"Детский садик"

http://kinder-garten.narod.ru

"Энциклопедия детских капризов"
Автор неизвестен

"Как бороться с нытьем и хныканьем? Четыре шага к избавлению от хныканья"
По материалам сайта http://www.mamochka.kz

""Мам, купи!" Как научить желать возможного"
Надежда Усольцева, психолог

"Хочу апельсин! Или как ходить в гости с ребенком"
Автор неизвестен

 

  Энциклопедия детских капризов
Сегодня мы поговорим о детских капризах. Без преувеличения можно сказать, что с проблемой этой сталкиваются все родители.
Самый первый, а потому самый трудный «пик капризов» приходится на возраст 2 - 5 лет. Конечно, все семьи с той или иной долей успешности, набив кучу шишек и попортив нервы, с проблемой капризов в конечном итоге справляются. Но правильно ли мы ведем себя в этот период? И как можно выйти из него с минимальными (прежде всего для ребенка) потерями?
В возрасте 3 - 5 лет ребенок проходит перестройку, в процессе которой приобретает новый опыт под названием «Я сам», начинает больше понимать, острее переживать эмоциональный конфликты. Именно в это время и появляются первые настоящие капризы, так пугающие родителей. До этого такой покладистый ребенок вдруг словно забывает все другие слова кроме «нет» и «не хочу», становится капризным и строптивым, упорно отказывается выполнять наши требования. И ведет он себя при этом крайне, на наш взгляд, некрасиво: кричит, визжит, топает ногами, плачет, швыряет все, что попадается под руку, бросается на пол. Причем все это может происходить не только дома, но и на улице, на глазах у многих сочувствующих.

Существует несколько основных причин детских капризов.
- Во-первых, ребенок может капризничать, если его что-то беспокоит, например, у него что-то болит, но сам этого не понимает, просто ощущает дискомфорт. Ведь маленькие дети не могут чувствовать, что происходит в их организме, так, как это чувствует и понимает взрослый.
- Во-вторых, капризничая, малыш, возможно, просто хочет привлечь к себе ваше внимание. Он выбрал такой способ пообщаться с вами, потому что ему не хватает вашего общества, внимания, вашей любви, наконец.
- В третьих, ваш ребенок, вероятно, уже понял, что капризами, слезами и истерикой он может добиться от вас всего, чего захочет. И он начинает этим пользоваться. Это верный сигнал того, что вам не хватает твердости в борьбе с детскими капризами. Но твердость вовсе не означает категоричность и авторитарность. Необходимо спокойно, без криков и наказания дать понять ребенку, что есть в этой жизни правила, которые ни при каких обстоятельствах не могут быть нарушены. Малыш в этом возрасте вполне способен понять, что не все в этом мире подчиняется его желаниям. И в ваших силах объяснить ему это.
- И наконец - вариант четвертый, самый распространенный, на котором мы остановимся подробнее в силу того, что многие родители просто не подозревают о его существовании, объясняя капризы ребенка первыми тремя причинами. И - как следствие - неправильно себя ведут, только усугубляя ситуацию. Очень часто капризами ваш ребенок выражает протест против чрезмерной опеки и демонстрирует желание быть самостоятельным. Это тем более естественно, если вы придерживаетесь авторитарного стиля воспитания, стремясь привычно диктовать малышу все его поступки. При этом мы руководствуемся самыми лучшими побуждениями, ведь мы знаем «как надо». Но в этом возрасте ребенок способен уже критично оценивать это «надо», оно для него далеко не всегда очевидно. Именно поэтому лучше спокойно объяснить ребенку, почему вы именно этого от него хотите, чем требовать безусловного послушания. Ведь очень часто малыш реагирует именно на категоричный тон запрета, не оставляющего ему никаких альтернатив для проявления самостоятельности, а не на сам смысл. Многочисленные исследования психологов показывают, что ребенку уже с раннего возраста для гармоничного развития необходим определенный баланс между опекой (запретами) и свободой. Он должен чувствовать, что его не только опекают, но и дают ему право самостоятельного выбора, уважают его. Многие родители, уверенные, что придерживаются демократического стиля воспитания, на самом деле ведут себя прямо противоположным образом. Такие «заботливые» мамаши буквально шагу не дают ступить своим чадам самостоятельно: «Туда не ходи», «Это не трогай», «Здесь не играй!». Всегда ли необходимо оберегать малыша от неприятностей? Ваш ребенок не кукла и не кусок глины и во многом творит себя сам, нравится вам это или нет. Ему необходимо все узнать и все попробовать самому, а без набивания шишек это не получится. Гораздо полезнее объяснить ребенку, как надо поступать в той или иной ситуации и какие последствия его ждут в случае того или иного поступка, а не запрещать все подряд. И пусть он сам сделает выбор. Не бойтесь этого. Гораздо больше, чем настойчивое упрямство, вас должно насторожить безоговорочное послушание малыша.

