"Детский садик"

http://kinder-garten.narod.ru

"Какие игрушки нужны детям?"
Автор неизвестен

"А что под елочкой? Подсказки звезд"
"Единственная" №12 - 2006.

"Мозаики"
Ирина Рябкова, психолог Учебно-методического Центра игры и игрушки Московского городского психолого-педагогического университета

"Ломать - не строить?"
Наталия Богданова, психолог

 

 

Какие игрушки нужны детям?
Развитие богатого эмоционального мира ребенка немыслимо без существования в нем игрушек. Именно они служат для него той средой, которая позволяет выражать свои чувства, исследовать окружающий мир, учит общаться и познавать себя. Выбор игрушек самим ребенком внутренне обусловлен теми же эмоциональными побудителями, что и выбор взрослым друзей и любимых. У каждого ребенка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет ему преодолеть страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с игрушкой-подружкой. На них иногда злятся, их наказывают и даже ломают, забрасывая в дальний угол, но и их же вспоминают в минуты детского горя, достают из угла и чинят, дорисовывают стершиеся глаза и губы, шьют новые наряды, пришивают уши и хвосты. Не заставляйте никогда ребенка своими руками выкидывать сломанные или устаревшие игрушки! Для него это символы его развития, с каждой связаны положительные эмоции и переживания. Это его детские воспоминания, это его друзья. Намного психологически экологичнее отремонтировать их и отдать другим детям, подарить детскому саду, ребенку, которому в этом плане не повезло и родители не покупают ему игрушек. Ни одна игрушка, взятая в отдельности, не принесет той воспитательной пользы, о которой сообщается на ее упаковке. Это могут сделать только все игрушки сообща. Только все вместе они помогут ребенку с пользой проводить время. Кроме того, смысл игрушек не только в том, чтобы развивать у детей наблюдательность, внимание и прочие полезные качества. Игрушки еще должны просто развлекать, и не мешайте им делать это. Несомненно, у ребенка должен быть определенный набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым. В книге Г. Л. Лэндрет "Игровая терапия: искусство общения" приводятся рекомендации по выбору игрушек, помогающих гармонично развивать интеллект, эмоции, самопознание, самоконтроль и умение общаться. Не все они покупаются в магазине, многие можно сделать самим родителям, и от этого они будут еще ближе и дороже ребенку.
Игрушки из реальной жизни. Кукольное семейство (может быть, семья зверушек), кукольный домик, мебель, посуда, машины, лодка, касса, весы, медицинские и парикмахерские инструменты, часы, стиральные машины, плиты, телевизоры, мелки и доска, счеты, музыкальные инструменты, железные дороги, телефон и т. д.
Игрушки, помогающие "выплеснуть" агрессию. Солдатики, ружья, мячи, надувные "груши", подушки, дикие животные, резиновые игрушки, веревки, скакалки, молотки и другие инструменты, дротики для метания, кегли и т. д.
Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения. Кубики, матрешки, пирамидки, конструкторы, азбуки, настольные игры, разрезные картинки или открытки, краски, пластилин, мозаика, наборы для рукоделия, нитки, кусочки ткани, бумага для аппликаций, клей и т. д.
дарите своим детям радость не ТОЛЬКО В ДНИ РОЖДЕНИЯ И НОВЫЙ ГОД, НО И ПРОСТО ТАК, ОТ ХОРОШЕГО НАСТРОЕНИЯ! Ведь дать ребенку игрушку - это совсем не то же самое, что приобрести крючок для ловли определенной рыбы или запчасти для машины, каждая из которых имеет свое точное назначение. Мы покупаем игрушки прежде всего потому, что любим своих детей и знаем, как порадуются малыши.

ИГРУШКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПЕРВЫХ ДВЕНАДЦАТИ МЕСЯЦЕВ:
1) яркие и звонкие погремушки;
2) разноцветные игрушки, подвешенные на резинках, натянутых над кроваткой или манежем;
3) натянутая над кроватью лента с висящими на ней различными предметами, например: маленькими мячиками, резиновыми кольцами для зубов, которые малыш может схватить, оттолкнуть или просто разглядывать;
4) резиновые пищащие игрушки;
5) музыкальная или звучащая игрушка, которая реагирует на прикосновение или толчок;
6) прикрепленное над кроватью зеркальце из нержавеющего металла, в котором малыш видит себя;
7) резиновые кольца для зубов, которые можно грызть;
8) большие легкие разноцветные мячи;
9) мягкие пластмассовые книжки с изображением знакомых предметов;
10) старые журналы и газеты (их можно держать, рвать, мять);
11) легкие металлические миски, деревянные ложки (ими можно стучать, греметь, бросать их и поднимать);
12) мягкие игрушки - зверюшки и куклы (их можно мять и прижимать к себе);
13) резиновые конструкции и кубики;
14) игрушки-неваляшки;
15) пластинки с простыми, очень ритмичными мелодиями, лирическими песенками, которые надо регулярно заводить для малыша;
16) поводки для ходьбы;
17) набор небьющихся пластмассовых мисочек, которые можно вставлять друг в друга и закрывать крышками, пирамидки;
18) цветные губки и плавающие игрушки для игры во время купания;
19) "копилка" - контейнер для мелких игрушек. Можно такой ящик подобрать в магазине, а можно сделать самим;
20) самая лучшая игрушка - вы, родители! Ничто не сравнится с удовольствием, которое получает ребенок от игры с мамой или папой.
Это рекомендации знаменитого Виктора Клейна. Их можно продолжить.

ИГРУШКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ ГОДА ДО ДВУХ ЛЕТ:
1) деревянная доска;
2) лошадка-качалка;
3) большие картонные коробки разных размеров, чтобы залезать в них и вылезать;
4) уличная песочница и ведерко с лопаткой;
5) маленький стул-качалка;
6) игрушки-каталки (бабочки, звери на колесах и т. п.);
7) маленькая кукольная коляска;
8) музыкальная шкатулка (нажми и заиграет музыка);
9) игрушечная горка (влезть и скатиться);
10) мячи, книжки, пластинки, куклы, мягкие, резиновые, пластмассовые зверюшки;
11) уличный игрушечный детский домик;
12) игрушечные машинки, грузовики, танки;
13) игрушечные молотки, ножницы;
14) игрушечный ксилофон;
15) две игры в воде: пластмассовые лодки, мячи, ведра;
16) игрушечный телефон со звонком и диском для набора номера.

ИГРУШКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ ДВУХ ДО ТРЕХ ЛЕТ:
1) мячи, книги, пластинки, куклы; мягкие, резиновые, пластмассовые зверюшки, кубики, лошадки;
2) маленький трехколесный велосипед;
3) пластилин или глина для лепки;
4) доска с белыми и цветными мелками;
5) специальный стенд, на который легко прикалывать все что угодно;
6) листы бумаги, ножницы с закругленными концами;
7) цветные карандаши, фломастеры, краски;
8) маленький столик или парта со стульчиком;
9) санки;
10) тележка;
11) качели и гимнастический комплекс;
12) игрушечные счеты и доска для закрепления цифр;
13) фонарик;
14) садовые инструменты;
15) игрушечные хозяйственные принадлежности;
16) краски;
17) недорогой кассетный магнитофон или плейер;
18) ритмовые музыкальные инструменты - барабан, колокольчик, треугольник, тамбурин;
19) несложные составные картинки-загадки;
20) игрушечная мебель, посуда, кухонные принадлежности и т. п.;
21) сборно-разборные игрушки (конструкторы);
22) игра "Одень куклу" (для детей обоего пола).

ИГРУШКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ ТРЕХ ДО ШЕСТИ ЛЕТ
1) усложненные варианты всего, что было раньше, в том числе мячи, пластинки, книги, кубики, оборудование для игр на воздухе;
2) игрушки, имитирующие инструменты врача, шофера, портнихи и т.п.;
3) плотницкий и садовый инструмент, включая тачку;
4) крупные движущиеся игрушки (автомобили, вагоны);
5) материалы для занятия искусством, поделками: цветная и белая бумага, мелки, карандаши, подрамники, смываемые краски, фломастеры, клей, скотч;
6) простые настольные игры;
7) игры для обучения счету: домино, фишки, часы;
8) несложные головоломки;
9) калейдоскоп;
10) коньки, санки, лыжи;
11) куклы-марионетки;
12) бассейн для купания;
13) несложные конструкторы;
14) книжки для раскрашивания;
15) игрушечные грузовики, автомобили, самолеты, поезда, бульдозеры, подъемники;
16) надувные игрушки;
17) игрушечные домики для кукол;
18) математические игры;
19) разнообразная мозаика;
20) резиновый штамп с набором букв, чтобы ребенок мог составлять слова и делать оттиски;
21) скакалки;
22) веревочные лестницы, подвесные канаты, брусья.
Помните, что все, кроме любимой игрушки, надо периодически менять и обновлять. Если вы заметили, что малыш долго не берет в руки какую-то игрушку, значит она ему сейчас просто не нужна. Спрячьте ее подальше, а через некоторое время ее появление вызовет новый эмоциональный или познавательный интерес у ребенка.
Вспомните фильм "Игрушка", где сын миллионера жил в огромном доме, имел кучу роботов, машин, компьютеров, но был одинок, пока не нашел себе друга-человека, понимающего и любящего его, способного вместе с ним фантазировать и играть.
Так играйте со своими детьми!

