фонематической стороны речи, лексики, грамматического строя речи.
В процессе устранения дефектов звукопроизношения придается большое значение развитию четких представлений о звуковом составе слова, умению выделять звуки из слова, определять место этих звуков, уточнению смыслоразличительной функции фонемы.
Необходимо осуществлять тесную преемственную связь между формированием правильного произношения и обучением грамоте. Формирование правильного произношения звука подготавливает ребенка к усвоению соответсвующей буквы. С другой стороны, овладение буквой обеспечивает новую, графическую опору для закрепления звука в речи.

Схема проведения индивидуального логопедического занятия

Упражнения на формирование и развитие артикуляционной моторики: упражнения для челюстей; упражнения для губ; упражнения для языка; мимические упражнения.

Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук: пальчиковая гимнастика; массаж и самомассаж кистей и пальцев рук.

Упражнения на развитие слухового внимания, памяти, воображения.

Упражнения на развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза.

Коррекционная работа по звукопроизношению: постановка звука; автоматизация поставленного звука (в слогах, словах, предложениях); дифференциация звуков (поставленного и смешиваемого); автоматизация звуков в спонтанной речи с использованием лексических и грамматических упражнений; упражнения на развитие связной речи (диалоги, игры, пересказы).

Советы родителям

Недостатки речи индивидуальны, часто это звучит забавно и приводит в умиление родителей, бабушек и дедушек. Однако нарушения речи не всегда проходят сами собой, и ребенку зачастую требуется помощь не только логопеда, но и всех взрослых членов семьи.

По общему мнению, гимнастика для рук и ног - дело нам привычное и знакомое, а зачем язык тренировать? Язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Чтобы избежать его недостатков (либо смягчить их и облегчить формирование правильного произношения) стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

  • Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть движения языка. У взрослых артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.
  • Если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у взрослых, необходимо повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: «Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем».
  • С ребенком нужно заниматься ежедневно по 5-7 минут.
  • На одном занятии не следует давать больше 2 - 3 упражнений.
  • Инструкции надо давать поэтапно, например: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами и т. д.
  • Проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в виде сказки.

Ниже приводится комплекс упражнений, помогающий научить ребёнка в дальнейшем выполнять любое упражнение для языка без одновременных движений губ:

«Заборчик»

Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. (Чтобы показать ребёнку, как это сделать, надо про себя произносить звук [и]) Удерживать в таком положении губы под счет от одного до пяти - десяти.
1. Следить, чтобы при улыбке верхняя губа не подворачивалась, не натягивалась на верхние зубы. 2. Если ребёнок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу. Сначала это упражнение можно проводить так: положив палец под нижнюю губу, опускать и поднимать её. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна.

Свои губы прямо к ушкам
Растяну я, как лягушка.

«Дудочка»

Вытянуть сомкнутые губы вперёд трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от одного до пяти - десяти.
1. Следить, чтобы при вытягивании губ вперёд не открывался рот; зубы должны быть сомкнуты. 2. Если ребёнок не умеет вытянуть губы вперёд, предложите ему дотянуться губами до конфетки, находящейся на расстоянии 1,5-2 см от губ, и взять её губами.

Губы сложим в трубочку -
На дудочку похоже.
.ПОДУДЕТЬ на дудочке
Без дудочки мы можем:
Ду, ду, ду-ду-ду!

«Окошко»

Широко открыть рот - «жарко». Закрыть рот - «холодно». Удерживать в таком положении под счет от одного до пяти - десяти.

«Шарик»

Надуть щеки. Удерживать в таком положении под счет от одного до пяти - десяти. Сдуть щеки.

Раздувайся, пузырь,
Раздувайся, большой,
Оставайся такой
Да не лопайся.

«Чистим зубки»

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние (верхние) зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.
1. Губы неподвижны, находятся в положении улыбки. 2. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у дёсен, а не скользил по верхнему краю зубов. 3. Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних (верхних) зубов.

Чисти зубы, чисти зубы
И снаружи
И внутри,
Не болели чтоб они.

 

Идея и создание сайта, web-дизайн: Колонтаевская Елена Александровна
Последнее обновление 01.02.2007



Hosted by uCoz