Подчас во многих семьях чрезмерная строгость диктуется интересами родителей, которым послушное дитя доставляет меньше хлопот. Ведь всегда удобнее, если ребенок тих, спокоен, сидит в уголке и никому не мешает, не отвлекает взрослых вопросами и просьбами поиграть. Но каким вырастет такой малыш?
Переступив трехлетний порог самостоятельности под названием «Я сам», ребенок хочет распространить ее на все, а мы своими нотациями, запретами и наставлениями препятствует ему, ущемляем его хоть маленькое, но человеческое достоинство. И в который раз, даже не заметно для себя, но ощутимо для него, показываем, что он - «ничто», а мы - «над ним». И малышу остается только возгласом несогласия утверждать свое Я. Упрямство - это своеобразная защитная реакция ребенка, протест против ущемления его самостоятельности. И, кстати, чем он сильнее, тем сильнее его Я - основа будущего характера. Подумайте, какой ценой вы стремитесь оставить его в прежних рамках? И не думайте, что в случае вашей авторитарной «победы» над упрямством малыша вам станет легче жить. Как раз наоборот. Вы рискуете получит безвольного, безликого человечка. И очень скоро вам придется бить тревогу по другому поводу: «Что делать, ведь мой ребенок совсем не приспособлен к жизни. Он не уверен в себе, всего боится. Он робок, замкнут, недоверчив, обидчив, не ладит со сверстниками». С жалобами подобного рода обращаются к психологу около половины всех родителей. Причем возраст детей при этом варьируется от 5 до 16 лет. И невдомек таким родителям, что корни инфантилизма их детей находятся в этом самом, первом «пике капризов», когда взрослым удалось-таки сломать втиснуть в удобные для них рамки своего ребенка. А ведь из детского эгоизма в дальнейшем формируется самоуважение, а из упрямства - настойчивость.
Поэтому так важно не воевать с упрямством, не «давить» его, а найти с ребенком общий язык, уважая его личность. Любое новое требование или запрет должны быть, прежде всего, разумны и понятны малышу. Старайтесь говорить с ним, как с равным, это очень важно для становления его характера. И это единственный способ облегчить первый «пик капризов» и для себя и для ребенка. Вам кажется, что он все делает вам назло? Помните, как звучал ваш запрет? Если это было просто «нельзя», без всякого объяснения, то вы почти наверняка столкнетесь с упрямством. Ведь в этом возрасте на свете нет ничего заманчивее, чем попытаться сделать то, что «нельзя». И в этом суть любой индивидуальности.
Обвиняя своего ребенка в упрямстве, подумайте, а не упрямы ли вы сами? Кто упрямее: родители, весь деть твердящие «ты должен», «это нельзя», «надо делать так...» или ребенок, упорно протестующий против всего этого, отстаивающий свое Я? А может, у вас самих недостаточно гибкости, воображения, желания и времени, наконец, чтобы объяснить ребенку, почему вы именно этого от него хотите или переключить его упрямство на что-то захватывающее и интересное. Или вам важнее всего только его беспрекословное послушание? Ведь так просто унять каприз, грозящий перерасти в истерику, сказав, например: «Посмотри, сколько слезок! Давай собирать их в бутылочку». Или «Ой, у тебя на плече сидит маленький капризик! Какой хорошенький! Давай поиграем с ним в прятки». Вряд ли найдется на свете ребенок, который, услышав нечто подобное, не переключится с удовольствием на новую игру. А потом спокойно сделает то, о чем вы его безуспешно просили в приказном порядке.
А еще очень важно, чтобы все члены семьи в ситуации каприза вели себя одинаково. В противном случае, ваш малыш очень скоро начнет искусно манипулировать папой, мамой, бабушкой и дедушкой, быстро сориентировавшись, какой стиль поведения применять с каждым из них.