А что под елочкой?
Лидируют в рейтинге сюрпризов для малышей игрушки, сладости и книги. Но дети любят, когда подарков много. Поэтому вместо одной дорогой вещи лучше приготовить несколько ярких безделушек. Выбирая презент, учитывай, что игрушки должны соответствовать возрасту крохи, а сладости — быть полезными.
Подсказки звезд
Сюрприз маленьким сыну или дочурке приготовить непросто. Но тебе помогут советы астролога.
• Овен будет рад подарку, побуждающему к действию. Отличный выбор — спортивные принадлежности.
• Тельцам нравятся пушистые презенты. А также все, что связано с искусством.
• Близнецы обрадуются логической игре, головоломке и увлекательной книге.
• Раку приготовь много маленьких сюрпризов. Но среди них должно быть что-то связанное с водой.
• Львенка-мальчика удивят книга или фильм о приключениях, а девочку — нарядное платье или сумочка.
• Девы предпочитают практичные вещи и маленькие предметы.
• Весы любят украшения. Для девочки это лучший подарок. А вот мальчику стоит купить портфель.
• Скорпион увлечен мистикой и тайнами. Выбери сундучок с замочком.
• Стрельцы обожают путешествия. Хорошим подар ком будет все, что связано с дорогой и приключениями.
• Козероги очень прак тичны. Купи дочурке дет скую кухню, а сыну — набор инструментов.
• Водолея нужно удивить. Подойдут любые оригиналь ные подарки или нови нки из мира детских увлечений.
• Рыбы — удивительные романтики. Найди пода рок-мечту: добрую сказку или набор для творчества.
Правила безопасности
Выбирая подарок малышу, следи за тем, чтобы он был безопасным. Ребенку до 5 лет покупай игрушки, де тали которых больше 4.4 см в диаметре. А книги лучше выбирать в твердой обложке и с прошитыми стран ица ми. Если ты решила порадо вать кроху вкусным подарком, купи мармелад, желей ные конфеты или зефир без красителя. Малышам стар ше трех лет можно подарить и шоколадные изделия, но не давай в день больше 50-100 граммов сладкого.
Подготовь сюрприз
Хочешь удивить своего маленького непоседу? Научись дарить ему подарки. Купив презент, придумай, как ты будешь вручать его ребенку. Ведь малыши, как и взрослые, радуются «нарядным» сюрпризам. Не дари крохе все сразу. Пусть ребенок найдет сувенир и под по душкой, и под елкой, и даже в кармане пальто. Если ты даришь ма лышу развивающую игру, играйте вместе. Только в этом случае кро ха оценит подарок.
 

Мозаики
Наблюдая за малышом, складывающим мозаики, кажется, что это так просто: сиди себе втыкай фишки. Так, пустое занятие, помогающее убить время. Однако за внешней простотой и доступностью скрывается сложная, тонкая, многогранная деятельность, во многом способствующая раскрытию творческого видения мира. По инерции родители и педагоги покупают для детей наборы мозаики, но в силу некоторых причин не используют их в полной мере.
Мозаика – средство развития
Мозаика – способ создания изображения или узора из мельчайших кусочков (цветных камней, керамических плиток ит.д.). Сегодня существует очень много разнообразных наборов мозаики для детей. Собирание мозаики очень важно для психического развития ребенка. Во-первых, в нем участвует мелкая моторика рук, развивается образное мышление, воображение. Во-вторых, создавая изображение с помощью мозаики, у ребенка развивается целеполагание и целенаправленная деятельность, волевая регуляция поведения (произвольность). В-третьих, мозаика развивает художественный вкус ребенка, позволяет проявить ему творческую активность и служит особым средством познания мира.
Итак, мозаики - вещь крайне необходимая для малыша. Но в каком возрасте эта деятельность является актуальной для ребенка, когда она "ведет" за собой развитие и помогает "строить" личность? Чтобы ответить на этот вопрос проследим особенности создания мозаичного изображения. Коренное отличие мозаики от рисования заключаются в том, что при рисовании актуализация образа происходит быстро и спонтанно (палка, палка, огуречик - вот и вышел человечек), построение изображения из мозаики требует времени, а, значит, нужно долго удерживать образ, как цель. Кроме того, мозаика - это особый вид познавательной деятельности, ведь она, наверно, еще более символична, чем рисование; по сути она представляет собой точечный рисунок, а "рисование" по точкам требует хорошо развитых, детализированных представлений. Все это говорит в пользу того, что мозаика актуальна для детей, начиная с 3-4, а то и 5 лет. Однако существующее сегодня многообразие мозаик позволяет использовать их с самых ранних лет жизни ребенка - с 1-2 лет.
Итак, мозаик на современном рынке игрушек великое множество. Как разобраться, что именно нужно вашему малышу?