Как бороться с нытьем и хныканьем?
У нашей четырехлетней дочери появилась отвратительная привычка, которая нас с мужем сводит с ума. Каждый раз, когда она хочет добиться своего, она начинает просить хныкающим голоском, который изматывает, как звук бормашины у зубного врача. Это настолько стыдно, что мы боимся брать ее с собой на люди. Пожалуйста, подскажите, что можно сделать, чтобы она перестала хныкать. Мы становимся отшельниками!

Коротко о главном: главная цель хныканья - добиться нашего внимания. Это раздражающее поведение будет продолжаться, если уступить, поскольку ребенок поймет, что это срабатывает. Поэтому не уступайте!

Хныканье - жалобное, громкое, изматывающее - один из самых раздражающих типов поведения детей. Тон хныканья - невыносимая смесь плача и нытья - изводит, как бормашина. Если этого недостаточно, дети прибегают к удивительному приему - растягивают слоги так, что они почти бьют вас по лицу: "Пожа-а-а-а-алуйста!" или "Ну, па-а-а-а-па!" Более того, хныканье может быстро превратиться в полноценную, уродливую истерику. Хотя его пик приходится примерно на четыре года, это может продолжаться и в школьном возрасте. Однако есть и хорошая новость: хныканью учатся, значит, от такого поведения можно отучить. И чем скорее вы займетесь перевоспитанием ребенка, тем меньше вероятности, что это станет раздражающей, назойливой привычкой.

Четыре шага к избавлению от хныканья
Воспользуйтесь следующими четырьмя шагами как руководством в борьбе с хныканьем.

Шаг 1. Установите абсолютную нетерпимость к хныканью.
Будьте уверены, все дети время от времени хнычут, но самое верное средство превратить эту раздражающую уловку для привлечения внимания в укоренившуюся привычку - позволить маленькому капризуле победить. Осторожно: как только вы отступите и сдадитесь, дети станут и впредь пользоваться этим средством, чтобы получить желаемое. Хуже того, хныканье, если его не остановить вовремя, часто перерастает в дерзость, привычку перечить и истерики. Итак, не допускайте, чтобы ребенок подумал, что это срабатывает.

Лучший способ остановить подобное поведение - совершенно отказаться выслушивать просьбы, которые произносятся ноющим тоном, и воспринимать только нормальные интонации. При первых же звуках жалобы хныкающим тоном нужно твердо сказать: "Прекрати! Я не стану слушать нытье. Скажи о том, что ты хочешь, нормальным голосом". После этого уйдите или отвернитесь и не обращайте на ребенка внимания. Обернитесь только тогда, когда хныканье прекратится (даже на несколько секунд) и скажите: "Теперь, когда ты говоришь нормально, я слушаю. Чем я могу тебе помочь?" Главное - не показывать раздражения и не реагировать.

Шаг 2. Продемонстрируйте нормальные интонации.
Выберите спокойную минутку и поговорите с ребенком, объяснив, почему хныканье неприемлемо. Важно, чтобы ребенок понял разницу между хныканьем и нормальным тоном. Можно сказать: "Тон, которым ты говорил, чтобы привлечь мое внимание, называется хныканьем. Я буду слушать тебя только тогда, когда ты будешь говорить нормально".

Затем продемонстрируйте ребенку, как звучит более приемлемый тон. Не думайте, что он знает это. Хныканье может стать привычкой потому, что ребенок не понимает, что оно раздражает. Выберите минутку и покажите ему, каким тоном он должен говорить, например: "Вот я говорю хныкающим голосом: "Я не хочу-у-у де-е-елать это". А теперь я скажу это хорошим голосом: "Не могла бы ты мне помочь?" Если ты хочешь о чем-то попросить, говори таким же хорошим голосом. Давай-ка, попробуй". Постарайтесь не передразнивать ребенка. Ваша цель - добиться, чтобы он понял, чего вы от него хотите, не подвергаясь при этом насмешкам.

Шаг 3. Установите правила поведения.
Объявите ребенку, что отныне каждый раз на хныканье он будет получать отказ. Затем откажитесь слушать даже первые звуки хныканья, сорвавшиеся с губ ребенка. Как правило, хныканье прекращается, когда ребенок понимает, что оно безрезультатно, поэтому он должен усвоить, что введенное вами правило не обсуждается.

Шаг 4. Введите штрафные санкции, если хныканье продолжается.
Вероятно, вы станете спрашивать себя: "Почему же ребенок не перестает хныкать?" Ответ прост: вы немедленно должны ввести штрафные санкции, чтобы ребенок знал, что вы не станете этого терпеть. То же относится и к дерзости, драчливости, плевкам или пререканиям. Не совершайте ошибки, думая, что можно пока подождать, а вернувшись домой, исправить поведение ребенка. Штрафные санкции нужно применять немедленно, независимо от того, где ребенок начал хныкать. Это может причинить массу неудобств: вам придется изменить планы, если ребенок захныкает, когда вы делаете покупки в магазине. Но если вы действительно хотите положить этому конец, то должны тут же сказать: "Ты хныкаешь. Тебе известно правило. Мы сейчас же уходим".

Штрафные санкции эффективны лишь тогда, когда применяются каждый раз при плохом поведении. Учтите, если вы не будете следовать этому правилу, хныканье усугубится. И это произойдет потому, что ребенок поймет: вы можете уступить. Не проявляйте эмоций, применяя штрафные санкции, - не отчитывайте ребенка, не выказывайте злости или раздражения. Не забывайте также хвалить ребенка, когда он пользуется правильным тоном. Для того чтобы поломать привычку, требуется время, поэтому поощряйте ребенка. И самое главное - не сдавайтесь.

"Мам, купи!"

Дети хотят жить на широкую ногу. Они могут даже разочароваться в нас, если мы не в состоянии обеспечить им шикарную жизнь..
На прогулку без кошелька

Ребенок еще и слова не научился толком выговаривать, а уже осмысленно тычет пальчиком в золотые, алые, изумрудные обертки. Маленький хитрец отлично знает, в какой палатке «водятся» зайцы и обезьяны, где продается его любимое ореховое мороженое, а где можно найти еще невиданную шоколадку.

На прогулке малыш тянет маму за руку в самые злачные, то есть самые увлекательные места. Редкая мама, а уж тем более бабушка устоит перед соблазном купить ребенку не то, так это. Она сама себе покажется черствой и прагматичной жадиной, если не достанет немедленно кошелек. Рассудок подсказывает ей, что сегодня не праздник, не день рождения и новая игрушка как будто неуместна. Но так хочется обрадовать дитя!