Для самых маленьких
Сегодня существуют наборы для малышей от 1 года. Обычно они не имеют поля, на котором можно строить изображение и представляют собой довольно крупные фигурные фишки до 8 см, соединяющиеся друг с другом прорезями и выступами. Эту мозаику можно раскладывать на любой горизонтальной поверхности: полу, столе и др. За счет крупного размера деталей ребенку удобно держать их в руках. Кроме того, такие фишки соответствуют и познавательному развитию ребенка – их можно просто соединять между собой, создавая, таким образом, доступные для ребенка изображения: дорожку, кружок, который может быть солнышком, цветочком и т.д. Однако важно отметить, что такому маленькому ребенку интересно не столько построение изображения, сколько изучение принципа соединения деталей, рассматривание формы и цветов фишек, а также цветовое соотношение, получающееся при создании чего-то целого. Поэтому не нужно ожидать от ребенка, что он с легкостью примет задачу и поймет смысл создания рисунка из мозаики: его пока, как истинного экспериментатора, интересует «как это работает», поэтому просто покажите малышу, как сцепляются детали, удивитесь вместе с ним разнообразию цветов, сделайте вместе дорожку и походите по ней куколкой. Ваш малыш будет в восторге, если вы сделаете сплошное поле из фишек, на котором будет что-то изображено, например, солнышко.
Этот вид мозаик может прослужить долго, вплоть до 4-5 лет. Необходимо будет, только позаботится о том, чтобы количество деталей росло вместе с малышом. Такие мозаики дети могут включать в сюжетные игры и, строя изображение прямо на полу или любой другой поверхности, давать волю воображению.
Для малышей в возрасте 1-3 лет хороши мозаики без ножек. Этот вид мозаик отличается тем, что ножки имеются на поле, а не на фишках. Обычно такие мозаики тоже делаются крупных размеров: фишки достигают 8-ми см благодаря чему их удобно держать в руках и нет опасности, что малыш может нечаянно проглотить деталь. Часто этот вид мозаики можно встретить в варианте с вертикальным полем, достигающем метрового размера. Для малышей этот вариант замечателен тем, что не ограничивает его движений. Кроме того, иногда такие поля уже раскрашены, т.е. имеют какое-то изображение (например, бабочку), что позволяет малышу, соотнося цвета фишек и выступов на поле, создавать такие сложные рисунки, а ведь это так здорово – чувствовать себя создателем! Есть и обратная сторона: сложно будет оторваться от зафиксированного изображения и придумать что-то новое, что-то свое. Правда, в защиту таких мозаик стоит сказать, что проблема эта относится уже к более поздним возрастам: когда ребенок уже способен что-то придумать сам.