Если маме в детстве чего-то там не купили, какой-нибудь кукольный дом, бывший предметом грез, она с особым рвением хватает все, что приглянулось малышу. Пупсы, пакемоны, телепузики, киндер-сюрпризы, сникерсы, орешки, заколки, машинки, музыкальные открытки... Возможно, малыш и не сядет из-за этого маме на голову, но скорее всего он с младенчества усвоит, что ему ни в чем нет отказа. Иные родители в состоянии совершенно спокойно, без ущерба для бюджета, удовлетворять все сиюминутные желания своего дитятки. Разумеется, с течением времени "купи" станут выборочными, более осмысленными, но подарок на день рождения придумывать все труднее: игрушками младшего члена семьи не удивишь – ни пушистыми, ни электронными. А главное – покупая все, что ему хочется в любой момент жизни, вы лишаете ребенка умения мечтать и радоваться. Что ж!

Вам же и вкушать плоды своей безотказной политики.

Ребенок не поймет, почему он должен идти спать, когда в доме гости или по телевизору захватывающий фильм. Вы не заставите его оторваться от книжки, чтобы он сбегал за хлебом, и когда-нибудь с изумлением сделаете открытие, что ваше чадо совершенно не намерено поступаться своими интересами ради чего бы то ни было. Но это еще когда будет! А он уже сейчас орет как резаный, когда мама отказывается покупать красивую шоколадку. Какое ему дело до того, что у него диатез? Малыш закатывает истерику посреди белого дня, на людях. Мама делается малиновой от стыда. Что делать?

Есть один простой выход – не брать с собой на прогулку кошелек. Вот в воскресенье, когда вы идете в парк с качелями-каруселями, можно дитя и побаловать. Но не каждый день! Разве это так трудно – «забыть» кошелек дома, чтобы не соблазнять ни себя, ни ребенка?


Кто в нашей семье считает

Шестнадцатилетняя дочь однажды заявляет маме: "Себе ты купила босоножки за две тысячи, а мне всего за пятьсот рублей!" Мама в шоке: ребенок, ради которого она бьется, как рыба об лед, оказывается, ведет свои подсчеты и недоволен родительскими тратами: мама позволяет покупать себе австрийские босоножки, папа курит самые дорогие сигареты...

Погодите отчаиваться и делать вывод, что вы вырастили чудовище. Возможно, дочь невольно усвоила вашу собственную манеру называть стоимость вещи (разбитой автомобильной фары, к примеру), покупка которой вас безмерно расстраивает. А может, это бабушкины или дедушкины ахи и вздохи: "За сколько вы это купили? С ума сойти! " Дочке надо твердо, раз и навсегда дать понять, что она не имеет права и заикаться о родительских тратах.

Пожалуй, после таких заявлений подростку некоторое время вообще не стоит ничего покупать – ничего из того, чего желает его душа. Разразиться гневной тирадой, а назавтра забыть об инциденте будет неправильным. Вас серьезно оскорбили, вы возмущены, и дочь должна это понять. И ни в коем случае нельзя оправдываться: мне, мол, по рангу положено одеваться прилично, а дорогие папины сигареты не столь вредны для его здоровья, как дешевые. Не нужно прятать обиду и возмущение, но при этом все-таки попробуйте объяснить свою позицию.

То, что нам кажется очевидным, наши дети, растущие в другое время, среди других вещей и ценностей, могут искренне не понимать. Как это можно – пересчитывать деньги в родительском кармане, когда сама не заработала в жизни и копейки?! А вы подумайте, как. Это явно не случайные слова и не случайная претензия. Может быть, вы наконец-то, в кои веки, позволили себе купить босоножки подороже, а дочка давным-давно привыкла, что ей достается все лучшее, и не понимает, отчего маме вздумалось нарушить такой замечательный порядок.

Два мира – две системы

Девочку из вещей в доме больше всего волнует зеркало, а мальчика вообще ничего не волнует, кроме компьютера, который должен быть на уровне и желательно со сканером и лазерным принтером. Поэтому детям, в особенности девочкам, непонятно, как можно предпочесть новую микроволновую печь новой осенней куртке. Дочь даже не о себе заботится – о маме, которая, как ей кажется, совершенно раздета...