В самом расцвете мозаичных сил
Ближе к 3-м годам малышей уже начинает интересовать построение изображения. Конечно, для этого не малое значение имеет влияние взрослого, вместе с ребенком создающего мозаичный рисунок. Ребенку в таком возрасте доступны простые знакомые предметные изображения: например, те же солнышко, домик, цветочек и др. Однако исследования психологов показывают, что из поколения в поколение передается «традиция» использования детской мозаики почти исключительно для этих изображений. Это очень ограничивает продуктивную деятельность детей, может быть, поэтому многие родители, педагоги, психологи отмечают, что период увлечения мозаикой у детей очень не долог. Но ведь возможности мозаики гораздо шире! Мозаичные рисунки всегда впечатляют. Этот вид изобразительной деятельности очень красив, богат и требует творческого видения задачи, не зря он претерпел проверку временем. Поэтому важно показать малышу, что мозаика – один из способов изображения чего угодно, в том числе и сюжетов. Можно «нарисовать» какой-нибудь сюжет из знакомой сказки (например «Колобок») и рассказать ребенку, что изображено. Так для него расширятся возможности использования мозаики. Или, сделав из мозаики кораблик, придумать для малыша рассказ о том, как он плывет, качаясь на волнах, в поисках земли.
Около 3-х лет хорошо начинать использовать магнитные мозаики. Обычно они представляют собой магнитное поле и фишки, которые легко крепятся на него. Несомненным преимуществом такой мозаики является отсутствие всевозможных сложных и не очень креплений, благодаря чему фишки легко переставлять, а рисунок при этом хорошо фиксируется. Кроме того, детям очень интересно физическое явление магнита и малыши с удовольствием экспериментируют с ним. Еще одним достоинством магнитных мозаик является то, что многие из них с легкостью крепятся к любым металлическим поверхностям (например, холодильнику), благодаря чему ребенок исследует свойства магнита: к деревянному столу фишки почему-то не крепятся, а к ключам так и липнут! Можно создавать шедевр не только на горизонтальной поверхности. Вертикально созданный рисунок (на том же холодильнике) не только выглядит иначе, но и требует других движений руки, глаз, что, безусловно, расширяет возможности действий ребенка.
Этот вид мозаик также может долго прослужить: скорее всего, даже будучи уже младшим школьником (7-9 лет), ребенок с удовольствием будет иногда придумывать что-то необыкновенное, создавая шедевр из магнитной мозаики. Единственным для этого условием является уже упомянутое увеличение количества деталей с возрастом.
С 3-х лет можно предложить ребенку всем знакомую мозаику с ножками. Она обязательно имеет поле, на котором и строится изображение. Фишки этих мозаик бывают самых разных форм и расцветок, вплоть до полупрозрачных. Разноцветные детали, сквозь которые проникает свет, очень радуют детей, доставляют им эстетическое удовольствие. Ведь как здорово «нарисовав» такой мозаикой, например, лампу, пропустить затем через нее свет!
Хочется отметить, что особую актуальность, все-таки эта мозаика приобретает в возрасте 4-6 лет. Это время расцвета всех продуктивных видов деятельности: рисования, лепки, конструирования и др. Мозаика в этом ряду не исключение. Более того, она занимает в нем особое положение в связи с упомянутыми особенностями: создание точечного рисунка – дело не простое, требующее и длительного удержания образа, как желаемой цели деятельности, и немалой произвольности, и развитости представлений.
К сожалению, одним из недостатков современных мозаик с ножками является маленькое поле, на котором не так-то просто развернуться, и совсем небольшое количество фишек: их часто не хватает даже на то, чтобы покрыть все поле. А ведь так хочется, как на листе бумаги, не оставить ни одного белого пятнышка, «закрасить» всю поверхность цветом! А какое желание возникает у детей, как и при рисовании, изобразить какой-нибудь сюжет, например, героя, победившего змея! Указанные недостатки во многом являются причиной того, что детям быстро надоедают мозаики, несмотря на вроде бы острую привлекательность этого вида деятельности для малышей. Поэтому, оптимальным вариантом для детей дошкольного возраста будет покупка большого поля и большого количества фишек, причем, разных цветов, с помощью которых можно будет изображать все, что захочется, а не только пресловутых бабочек и однообразные домики. Покупая мозаику с ножками, не поленитесь – проверьте сами: легко ли втыкаются фишки в поле, и насколько просто их вынуть, держится ли созданный рисунок или, стоит вам перевернуть поле и фишки выскальзывают; обратите внимание на качество изделия, поскольку деталями от мозаик можно иной раз поранить руки.
Одним из вариантов мозаик с ножками являются тетрис-мозаики. Их характерным отличием является специфическая форма фишек – они напоминают фигурки известной игры «Тетрис». Детали этой мозаики бывают довольно мелкими, при составлении изображения обычно получается гладкая, сплошная поверхность. В связи с тем, что при работе с тетрис-мозаиками требуется уже достаточно хорошо развитая мелкая работа рук, высокий уровень произвольности, усидчивость, эти мозаики подходят для детей 5-6 лет и старше.
В этом же возрасте ребенок с восторгом примет еще один вид мозаики – термомозаику. Дело в том, что малыш около 3-х лет уже может не только что-то ломать, разрушать, но и создавать. Созданное своими руками дети очень ценят, показывают взрослым, ожидая похвалы, берегут от других детей. Часто можно слышать просьбу ребенка о том, чтобы никто не трогал его шедевр, чтобы все оставалось так, как он сделал. Это происходит вовсе не потому, что ему жаль поделиться с другими. Просто созданный продукт подтверждает, что ребенок уже что-то умеет, что он - творец. И если вдруг малыш видит, что через какое-то время от его рисунка (постройки, фигурки из пластилина) не осталось и следа, он, конечно, очень расстраивается. Кстати, уважительное отношение к труду ребенка приучает его относится также к чужому труду. Именно в связи с упомянутыми причинами термомозаика является прекрасным средством самовыражения ребенка. Она представляет собой набор из множества деталей разных цветов, похожих на бисер, которые фиксируются на поле с ножками (т.е. каждая деталь надевается на ножку поля). Созданный рисунок обрабатывается утюгом, благодаря чему детали слипаются между собой и рисунок представляет собой уже цельное, неразрывное изображение. Оно снимается с поля, после чего его можно повесить в рамку или кому-нибудь подарить. Таким образом, если вы зафиксируете изображение, то эти же детали уже не сможете использовать, а вот поле, на котором создается рисунок, предназначено для многократного применения. Однако постарайтесь, фиксируя изображение, не передержать утюг: фишки могут слипнутся с полем. В результате, даже сняв рисунок с поля, последнее можно безвозвратно испортить.
Выбирая эту мозаику для ребенка важно помнить о соответствии его возрастным особенностям. Нужно выбирать мозаику с деталями покрупнее и с простым полем для детей 3-4 лет, и обязательно помогать малышу, не оставлять его один на один с такой кропотливой и сложной работой. Начиная с 5-6 лет ребенка уже можно оставить одного с набором термомозаики, однако зафиксировать рисунок утюгом ему, конечно, нужно помочь.

Мозаика по образцу
Почти в любом наборе мозаик имеются образцы от производителя – те рисунки, которые достоверно можно собрать с помощью этого набора (т.е. хватит и фишек и поля). Образцы могут быть нарисованы или сфотографированы. Обычно, даже в нарисованных образцах отражено точное количество необходимых для изображения фишек. Однако, купив малышу мозаики и обнаружив в коробочке такую инструкцию, не спешите требовать от него создания изображения в соответствии с ней. Действие по образцу - это, безусловно, важное умение, которое, однако, доступно для детей не младше 5 лет. А сложные рисунки, создаваемые с помощью графических образцов, особенно представленных в виде схем вообще поддаются ребятам с 6-7 лет. Ведь понять, что обозначение крестиком – это и есть фишка и сколько зеленых крестиков, столько нужно и зеленых фишек – это задача не из легких, требующая участия знаково-символического мышления. Не меньшую трудность представляют мозаики, состоящие из маленьких фишек, например, тетрис-мозаики. Такая работа требует высокого уровня произвольности, действия ребенка должны быть целенаправленными, часто малыш уже должен уметь считать (иначе легко ошибиться с количеством фишек), на высоком уровне должен быть развит самоконтроль, умение проверять правильность сделанной работы и исправлять ошибки. Старший дошкольный возраст (5-7 лет) – это время, когда правило, образец начинают играть в жизни ребенка особую роль. Именно в этом возрасте мы можем слышать от детей, как бывает, а как не бывает, что можно, а что нельзя, что такое хорошо и что такое плохо. Мозаики – тот вид деятельности, который позволяет сверить свою работу с правилом именно благодаря наличию образца. Таким образом, этот вид деятельности дает возможность ребенку, с одной стороны, проявить творческое начало, актуализировать собственный образ, а с другой стороны, действовать в соответствии с образцом. Эти две, вроде бы противоположные по сути, деятельности замечательным образом сочетающиеся в мозаике, являются необходимыми для наилучшей подготовки к школе.
Еще задолго до школы, в возрасте 3 лет, ребенку тоже можно задавать образец, только не конкретный, а абстрактный. Например, можно попросить малыша нарисовать с помощью мозаики цветочек. «Цветочек» - это и будет образец для малыша, причем обладающий обеими указанными выше характеристиками: «образцовостью» и, в то же время, свободой, ведь цветочек в результате окажется у малыша совершенно особый, соответствующий его представлениям и отражающий выбранный им образ. А умение действовать в соответствии с кем-то заданным правилом – это первый шаг к произвольности. Усложнять задачу можно с помощью уточнения задаваемого образца. Например, нарисуй красный цветочек, нарисуй красный цветочек с желтой сердцевиной и т.д.

НЕ мозаика
На сегодняшний день часто можно слышать, как ошибочно называют мозаиками по сути своей иную деятельность. Так, мозаиками нередко называют аппликации. Но аппликация – такой вид деятельности, где из заготовленных заранее частей создают целое изображение, в отличие от мозаик, в которых есть не части, а фишки, всего лишь «точки», с помощью которых и делается рисунок. Конечно, эти два вида деятельности очень схожи между собой, однако различия в них очевидны, а поскольку различия все же есть, то и стороны психики они формируют разные. Аппликации доступны для детей более раннего возраста: создать целое из имеющихся частей гораздо проще, чем тот же рисунок создать из мозаики (например, гриб). Части аппликации можно заготовить заранее и дать их ребенку для создания изображения, а мозаику – нет. Конечно, можно заготовить раскрашенное поле или заготовки человечков, как это описано в разделе о термомозаиках. Однако, во-первых, вариативность действий в мозаике будет все равно выше, а значит, выше будет и собственная активность ребенка, а во-вторых, мозаика требует очень высокой развитости представлений по сравнению с аппликацией. Между тем, это не значит, что аппликация – менее важная деятельность, чем мозаика. Более того, она также как и любой другой продуктивный вид деятельности может расти и развиваться вместе с ребенком и достигать очень сложных форм. Это важно учитывать при подборе игрушек для ребенка и организации его предметной среды: чем она разнообразнее и богаче, тем разностороннее будет развиваться его психика. Поэтому важно, чтобы в арсенале малыша были и аппликации, и мозаики (другие наборы для продуктивной деятельности, конечно, тоже), желательно качественно отличающиеся друг от друга.
Также в виде мозаик с ножками все чаще продают обучающий счету и чтению материал: фишки такой мозаики представляют собой цифры и буквы, которые, как и в указанном виде мозаик, имеют ножки для крепления на поле. Из таких фишек можно создавать узоры, но если мы говорим о мозаике как о некотором способе создания изображений, то такие наборы для этого не пригодны.
Мозаиками иногда ошибочно называют пазлы или другие составные картинки. Это совсем не верно, поскольку создаваемая из кусочков – частей целого картинка, с раз и навсегда неизменным изображением совершенно не предполагает творческой деятельности ребенка, актуализации его собственного образа, изготовления чего-то своими руками. Пазлы скорее задействуют образы восприятия, чем мышления, что, конечно же, говорит о разных уровнях активности ребенка. Именно поэтому сложные составные картинки иной раз доступны детям даже не достигшим 2-х лет, в то время как самое простое мозаичное изображение отвечает возможностям ребенка ближе к 3-летнему возрасту. Часто можно наблюдать, как дети 3-4 лет с удовольствием просто втыкают фишки в поле по порядку, иногда по цвету, редко создавая какой-то узор, и при этом они считают, что это красиво и не ставят себе задачу изобразить что-нибудь, хотя мозаика служит именно для этого. В этот же возрастной период собирание тех же пазлов может достигать удивительного размаха – до сотни и даже больше деталей! Это как раз говорит о том, насколько разные психические процессы задействованы в этих видах деятельности, и насколько разных уровней психического развития они требуют. Опять же, это не значит, что, выбирая игрушку для малыша надо делать выбор в пользу мозаики. Нужно стараться сделать среду ребенка максимально разнообразной и соответствующей потребностям и возможностям самого малыша.