Вспомним себя в юности. Нас ведь тоже совершенно не интересовало, какой плиткой выложена ванная, да хоть бы и клеенкой оклеена, а вот сапоги непременно должны были быть итальянскими и на каблуке не меньше 15 сантиметров. Дети не видят ободранных обоев, расшатанных рам, их не волнует, что холодильник, в котором хранится их йогурт, дребезжит и подтекает. "Вы что, купили новый холодильник?" – удивляется подросток, быстро смекая, что новых роликов ему в этом сезоне не видать.

Он может огорчаться сколько угодно. Не расстраивайтесь вместе с ним и не объясняйте побудительных мотивов. Не стоит растрачивать красноречие, убеждая сына или дочку, как необходим ремонт – тем самым вы как будто признаете свою вину. Родительские поступки, траты, предпочтения должны быть для ребенка табу. Он не смеет в это влезать, и обсуждать с ним правомерность покупок совершенно ни к чему.

Другое дело, что за большой покупкой можно отправиться дружно, всей семьей, и обязательно поинтересоваться мнением подростка. Кто вернее дочки подскажет маме, какой костюм на ней лучше сидит. А папа посоветуется с сыном (или поиграет в советы) при выборе стиральной машины нового поколения или другой бытовой техники. Вообще ребенка надо хоть понемногу приучать заботиться о доме, об общих для семьи вещах. А то ведь зачастую подросток печется только о своем. "Мой плейер", "мой магнитофон", "мои диски", " моя тушь для ресниц", "мой фотоаппарат"... Если они испортились или потерялись – это драма, а что касается остального – тут хоть трава не расти. Ну, может, пульт от телевизора и видеомагнитофона ребенка и волнует, но уж никак не исправность стиральной машины или кухонного комбайна, который он походя ломает и ничуть не расстраивается при этом – ведь это не его вещь.

Они этого достойны?

Мир рекламных роликов и телешоу сбивает подростка с толка. Этот мир кажется ему вполне реальным. Он уверен, что только так и можно жить, и очень бы удивился, узнав, что отнюдь не каждый телеведущий сидит дома на роскошном диване, который рекламирует в конце передачи.

Против бешеной и настойчивой рекламы нет (или почти нет) защиты. Даже при молчащем в доме телевизоре ребенок усваивает фетиши вместе с воздухом, которым дышит. Голову надо мыть только таким шампунем, носить в кармане только такой сотовый телефон, отдыхать не в деревне у бабушки, а покупать туры в Египет и Европу. Неужели еще недавно дочка безропотно полола клубнику, а сын с энтузиазмом помогал дедушке ставить новый забор? Теперь их на дачу калачом не заманишь, они считают такое времяпрепровождение унизительным, а садиться вместе с родителями в битую папину "шестерку" ребенку даже неловко. Он заворожен формой вещей, этикетками, лейблами, фирменными знаками. Домашний быт стал его раздражать. Чем дальше, тем больше он стыдится, что в его семье не такой, «как положено», уровень жизни.

Но ведь ребенок слеп. Он не видит, что роскошно живут единицы, которые бросаются в глаза, как новенькие иномарки на улице в потоке отечественных "жигулей", и застят нормальное зрение (в том числе и нравственное). Он хочет соответствовать принятым стандартам, а родители не могут удовлетворить даже его потребности каждый сезон надевать новые джинсы. Сын или дочь начинают искренне страдать и потихоньку, сами того не замечая, перестают уважать папу с мамой, которые "ничего в жизни не добились".