Мозаика вокруг нас
К сожалению, как уже упоминалось выше, возможности мозаики сегодня редко используются в полной мере. Отчасти это связано с маленьким полем, ограничивающем действия ребенка, и маленьким количеством фишек и их цветовой гаммы. Показать малышу, что мозаичное рисование возможно не только с помощью купленных наборов, но и с помощью других подручных средств – значит открыть ему целый мир, подарить ощущение себя творцом этого мира. В качестве такой альтернативной мозаики (в чем-то может быть даже более традиционной, чем любая другая) выступают всевозможные мелкие предметы, из большого количества которых можно создавать целые рисунки. Кроме того, разнообразие этих предметов в одном рисунке сделают его только богаче, насыщенней, фактурней, а иной раз даже придаст определенный смысл. Например, можно сделать мозаичную картинку «На дне океана», используя мелкие камешки, стекляшки, ракушки, монетки, пуговички и т.п. В данном случае камешки могут служить дном океана, ракушки – водорослями, пуговички – сундуком, а монетки и стекляшки сокровищами в этом сундуке. Созданное совместно с малышом великолепие можно при желании закрепить клеем, таким образом, увековечив. Занимаясь рисованием с помощью такой мозаики вместе с малышом, вы поможете развитию всей его психической деятельности: и таких важных интеллектуальных процессов, как восприятие, мышление, воображение; и эмоциональности ребенка; и волевой регуляции; и заложите в нем стремление к творчеству и самостоятельности. Придумывайте, ищите, творите – и вы удивитесь, какой творческой личностью вырастет ваш малыш!

Ломать - не строить?

Обломки, осколки, останки игрушек, которым уже не стать единым целым? Такое впечатление, что все, к чему прикасается ручка вашего чада, немедленно разлетается на куски. Что это - интерес к устройству мира или боевой "дух разрушения"?
У пульта исчезли батарейки, журнал с телепрограммой разорван в клочья, а лепестки тюльпанов украшают собою все, кроме стыдливо поникших в вазе голых стебельков. Может, через вашу гостиную пролегает тропа миграции диких кабанчиков или по ней пронесся ураган? Нет, это всего лишь Андрюша: и свои два с половиной года славное белокурое создание умело крушит, ломает и разбирает на части все, что попадает к нему в руки. Конечно, это выводит из себя его маму, которой уже надоело ежедневно подводить итоги. В большинстве случаев дети не желают огорчать нас, превращая игрушки и вещи в обломки. Рождаясь, они попадают и мир готовых вещей, привычных и обыденных для нас и таких загадочных и притягательных для малышей. У маленького ребенка, в отличие от взрослых, есть только один способ увидеть "душу" вещи и понять, как она устроена, - разобрать ее на части. Вспомните, как вы, будучи маленькими, непременно хотели узнать, что находится внутри у любимого плюшевого мишки, а затем недоумевали, почему эти куски поролона не хотят помешаться в его животе. К тому же в столь юном возрасте дети еще очень смутно представляют себе, что такое хорошо и что такое плохо. Поэтому иногда нам кажется, что они ведут себя как маленькие варвары. Но малыш пока не в состоянии предвидеть результаты своей исследовательской деятельности. Окружающий мир для ребенка такой новый и яркий, что все попадающее в его поле зрения становятся объектом увлекательных экспериментов. А чтобы познавательная активность малыша приносила радость открытий, а не огорчения, важно обозначить, границы исследовательской деятельности.

Анна уже трижды отдавала в ремонт видеомагнитофон, с тех пор как ее дочурка стала самостоятельно передвигаться по квартире. Со временем мама стала относиться к вопросу с философским спокойствием: "В первый раз в нем обнаружились печенья - девочка решила его накормить. Затем малышка пыталась устроить в нем гараж для машинок брата. Но на дочку невозможно сердиться, ведь она не хотела его сломать". После третьего ремонта молодая мама магнитофон поставила на недосягаемую для детей высоту. Пока ребенок маленький, убрать ценные предметы подальше от любопытных и неловких ручек - хорошее решение. Но со временем нам стоит объяснить малышу, что есть вещи, которые ему не принадлежат, и он не может делать с ними все, что пожелает. А вот со своими можно делать все (или почти все), что угодно.

Техника запрета

Наберитесь терпения. Он пока не ориентируется в том, что "хорошо и плохо", тем не менее, ваше чадо отлично поймет, как вы относитесь к его поступку, а оценка родителей для него очень важна. В этом возрасте ребенок еще не понимает, что если вещь сломана, то ее не всегда возможно починить. Поэтому наше "нельзя" всегда должно сопровождаться объяснением: - "Эти вещи не для игры", "Они слишком хрупкие и легко ломаются", "Эта вещь принадлежит мне, и меня огорчит, если ты ее случайно сломаешь".

Следите за тем, чтобы запретов было не слишком много, иначе вы получите результат, противоположный ожидаемому. Каждый раз, запрещая что-либо маленькому ребенку, мы должны понимать, каких усилий стоит ему не делать то, что хочется. Если малыш постоянно будет натыкаться на запреты, в нем это вызовет такую бурю эмоций, что назло вам он целыми днями будет разбирать все, до чего сможет дотянуться. Чтобы этого не произошло, очень важно разрешить ребенку обращаться со своими игрушками так, как ему вздумается, даже если он их ломает. Ему необходима территория, свободная от запретов. Так он сможет и проявить свою любознательность, и дать волю разрушительным импульсам.

Изыскать возможность

Почему бы вашей дочурке не сделать кукле стрижку "ежиком"? Нам очень жаль красивые локоны, а для нее это важный этап в осознании себя и своих возможностей. Изменив куклу так, как ей хотелось, девочка почувствовала себя хозяйкой игрушки. Дети часто ощущают власть взрослых, и подобные манипуляции со своими игрушками позволяют в какой-то степени компенсировать их зависимость от нас. Если вам кажется, что игрушка безнадежно испорчена, не спешите выбрасывать ее, все эти обломки и детали ребенок с удовольствием будет использовать в играх. И не беспокойтесь, если ваш малыш с радостными криками растопчет песочные пирожки или обрушит красивую башню из конструктора, которую собирал часами. Для маленького ребенка разрушение - неотъемлемая часть создания чего-то нового. А мы, взрослые, часто сдерживаем разрушительные импульсы ребенка. В безопасном пространстве игры он получает возможность выражать свои эмоции, не вызывая нашего порицания. Бесконечное повторение построения чего-либо и последующего разрушения может символизировать для крохи разлуку и возвращение.

Прошу внимания!

Иногда сломанные игрушки могут рассказать нам о том, что ребенок чувствует себя одиноко и нуждается в подтверждении нашей любви. Дети привлекают наше внимание тем способом, который оказывается наиболее действенным. И если вас особенно расстраивает беспорядок и сломанные вещи, то, услышав треск и грохот в тот момент, когда вам нужно приготовить ужин или проверить домашние задания у старших детей, будьте уверены, что таким образом малыш напоминает о своем существовании. Он не хочет вас огорчить, а лишь сообщает, что страдает сам. Если вы будете об этом помнить, вам будет легче сохранить спокойствие в следующий раз, когда он опрокинет вашу баночку с бесценным кремом или оторвет руку у любимой куклы своей сестренки. Не стоит видеть в этом злой умысел - он ревнует и хотел бы владеть вами безраздельно. Покажите ребенку, что вы недовольны причиненным ущербом, но при этом позвольте ему выразить свои чувства: "Ты сердишься на маму или сестренку? Я думаю о тебе, даже если занята. Я освобожусь и смогу поиграть с тобой". Не нужно вызывать у ребенка чувство вины, его чувства вполне естественны, и он выражает их соответственно своему возрасту.

 

Идея и создание сайта, web-дизайн: Колонтаевская Елена Александровна
Последнее обновление 01.02.2007



Hosted by uCoz