Однажды сын бросает папе: "Какой смысл вообще работать за такие деньги? ", а дочка все чаще окидывает маму критическим взглядом: " Как можно одеваться в такую дешевку?" Преисполненный непонятной обиды на родителей, подросток, конечно, не испытывает никакой благодарности за то, что его содержат, и фраза "Мы же тебя кормим!" никогда не достигает его слуха. Он кажется себе достойным другого существования, в особенности если у друзей родители побогаче. Бессовестный всезнайка уверен: он-то в отличие от мамы с папой понимает, что к чему в этой жизни. Обычно в это время выясняется, что его школьных знаний никак не хватает для поступления в институт или колледж, и надо срочно затягивать на поясе ремень и нанимать подростку репетиторов.

А если не нанимать? Если не платить за последующее образование, видя, что сыну или дочке по фигу свет знаний? Они полагают, что платная учеба сама по себе что-то гарантирует, что это проторенная дорожка в какую-то другую жизнь, для которой они предназначены. А может, не стоит поддерживать эти иллюзии, отказывая себе во всем? Пусть ребенок пойдет и заработает хотя бы на одни джинсы. Ему стыдно, что его родители "простые" учителя, врачи, инженеры? Тогда ему и карты в руки – пусть научит вас, как надо жить. Только не спасуйте – дайте ему эти самые карты.

Без комплексов

Такой разлад между старшим и младшим поколением, в общем, не странен. Странно другое: многим детям, живущим в семьях с очень скромным достатком, даже в голову не приходит из-за этого страдать. Они не только не упрекают родителей за материальные неудачи, но ждут не дождутся, когда сами начнут зарабатывать и смогут реально влиять на бюджет семьи. Может быть, одни от природы алчные, а другие нетребовательные и великодушные? Ведь бывает, что и в одной семье дети вырастают как на двух разных планетах. Сын ничего не просит, а дочь только и знает, что закатывает истерики и ставит условия: "Если купите новый плейер, пересдам алгебру!" Вот и верь после этого в воспитание...

Против природных черт характера и особенностей личности мы практически бессильны. Хам и грубиян останется хамом и грубияном, но его можно отучить от хамских выходок, а там, глядишь, привычка вести себя вежливо приживется, станет второй натурой. И законченному эгоисту (он таким на свет появился, уже младенцем заставлял всех вокруг себя плясать!) можно со временем вправить мозги и научить хотя бы внешне проявлять заботу о других. Но как? Ведь, пожалуй, все дети слышат одни и те же правильные слова, но почему-то в "трудном" возрасте они начинают отскакивать от подростка как от стенки... Как объяснить ребенку, что деньги в жизни не главное и вещи тоже не главное, если он все время мается от разных дефицитов, которые вы не можете покрыть?

С лекциями и нравоучениями вы, пожалуй, опоздали. Но ваше самоуверенное дитя – не такая уж яркая и сложившаяся личность, как ему самому кажется. Он еще вполне поддается влиянию родителей, которых будто бы перестал уважать и слушать (слышать).

А что иной подросток слышит изо дня в день? Папа жалуется, что его недооценивают. Мама без конца напоминает папе, как ему мало платят. В доме говорят с завистью о семье дяди, в которой целых три машины. Вообще о чужом благополучии отзываются неодобрительно. Даже гости проводят целый вечер за обсуждением неправедно нажитых богатств. При этом очевидно, что собственное скромное существование взрослых не устраивает. Вслед за ними и ребенок с детства привыкает делать сравнительный анализ финансового положения – своего и соседей.

Он подрос и понял, что родители комплексуют от того, что не могут угнаться за стандартными благами. Если мама с папой обижены на жизнь и привыкли оглашать свои обиды вслух ("Опять не повысили зарплату… Зажали премию… Обошли должностью"), чего же ждать от подростка? Он дышит с вами одним воздухом и думает, между прочим, вашими же словами. Только если вы предъявляете претензии к жизни, то он ищет виноватых поближе, в собственном доме. А кто ему всех ближе?…

Выход здесь только один: перестаньте комплексовать. Перестаньте все время говорить о деньгах. Ведь вы-то действительно знаете, что не они – главное в жизни. И, пожалуйста, не сваливайте все на рекламу, от которой нет спасения, и на "время", которое испортило ваше чадо. Если в семье ребенок дышит другим, не денежным, не меркантильным воздухом, атмосферные явления этого рода вряд ли коснутся его.

Хочу апельсин! Или как ходить в гости с ребенком
Есть такой анекдот: «В доме праздник – собрались гости. Маленький мальчик подходит к маме и громко заявляет: «Мама, я хочу писать!»
Есть такой анекдот: «В доме праздник – собрались гости. Маленький мальчик подходит к маме и громко заявляет: «Мама, я хочу писать!» Мама смущается, но отводит ребенка в туалет, по пути прочитав лекцию – как себя вести при гостях. Напоследок просит сына, чтобы в следующий раз – когда он захочет писать – пускай подойдет к ней, и попросит апельсин. Ребенок соглашается. При очередном скоплении чужих «дядек» и «тётек», малыш подбегает к матери и гордо говорит: «Мама, я хочу апельсин и какать!»

Вот так и мы с сыном. Апельсинов с неба не хватали, говорили о том, что думали. Иной раз так приятно, когда мой человечек скажет что-нибудь умное или трогательное. А иногда приходилось отчаянно бороться с краской на лице – детям не важно – что можно говорить, а о чем лучше промолчать. Кажется, что все договоренности относительно запретных тем достигнуты. И на тебе! Очередной опус малолетнего умника, очередная мысль «Господи, хоть бы никто не услышал!» Естественно, ребенок скажет еще раз и погромче – не для себя же старается. Спасибо окружающим – за их молчаливое сочувствие. Но в конце концов – сколько можно мучиться?

Зная характер своего говоруна – я просто стала выбирать – к кому мы идем вместе, а к кому - извини, мой хороший, без тебя. Сиди дома – конструктор собирай. Маме еще работать в этом городе. А ведь некоторое время назад я так ждала, когда же сын подрастет и можно будет «выводить его в люди». Дело в том, что будучи совсем маленьким – в гостях мой «герой» не стремился играть со сверстниками, разглядывать новую обстановку и т.д. Ему хотелось быть только рядом со мной – одновременно требуя воды, еды, одним словом - внимания. Я пыталась его отвлечь. Бесполезно. Он успокаивался только вернувшись домой.

Так когда же начинать водить ребенка в гости? Каждый малыш индивидуален. У него свой неповторимый характер и определенные привычки. Если ребенок чуть ли не с рождения тянется к взрослым, прекрасно себя чувствует в любой обстановке – зачем ждать какого-то срока? Ваш малыш – коммуникабельная личность, и не стоит лишать его радости общения с другими людьми. А если все наоборот – это является либо следствием того же характера, либо следствием вашей ошибки.

Мы часто забываем о том, что дети (даже в очень нежном возрасте) склонны стесняться. Мы не хотим об этом думать, ведь главная цель – показать свою куколку. Покрутить ее и так и эдак, попросить рассказать стишок, станцевать. А малыш страшно стесняется. И запоминает это чувство – кругом чужие люди, а он «не должен расстроить мамочку». Очень важно, если ваш ребенок робок по своей натуре – не акцентировать на нем внимание и общаться с ним, как с практически взрослым человеком.

Бывает и такое – вы всё делали правильно, а малыш категорически не хочет идти к тете Моте. Наверное, стоит оставить мысли о гостях. Насильно мил не будешь. А желание общаться с посторонними – увы, не привьешь. Неинтересны вашему ребенку чужие дяди и тети, их дети и страшные собаки. Ему хорошо с вами. Не переживайте – так будет не всегда. И не стоит завидовать подруге, чей ребенок «ну такая лапочка – всем улыбается, всех любит!» Ваш человечек обязательно проявит себя в чем-нибудь другом. Иначе и быть не может.


 

Идея и создание сайта, web-дизайн: Колонтаевская Елена Александровна
Последнее обновление 01.02.2007



Hosted by uCoz